Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:35, реферат
В профилактике и лечении заболеваний, в реабилитации больных, перенесших тяжелые болезни, большое значение придают физической культуре, одному из основных средств физического воспитания человека. Основное средство физической культуры – Физические упражнения, Т.Е. специальные движения, более или менее сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим разнообразием как по содержанию, так и по формам.
Введение ………………………………………………………2
Гимнастика для беременных женщин ………………3
Упражнения для тренировки дыхания ……………..4
Первый комплекс упражнений ………………………..5
Второй комплекс упражнений …………………………6
Физические упражнения в послеродовом периоде ……. 7
Комплекс физических упражнений в послеродовом периоде .7
Гимнастика для ребенка первого года жизни ………10
Новорожденный ………………………………………………..10
Четвертый-шестой месяц жизни …………………………12
Седьмой-девятый месяц жизни …………………………..14
Десятый- двенадцатый месяцы жизни …………………15
Список использованной литературы ……………………17
2. Исходное положение
то же. Согнуть руки в локтевом
суставе, упереться в кровать.
Приподнять грудную клетку, вздох,
вернуться в исходное
3. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову, подбородком коснуться груди, стопы разогнуть (подтянуть на себя), правой рукой потянуться к левой стопе. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, левой рукой тянуться к правой стопе. Возвращаясь в исходное положение, расслабить все мышцы, дыхание не задерживать (2-3 раза каждой рукой).
4. Исходное положение: лежа на правом (левом) боку. Согнуть ногу левую (правую) в коленном и тазобедренных суставах и прижать к животу с помощью руки соответствующей стороны - выдох, вернуться в исходное положение - вдох (2-3 раза каждой ногой).
5. Исходное положение
на спине, руки вдоль туловища.
Поочередно согнуть правую, затем
левую ногу в коленном и
тазобедренном суставе,
6. Исходное положение лежа на спине. Развести руки в стороны и вверх - вдох, опустить вниз - выход (3-4 раза).
7. Исходное положение то же. Руками держаться за изголовье кровати, ноги приведены и прижаты друг к другу. Повернуться на правый бок, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение в левую сторону (3-4 р. в каждую сторону). Дыхание не задерживать.
8. Исходное положение то же. Все мышцы максимально расслаблены. Глубокое спокойное дыхание в течение 30 сек.
Родильницы 2-го и 3-го дня после родов на этом упражнении заканчивают. Остальные продолжают выполнение комплекса.
9. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, опираясь на пятки, затылок и плечевой пояс, поднять спину, ноги не сгибать в коленных суставах, сильно втянуть тазовое дно, вернуться в исходное положение, расслабить мышцы (4-5 раз).
10. Исходное положение то же. После глубокого вдоха на выдохе поднять правую прямую ногу до вертикального положения, опустить - выдох (5-6 раз каждой ногой).
11. Исходное положение
расслабить все мышцы,
12. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, стопами опереться о спинку кровати. Поднять таз, прогнуть спину, не сгибая коленных суставов, втянуть промежность, сжать ягодицы. Вернуться в исходное положение, расслабить все мышцы (4-5 раз).
13. Исходное положение:
лежа на животе, руками держаться
за края кровати. Поднять
14. Исходное положение коленно-кистевая поза (на четвереньках). Втянуть живот и промежность, держать 3-4 счета, затем расслабить - вдох (5-6 раз).
15. Исходное положение
то же, поднять прямую правую
ногу назад и вверх, согнуть
ее и подтянуть к животу, вернуться
в исходное положение.
16. Исходное положение стоя на коленях, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, слегка разогнуть корпус - вдох, опустить руки - выдох (3-4 раза).
Родильницы 4-го и 5-го дня после родов на этом упражнении заканчивают. Остальные продолжают выполнение комплекса.
17. Исходное положение: стоя на полу, стопы вместе, ладони на затылки, локти разведены. Повернуть корпус вправо с одновременным отведением правой руки, вернуться в исходное положение. Повторить поворот влево с отведением левой руки, вернуться в исходное положение (по 4 раза в каждую сторону).
18. Расслабить мышцы плечевого пояса. Постепенное углубление дыхания. На выдохе втягивать переднюю брюшную стенку (4-5 раз)
19. Исходное положение: стоя боком к кровати, рукой держаться за спинку. Отведение ноги в сторону, вперед, назад. Переводя ногу из положения впереди в положение назад, стараться не касаться носком пола (4-5 раз каждой ногой).
