Физическое воспитание в летнем оздоровительном лагере школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:27, реферат

Краткое описание

Тема данного реферата «Физическое воспитание в летнем оздоровительном лагере школьников». Для написания своей работы я использовала издания следующих авторов: Холодова М.К., Кузнецова В.С., Железняк Ю.Д., Мурсалимова P.M. Б. А. Ашмарина и др. Все авторы указывают на то, что физическое воспитание составляет важную, неотъемлемую часть всей воспитательной работы со школьниками в летнем оздоровительном лагере. Р.М. Мурсалимов например, пишет: «физическое воспитание органически сочетается с различными формами воспитательной работы, содействует военно-патриотическому и интернациональному воспитанию детей и подростков».

Оглавление

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
1. Роль физического воспитания школьников в летних
оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3
2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4
3. Методика работы-------------------------------------------------------------6
3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7
3.2 Примерные комплексы упражнений утренней
гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10
3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13
Заключение------------------------------------------------------------------------------------15
Список литературы--------------------------------------------------------------------------16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЗ-РЕ 3 КУРС.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

Для проведения зарядки в составе  лагеря наиболее удобно строить детей  в линию отрядных колонн, разомкнутых  по фронту и в глубину на два  шага. Строй отряда может состоять из трех-четырех колонн: колонны  мальчиков и девочек отдельно. Рекомендуется разметить место построения специальными фанерными таблицами (40x40) с указанием номера отряда. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.12)

Руководитель  зарядки должен находиться посередине общего строя, на расстоянии 10-15 м. от первой шеренги. Для того, чтобы видеть всех ребят, лучше встать на какое-либо возвышение, позволяющее руководителю показывать и самому выполнять упражнения. Зарядку нужно проводить под музыку (баян, магнитофон). Для лучшего руководства зарядкой проводящему ее желательно иметь мегафон или обычный рупор. Воспитатели встают впереди своих отрядов лицом к строю. Они выполняют упражнения (зеркально) вместе со всеми и одновременно следят за дисциплиной строя и правильностью выполнения упражнения детьми, делая при необходимости короткие замечания (вполголоса). (Мурсалимов P.M. – 2003 с.12)

На  зарядке должен обязательно присутствовать врач (медсестра). Общелагерная зарядка обычно начинается приветствие ее руководителя: "Доброе утро, ребята!". После приветствия дети начинают выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики. В этот комплекс включают обычно 8-12 упражнений, воздействующих на основе группы мышц (упражнения для рук, ног, туловища), а также комбинированные упражнения, основной методический принцип при составлении такого комплекса - правильная, посильная для детей, дозировка нагрузки. Она должна постепенно повышаться к середине комплекса, а затем несколько снижаться от середины комплекса в ходе выполнения последних двух-трех упражнениий. Упражнения следует выполнять, не задерживая дыхания, четко, энергично, сохраняя красивую осанку. Каждое упражнение комплекса выполняется 6-10 раз. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.12)

Комплекс зарядки обычно начинается с ходьбы на месте (1 мин.); затем легкого бега на месте (1 мин.). Если расстояние от спального помещения до места зарядки 100-150 м. и дети на зарядку передвигаются в быстром темпе, то ходьбу и бег на месте построения можно не проводить. После ходьбы и бега выполняют упражнения типа потягивания, затем для рук, плечевого пояса, туловища, ног, комбинированные упражнения. Заканчивают комплекс прыжками и ходьбой на месте (1 мин.) в сочетании с упражнениями на дыхание. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.12)

Для того, чтобы зарядка была интересной, комплексы упражнений рекомендуется менять (за одну лагерную смену не менее двух-трех комплексов) с постепенным их усложнением за счет повышения трудности координации движений и увеличения количества упражнений. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.12)

Целесообразно заменять комплекс постепенно, по частям. Новые комплексы зарядки рекомендуется  предварительно специально разучивать поотрядно под руководством воспитателей в часы спортивно-массовой работы. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.12)

