Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:35, реферат
Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
всесторонняя физическая подготовка студентов;
профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4
1.Учебная работа 4
2.Спортивная массовая работа 5
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 6
1.Урочная форма 6
1.1 Типовая структура урочного занятия 8
1.1.1 Подготовительная часть 8
1.1.2 Основная часть 9
1.1.3 Заключительная часть 12
2. Внеурочная форма 13
2.1 Формы организации самостоятельных занятий 13
2.2 Требования к организации самостоятельных занятий 15
Список используемой литературы 16
Содержанием урочного занятия являются:
гимнастические
упражнения (обще развивающие, на
быстроту и точность реакции,
упражнения с мелкими предметами)
игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках,
равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба
на лыжах.
Спортивно-тренировочные
занятия имеют под собой цель спортивного
совершенствования в одном из видов спорта,
гимнастики, игр. В связи с этим на занятии
особое внимание уделяется повышению
уровня физической, морально-волевой,
технической и тактической подготовке
студентов. В зависимости от периода обучения
и подготовленности занимающихся изменяются
и задачи занятий. На одних – больше внимания
уделяется изучению техники (метании копья,
попеременного хода на лыжах), в других
- внимание преподавателя направляется
преимущественно на усвоение основ тактики
применительно к спортивным играм.
Как
занятия по ОФП, так и по спортивной
тренировки могут
быть различны по своим
задачам:
Занятием по ознакомлению с группой, начинается работа преподавателя с коллективом студентов. На первых занятиях важно выявить подготовленность занимающихся, их активность, организованность и отношение друг к другу. Эти задачи разрешаются путём бесед и выполнения специальных упражнений. Путём игр и элементов соревнования можно выявить организованность группы, умение целесообразно пользоваться полученными ранее навыками в сложной и внезапно меняющейся обстановке.
Занятия по изучению нового материала применяются в различных коллективах. Таковы начальные занятия в лыжном спорте, плавании, где занимающиеся впервые знакомятся с основами техники упражнений.
Занятия, целью которых является повторение и закрепление материала, чаще всего используются в спортивно-тренировочной работе, где достижение высоких показателей невозможно без тщательной работы над техникой. В ВУЗах эти занятия проводятся преимущественно в конце учебного семестра.
Занятия смешанного характера используются в работе с различными группами. Одни упражнения на этих занятиях знакомы занимающимся и повторяются в целях закрепления двигательных навыков и совершенствования важнейших качеств, другие – изучаются впервые.
Зачётные занятия проводятся для выявления качества учебно-воспитательной работы. В обязательных рамках этих занятий проводится сдача установленных нормативов.
Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.
Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью ВУЗа совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.
К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.
Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.
В
целях спортивного
Подготовка занимающихся к решению главных задач занятия выражается в организации группы, переключении внимания занимающихся на предмет занятий и создании у них бодрого настроения, подготовке двигательного аппарата и усилении функций внутренних органов. Решение этих задач производится почти одновременно. Для этого в подготовительной части используются некоторые строевые и порядковые упражнения, ходьба с обычной или повышенной скоростью, бег умеренной быстроты и продолжительности, специально организованные упражнения на внимание, некоторые игры, обще развивающие упражнения с предметами (палки, набивные мячи, скакалки), упражнения на некоторых снарядах (гимнастической стенке, скамейке).
Благодаря разминке создаются лучшие условия для образования двигательного стереотипа.
Подбор упражнений и их дозировка должны обеспечивать хорошее разогревание, предохраняющее от травм, возможных при выполнении основных упражнений. Упражнения выполняются с большой амплитудой, что позволяет более полно использовать физиологические возможности мышц и создаёт хорошие условия для кровообращения.
Для того чтобы обеспечить эффективность подготовительной части урочного занятия, надо проводить её без пауз, но не доводить занимающихся до утомления. Целесообразно чередовать упражнения, обеспечивающие воздействия на различные части тела и группы мышц, а также упражнения на силу с упражнениями на растягивание, избегать выполнения упражнения в одном и том же темпе. Медленные и плавно выполняемые упражнения следует чередовать с более быстрыми и резкими.
Содержание подготовительной части занятия определяется задачами, а, следовательно, и содержанием основной части и строится с учётом особенностей группы занимающихся студентов, условий проведения занятия и его типа.
Продолжительность
подготовительной части при занятии
90 минут составит примерно от 15 до 25
минут, в отдельных случаях её
продолжительность может
В основной части урочного занятия разрешаются следующие задачи: изучение и совершенствование спортивных навыков; дальнейшее развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости); воспитание волевых качеств; улучшение функций органов дыхания, кровообращения и других в целях укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и подготовки занимающихся к выполнению заданий с высокими напряжениями; развитие умения применять усвоенные навыки, знания и качества в конкретной меняющейся обстановке.
Для
разрешения этих задач, в первую очередь
используются основные упражнения каждого
вида спорта, гимнастики, игры. Одновременно
с этим широко используются обще развивающие
и специально подготовленные упражнения,
а также вспомогательные из отдельных
видов спорта и гимнастики.
Поставленные задачи в процессе занятия разрешаются следующим образом:
Успех
в разрешении задач зависит от
ряда причин. Во-первых, он зависит от
того, как занимающиеся подготовлены
к овладению средств основной
части урочного занятия, т.е. от качества
подготовительной части занятия; во-вторых,
какова последовательность упражнений
внутри основной части занятия.
При
расположении упражнений внутри основной
части занятия надо руководствоваться
следующими положениями:
Для изучения техники выполнения упражнений необходимо применять упражнения на гибкость (растягивание). Их целесообразно использовать перед изучением некоторых видов упражнений (барьерный бег, акробатические упражнения, различные прыжки) или проводить в промежутках между попытками. Необходимость применения упражнений на гибкость непосредственно в основной части занятия вызывается тем, что их последствие крайне непродолжительно – 6-8 минут.
В
целях повышения