Гигиенические основы физических упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

В определении стратегии  и тактики реализации задач оздоровительной  направленности необходимо со всей отчетливостью  понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения  возможно только в том случае, когда  человек наряду с правильной и  достаточной по объему и интенсивности  двигательной активностью будет  систематически выполнять и остальные  шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.

Оглавление

Введение
Глава 1. Гигиенические основы физических упражнений
1.1 Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями
1.2 Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания
Глава 2. Гигиена спортивных сооружений и мест занятий физкультурой
2.1 Гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 32.01 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Гигиенические основы физических упражнений

1.1 Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями

1.2 Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания

 

Глава 2. Гигиена спортивных сооружений и мест занятий физкультурой

 

2.1 Гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями.

Заключение

Список использованной литературы

 
 

 

Введение

 

В определении стратегии  и тактики реализации задач оздоровительной  направленности необходимо со всей отчетливостью  понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения  возможно только в том случае, когда  человек наряду с правильной и  достаточной по объему и интенсивности  двигательной активностью будет  систематически выполнять и остальные  шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.

Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что  для укрепления здоровья человек  должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого  он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело  реализовывать свои потребности  и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач  и должно быть главным содержанием  уроков физической культуры и гигиены.

Охрана и укрепление здоровья людей - важнейшая государственная  задача. Профилактическое направление  является в здравоохранении основополагающим. Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение  высокого уровня здоровья людей, их творческого  долголетия, устранение различных причин заболеваний, повышение защитных сил  организма, улучшение условий труда  и быта, отдыха населения, охрану окружающей среды. Она осуществляется путем  комплексных программ, включающих различные  социально-экономические, медико-санитарные и общественные мероприятия по охране здоровья людей.

Медико-санитарные мероприятия  по охране здоровья населения осуществляются в соответствии с положениями  профилактической медицины, в основе которой лежит гигиена.

 

ГИГИЕНА (от греч. hygieinos—здоровый) - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа.  

Целью гигиены является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Гигиенические основы физических упражнений

 

 

 

    1. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями

 

Это непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность.

Принцип непрерывности и  преемственности должен соблюдаться  на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском  возрасте, когда происходят бурный рост и физическое развитие организма. В этот период отмечается повышенная чувствительность растущего организма как к недостатку двигательной активности, так и к ее избыточности. Если ребенок не выполнил необходимый объем двигательной активности, в последующие годы восполнить этот недостаток трудно и даже невозможно. В развитии человека, физическом и умственном, есть определенные критические (сенситивные) периоды, в которые соответствующая функция развивается особенно быстро

Соматотип человека формируется в возрасте 6-7 лет; быстрота - в 8-10 лет, так как именно в этом возрасте развиваются морфологические субстраты нервной и мышечной систем, обеспечивающие быстроту, координацию мышечных движений. Общая выносливость развивается преимущественно в 10-14 лет, что связано в первую очередь с ростом объема и мышечной массы сердца, увеличением вентиляционной и диффузной функции легких; мышечная сила в 13-16 лет, когда быстро увеличивается мышечная масса тела.

Интересные данные получены в последнее время в наблюдениях  за детьми 4-5-месячного возраста, которых  обучают плаванию. Оказывается, в  грудном и раннем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным потенциалом  физического развития, который прежде практически не использовался, так  как возможности применения физических упражнений в этом возрасте очень  ограничены. Плавание оказалось для этого возраста самым эффективным средством физического воспитания, стимулирующим развитие мышечной (не нагружаются слаборазвитые скелет и позвоночник), сердечной, легочной и нервной систем. Кроме того, плавание оказывает закаливающее и гигиеническое действие на кожу. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, к 7-8 годам лучше физически развиты.

Таким образом, физическое воспитание должно быть непрерывным и строиться  только на основе учета сенситивных периодов отдельных функций организма ребенка. С гигиенической точки зрения особенно важно, чтобы в эти периоды ребенок не испытывал недостатка в движениях, в которых развиваются быстрота, выносливость, сила. Физическое воспитание школьников, их занятия физическими упражнениями должны быть не только непрерывными, но и постоянными. Отсутствие целенаправленной двигательной активности даже в относительно короткий период времени оказывает отрицательное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность человека: замедляется и даже нарушается возрастное развитие двигательных качеств, теряются ранее сформированные двигательные навыки и умения.

Принцип комплексности. Под  комплексностью понимается одновременное  применение в процессе физического  воспитания различных средств физической культуры, направленных на развитие основных двигательных качеств. Каждое из средств  оказывает специфическое влияние  на организм и здоровье человека.