При каждом удобном случае следует разъяснять детям значение утренней гимнастики для укрепления здоровья, напоминать, что ежедневное выполнение зарядки, понимание ее роли и места в  режиме дня, умение самостоятельно составлять простейшие комплексы упражнений является одним из основных требований в летнем лагере отдыха. В целях повышения организованности и качества зарядки целесообразно проводить специальные конкурсы ( или соревнования) между отрядами на лучшее ее выполнение. При проведении такого конкурса рекомендуется учитывать, например, такие элементы зарядки: быстроту, четкость построения, однообразие и опрятность формы одежды, дисциплину строя и равнение, правильное и одновременное выполнение упражнений и т.д. Оценку каждого такого элемента зарядки можно производить по пятибалльной системе. Отряд, набравший наибольшую сумму баллов, становится победителем конкурса и награждается переходящим вымпелом. При равенстве показателей (в баллах) победу всегда следует присуждать младшему по возрасту отряду. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.13)

Как уже  говорилось, с детьми 7-9 лет необходимо зарядку проводить отдельно. Ею руководит  или инструктор по плаванию или воспитатели  этих отрядов, проинструктированные педагогом по физическому воспитанию. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.13)

Для школьников специальной медицинской группы во время, отведенное распорядком дня  на зарядку, целесообразно организовать занятие специальной лечебной гимнастикой. Проводить такие занятия может  медсестра или один из воспитателей отряда, получивший соответствующий инструктаж. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.13)

3.2 ПРИМЕРНЫЕКОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ  ГИМНАСТИКИ.

(Мурсалимов P.M. – 2003 с.14-17)

Для детей 7-9 лет

  1. Ходьба на месте (1 мин.)
  2. Исходное положении (и.п.) - основная стойка.1-2. Поднимаясь на носки, прогнуться, руки через стороны вверх (вдох) 3-4. опускаясь на всю ступню, руки вниз скрестно с небольшим наклоном туловища вперед (выдох), Повторить 6 раз в медленном темпе.
  3. И.П. - правая рука вперед, левая - назад. 1. Мах левой вперед, носком коснуться кисти правой руки (выдох). 2. Приставляя левую ногу сменить положение рук (вдох). 3. Мах правой ногой вперед, носком коснуться кисти левой руки (выдох).
  4. Принять и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в темпе.
  5. И.п. - основная стойка. 1-2. Наклон вперед, руки за голову (выдох). 3-4. Принять и.п. (вдох). Повторить 8 раз в среднем темпе.
  6. И.п. - руки на пояс. 1. Присесть, руки вперед (выдох). 2. Принять и.п. (вдох). Повторить 6 раз в медленном темпе.
  7. И.п. - ноги врозь, руки на пояс. 1. Поворот туловища влево, левая рука в сторону (вдох). 2. Принять и.п. (выдох). Повторить 8 раз в среднем темпе.
  8. И.п. - основная стойка. 1. Левая нога в сторону, руки в стороны (вдох). 2. Выпад влево, руки вниз скрестно (выдох). 3. Толчком левой, принять положение счета 1 (вдох). 4. Принять и.п. (выдох). То же, начиная с правой ноги. Повторить 4-6 раз в каждую сторону в среднем темпе.
  9. И.п. - основная стойка. 1. Прыжком ноги врозь. 2 Прыжком ноги вместе. Выполнить 32-48 прыжков и сразу перейти на ходьбу.
  10. Ходьба на месте постепенно замедляя темп (1 мин.).

(Мурсалимов P.M. – 2003)

Компелкс длядетей10-11 лет

  1. Ходьба и бег на месте, с постепенно убыстрением темпа (2 мин.)
  2. И.п. - основаная стойа. 1-2. Левая в сторону на носок, прогнуться, руки через стороны вверх (вдох). 3-4. Принять и.п. (выдох). То же с отставлением правой. Повторить 6-8 раз (начиная с каждой ноги), в медленном темпе.
  3. И.п. - ноги врозь, руки на пояс. 1. Прогнуться, руки за голову (вдох). Наклон вперед, руки в стороны (выдох). 3. Прогнуться, руки за голову (вдох). 4. Принять и.п. (выдох). Повторить 8 раз в среднем темпе.
  4. И.п. - основная стойка. 1. Мах левой ноги назад, руки вверх (вдох). 2. Принять и.п. (выдох). 3. Мах правой назад, руки вверх (вдох). 4. Принять и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз в среднем темпе.
  5. И.п. - основная стойка. 1. Присесть, руки вверх (вдох). 2. Приянть и.п. (выдох). 3. Присесть, руки в стороны (вдох). 4. Принять и.п. (выдох). Повторить 6 раз в среднем темпе.
  6. И.п. - руки на пояс. 1 Левая в сторону на носок, и , поднимая руки вверх, наклон влево (выдох). 2. Принять и.п. (вдох). 3. Правая в сторону на носок, и, поднимая руки вверх, наклон вправо (выдох).
  7. И.п. - основная стойка. 1. Мах левой ногой в сторону, хлопок ладонями над головой (вдох). 2. Принять и.п. (выдох). 3. Мах правой ногой в сторону,хлопок ладонями над головой (вдох). 4. Приянть и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз в среденм темпе.
  8. И.п. - руки на пояс. 1. Прыжком, ноги врозь, руки в стороны. 2. Прыжком, ноги вместе, руки на пояс. Выполнить 32-48 прыжков и сразу перейти на ходьбу.