20. Исходное положение:
стоя лицом к спинке кровати,
держась руками за спинку. Полное
приседание на выход, колени
прижать друг к другу,
21. Ходьба по палате на носках, дыхание не задерживать (25-20 сек). Руки на поясе, у плечевого сустава, отведены в стороны, за головой.
22. Исходное положение
стоя спиной к стене, пятки,
ягодицы, лопатки, затылок
23. Исходное
положение лежа на спине.
24. Исходное положение то же. Расслабить все мышцы. Спокойное дыхание с постепенным углублением выдоха (30 сек - 1 мин).
После выписки из родильного дома женщина должна продолжать занятия гимнастикой. Многим женщинам хотелось бы после родов и первого периода привыкания к новому образу жизни как можно скорее снова стать красивой и стройной, приобрести прекрасную физическую форму, поэтому не стоит забывать, что лучший помощник в этом именно гимнастические упражнения. Смысл и цель упражнений состоят в том, чтобы способствовать естественному процессу возврата организма в прежнее состояние и, кроме того, повысить упругость брюшного покрова и мышц дна таза, а тем самым предупредить опускание матки.
Гимнастика для ребенка первого года жизни. Новорожденный.
Первый месяц после рождения – особый период в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно за это время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц жизни – это восстановительный период после родов и время перестройки жизненных функций ребенка, таких как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.
Закончился первый месяц жизни ребенка. Завершилось его приспособление к новым условиям существования. С этого возраста следует приступать к физическому воспитанию малыша. Физическое воспитание – это система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей ребенка путем использования физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы, а также мерами общественной и личной гигиены. Физическое воспитание детей грудного возраста включает двигательный режим, гигиеническое воспитание, широкое использование воздуха, света и воды, обеспечивающих закаливающее воздействие. Понятие хорошего физического состояния ребенка отнюдь не связано с каким-либо видом спорта для грудничков и маленьких детей. Важнейшие факторы физического воспитания детей первого года жизни – массаж и гимнастика, способствующие правильному физическому и нервно-психическому развитию ребенка, формированию и совершенствованию у него двигательных умений и навыков.
Выкладывание на живот.
Укреплению мышц шеи и развитию мышц туловища способствует выкладывание ребенка на живот. Выкладывать малыша на живот надо несколько раз в день, обычно во время пеленания, обязательно на ровную и твердую поверхность (стол, покрытый легким одеялом или пеленкой). Твердая поверхность заставляет его напрягать мышцы туловища. На мягкой (постель, подушка, диван) этого не происходит. Разумеется, к данному положению ребенка надо приучать постепенно, выкладывая его сначала на одну минуту потом на две, три и т. д. Целесообразно выкладывать малыша на живот обнаженным. Подобные воздушные минутные ванны – мягкое, но существенное закаливающее мероприятие. Оно приводит к сокращению кожных сосудов и уменьшению теплоотдачи. Таким образом ребенок учится сохранять тепло организма. Если эта способность будет развиваться систематически, изо дня в день, то никакая простуда на будет опасна для ребенка.
Понятия «закаленный» и «незакаленный» организм применимы к детям самого раннего возраста. Достаточно в течение нескольких дней, а тем более недель подержать ребенка в комнате с высокой температурой воздуха (250 и выше), как все защитные силы его организма, активизировавшиеся при рождении, выключаться из-за отсутствия необходимости их применения. В таких случаях даже небольшое охлаждение или легкий сквозняк могут способствовать возникновению болезни.
Массаж и гимнастика.
Укреплению здоровья, активизации обмена веществ, развитию мышечной и кровеносной систем ребенка способствует общий легкий, так называемый физиологический, массаж. Лучшее время для начала массажа – 6-7 неделя жизни. Массаж и гимнастику нужно проводить ежедневно в одно и то же время – через час после кормления. Делаются они здоровому ребенку, когда он спокоен. Температура помещения при этом должна быть 20-220С. Малыша обнажают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность, например на стол, покрытый байковым одеялом или пеленкой. Упражнения выполняются плавно и мягко. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, ногти нужно остричь, часы и украшения снять. Тальк и вазелин при массаже употреблять не следует. Основной прием массажа в этом возрасте – поглаживание. Ладонь при этом равномерно и нежно скользит по коже ребенка. Одной рукой поочередно придерживают сначала кисти, потом стопы и поглаживают конечности с внутренней и наружной сторон от периферии к центру. Такого рода действия ускоряют движение межтканевой жидкости и лимфы. Затем переворачивают малыша на живот и нежно поглаживают его спинку тылом кистей снизу вверх, а ладонями сверху вниз. Дальше ребенка переворачивают снова на спинку и правой рукой поглаживают его живот по ходу часовой стрелки. Все приемы массажа в этом возрасте повторяются 4-6 раз. Массаж сочетается с гимнастическими упражнениями.