Принцип адекватности. Это  такое планирование, организация, применение таких средств и методов физического  воспитания школьников разных поло-возрастных групп, которые бы соответствовали их возрастным функциональным возможностям и индивидуальным способностям. Под функциональными возможностями той или иной систем организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимально возможной ее величиной во время работы с предельными нагрузками. Каждому возрастному этапу свойствен определенный уровень биологической потребности в двигательной активности. Границы двигательной активности для каждого человека устанавливаются в соответствии с его возрастными, половыми функциональными особенностями и возможностями, состоянием здоровья, условиями жизни 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания

 

Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое воспитание представляет собой  сложный процесс, основанный главным  образом на деятельности с большим  калорическим и механическим эффектом. Оно состоит из многократных и  целесообразных повторений тех или  иных физических упражнений и процедур, в результате которых в организме  происходят изменения, ведущие к  повышению его функциональных возможностей. Под функциональными возможностями  организма понимается диапазон между  исходной величиной функции в  состоянии покоя и максимальной ее величиной во время работы с  предельными нагрузками. Каждому  этапу возрастного развития свойствен  определенный уровень двигательной активности. Границы для каждого  индивида устанавливаются в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья, условиями жизни и функциональными  особенностями.

Для физиолого-гигиенической  оценки влияния физических нагрузок на организм школьников в процессе физического воспитания используются различные классификации. Критериями такого воздействия служат ЧСС, предельное время физической работы, потребление  кислорода и т.д. При этом можно  пользоваться следующей классификацией нагрузок, включающей пять зон:

1) зона низкой интенсивности.  Работа в этой зоне может  выполняться в течение длительного  времени, поскольку все физиологические  функции организма не испытывают  напряжения (ЧСС не превышает  100-120 уд/мин) - ходьба, прогулки на  велосипеде, лыжах, плавание в  свободном режиме;

2) зона умеренной интенсивности  (примерно 50% от максимальной нагрузки) Работа в этой зоне не способствует  развитию общей выносливости, так  как деятельность мышц, других  органов и тканей обеспечивается  преимущественно за счет кислорода  (ЧСС - 130-60 уд/мин) Работа в этой  зоне способствует установлению  взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также двигательного аппарата. Предельное время работы детей 7-8 лет в этой зоне составляет в среднем 15-16 мин, к 13 - 14 годам оно увеличивается примерно в два раза у девочек и в четыре раза у мальчиков,

3) зона большой интенсивности  (около 70% от максимальной нагрузки). Работа в этой зоне (даже в  течение 10 мин) вызывает наибольшее  напряжение физиологических функций  в организме школьников. Несмотря  на то что предельное время выполнения нагрузки в этой зоне не превышает у школьников в среднем 10 мин, функции дыхания и другие показатели могут достигать при этом наибольших значений. Другие физиологические процессы, обеспечивающие доставку кислорода к мышцам, например ударный выброс крови из сердца, не усиливаются по сравнению с нагрузкой 50%. Работоспособность у многих девочек 13 - 14 лет оказывается даже ниже, чем у 11-12-летних. Это обусловлено сложными перестройками в их организме к концу периода полового созревания, а также снижением двигательной активности. Такие нагрузки следует сочетать с нагрузками умеренной интенсивности для развития скоростной и общей выносливости. Регулярное выполнение циклических упражнений, во время которых ЧСС достигает 150-170 уд/мин, способствуют развитию аэробных и анаэробных возможностей организма и соответственно различных сторон выносливости. Средствами развития общей и скоростной выносливости в зоне большой интенсивности могут быть ускоренный длительный бег, бег на лыжах;

4) зона субмаксимальной, или высокой, интенсивности (примерно 80% от максимальной нагрузки) соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции, скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором работа мышц, сердца и других органов обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у школьников 11-12 лет в среднем 50 с, а у более старших - 1 мин и более. Время выполнения физических упражнений высокой интенсивности (например, прыжков со скакалкой), направленных на развитие скорости и скоростно-силовых качеств, не должно превышать для 11-12-летних 15 с, для более старших - 20-25 с В упражнениях с однократным поднятием груза его величина не должна превышать для школьников 9-10 лет 50%, 12 - 13-летних - 70% и 14-15-летних - 90% веса тела. Продолжительность таких однократных упражнений - 10-20 с;

5) зона максимальной интенсивности  (100%) Соответствует выполнению физических  упражнений в максимальным темпе  и с предельным усилием. Предельное время выполнения циклических нагрузок как у школьников, так и у взрослых составляет в среднем 10 с.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Гигиена спортивных сооружений и мест занятий физкультурой

 

2.1 Гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями.

 

Гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий  физическими упражнениями.

Спортивные сооружения должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. К гигиеническим требованиям спортивных сооружений предъявляются особо высокие требования, так как от их санитарного состояния зависит оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и спортом.

После сдачи спортивного сооружения в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологической станции и врачебно-физкультурных  диспансеров, а также специалисты  по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий  санитарный надзор этих помещений. Замечания  и предложения представителей органов  санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен иметься на всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте  необходимо иметь правила внутреннего  распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенических норм, правил содержания и эксплуатации спортивных сооружений несёт администрация  данного сооружения. При нарушении  санитарно-гигиенических норм и  правил администрация привлекается к ответственности.

Спортивные помещения (залы, манежи, плавательные бассейны) могут размещаться  в специальных или входить  в состав общественных зданий (учебных  заведений, клубов и др.). Служебные помещения в спортивном сооружении должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной для верхней одежды - раздевалки мужские и женские (с душевыми и туалетами) - спортивный зал. Подробное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов.

Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми  к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Пол - ровным, нескользким, эластичным, легко моющимся.

Информация о работе Гигиенические основы физических упражнений