В гимнастике для младенцев на первом месте стоит нежный контакт через кожу: благодаря игровым упражнениям, которые не имеют ничего общего с разучиванием сложных физкультурных упражнений, можно поддержать естественную природную последовательность движений. Таким образом, ребенок воспринимает гимнастические игры как усиление уже имеющихся двигательных возможностей. Сверх того гимнастика для младенцев способствует созданию мускулатуры и подвижности суставов.
Игры и игрушки более воздействуют на чувствительно-духовное развитие ребенка, причем они, конечно, затрагивают и его физические способности. Соответствующие возрасту игрушки поддерживают переход от более грубых нецеленаправленных движений, подобных рывкам (макромоторика), к более мелким, гармоничным, целенаправленным движениям (микромоторика).
Таким образом, гимнастические упражнения в этом возрасте направлены на стимулирование рефлекторных движений: 1) рефлекторное ползание – подталкивание рукой под подошвы при положении ребенка на животе и спине; 2) разгибание позвоночника в положении на боку при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от креста к шее; 3) сгибание стопы при проведении пальцем по наружному ее краю от основания пальцев к пятке.
Четвертый-шестой месяц жизни.
Развитие детей в первые месяцы жизни происходит так быстро, что новые навыки и умения рождаются прямо на глазах.
На четвертом месяце ребенок уже поднимает головку из положения на спине. Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. При поддержке под мышки хорошо опирается на ножки. Заметно совершенствуются движения мышц. Малыш пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение тела.
Гимнастические упражнения на четвертом месяце жизни усложняются и должны способствовать дальнейшему развитию навыков и умений. Занятия начинают с обычного легкого массажа конечностей. Затем следует первое гимнастическое упражнение. Руки малыша отводят в стороны и скрещивают на груди 6-8 раз. Затем вновь массаж, на этот раз живота, - круговое поглаживание по часовой стрелке, растирание боковых мышц и в заключение опять легкие поглаживания. Следующее гимнастическое упражнение: сгибание и разгибание ног вместе 4 раза и попеременно 4 раза. После этого удобно проводить поворот со спины на живот вправо при поддержке на левую руку и ноги. После поворота на живот, снова поглаживающий массаж спины. С массажем хорошо сочетается следующее упражнение для мышц шеи и туловища. Ребенка поднимают на руках над столом, ладонями поддерживают под грудью и животом. Малыш рефлекторно поднимает голову и туловище, упирается ногами в грудь матери. Это так называемое положение «пловца». Упражнение повторяется 2 раза. Потом ребенка укладывают на спину и помогают ему повернуться на живот, но уже в левую сторону. Следует особенно тщательно выполнять повороты со спины на живот, поскольку они являются одним из главных методов укрепления мышц туловища и развития вестибулярного аппарата. В заключение проводится имитация ползания. Левая рука матери подводится под живот ребенка. Полусогнутые ноги его упираются в ладонь правой руки, прижатой к подошвам. Слегка приподнимая тельце малыша, мама помогает ему оттолкнуться от ладони. И как всегда, гимнастические упражнения заканчиваются общим массажем. Если у ребенка поддерживалось активное, хорошее настроение, занятия были проведены правильно.
На пятом месяце жизни продолжается совершенствование двигательных умений малыша. Он уже поднимает не только голову, но и туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, свободно поворачивается со спины на живот, садится, если ему немного помочь. При поддержке за туловище ровно и устойчиво стоит, переступает ножками.
Массаж и гимнастика в этом возрасте имеют целью дальней шее развитие и закрепление физических умений. Упражнения выполняются в основном те же, что и раньше, но необходимо обращать внимание, чтобы с каждой неделей уменьшался объем пассивных движений, и стимулировались активные. Должно нарастать число повторений каждого из упражнений. При этом следует соблюдать правило рассеянной нагрузки, т.е. поочередно выполняются упражнения, включающие разные группы мышц. Упражнения для конечностей и туловища должны, как и ранее, перемежаться с соответствующими приемами общего массажа. Желательно при выполнении гимнастических упражнений использовать игрушки, которые можно захватывать и удерживать.