9. Ходьба на месте сначала  в темпе прыжков, затем с  замедлением темпа (1-1,5 мин.).(Мурсалимов P.M. – 2003)

Комплекс для детей 12-13 лет

  1. Ходьба ускоренная с переходом на легкий бег (1,5-2 мин.)
  2. И.п. - руки на пояс. 1-2. Шаг левой вперед, руки в стороны (вдох). 3-4. Приянть и.п. (выдох). 5-6. Шаг правой вперед, руки в сторону (вдох). 7-8. Приянть и.п. (выдох). Повторить 6 раз в медленном темпе.
  3. И.п. - основная стойка. 1. Отставляя левую назад на носок, поворот туловища влево, руки за глову (вдох). 2. Принять и.п. (выдох). 3. Отставляя правую назад на носок, поворт туловища вправо, руки за голову (вдох). 4. Принять и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз в среднем темпе.
  4. И.п. - основная стойка. 1. Левая согнутая нога вперед, руки вперед (выдох). 2. Выпрямляя левую, мах назад, руки в стороны (вдох). 3. Левая согнутая нога вперед, руки вперед (выдох). 4. Принять и.п. (вдох). То же с правой ноги. Повтроить 6 раз каждой ногой в среднем темпе.
  5. И.п. - руки на пояс. 1-2. Сгибая ноги, перейти в положение стоя на коленях, руки в стороны. 3-4. Принять и.п. Дыхание произвольное. Повторить в 6 раз в медленном темпе.
  6. И.п. - ноги врозь, руки на пояс. 1. Прогнуться, руки в стороны (вдох). 2. Наклон вперед, руки впереди (выдох). 3. Прогнуться, руки в стороны (вдох). 4. Принять и.п. (выдох). Повторить 6 раз в среднем темпе.
  7. И.п. - основная стойка. 1. Левая рука в сторону, правая вверх. 2. Сменить положение рук. 3. Руки в стороны. 4. Принять и.п. 5. Правая рука в сторону, левая вверх. 6. Сменить положение рук. 7. Руки в стороны. 8. Принять и.п. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз сначала в медленно, затем в среднем темпе.
  8. И.п. - руки на пояс. 1-2-3. Три пружинящих прыжка на носках. 4. Прыжок с поворотом налево кругом. 5-6-7. Три пружинящих прыжка на носок. 8. Прыжок с поворотом направо кругом. Выполнить 48 прыжков сразу перейти на ходьбу.
  9. Ходьба на месте, сначала в темпе прыжков, затем с постепенным замедлением (1-1,5 мин.).

(Мурсалимов P.M. – 2003)

Комплекс для детей 14-15 лет

  1. Легкий бег на месте с постепенным замедлением темпа (1-1,5 - 2 мин.).
  2. И.п. - основная стойка. 1. Шаг левой в сторону, руки к плечам (вдох). 2. Подняться на носки, руки в сторону (вдох). 3. Опуститься на всю ступню, руки к плечам (выдох). 4. Принять и.п. (выдох). То же, начиная с шага правой. Повторить 4-6 раз в каждую сторону в медленном темпе.
  3. И.п. - основная стойка. 1. Левая согнутая нога веред, подянуть колено руками к груди (выдох). 2. Выпрямить левую ногу в сторону, руки в стороны (вдох). 3.

Левая согнутая нога вперед, подтянуть  колено руками к груди (выдох) 4. Принять  и.п. (вдох). То же, начиная с правой ноги. Повторить 6 раз каждой ногой в среднем темпе.

4.И.п. - ноги врозь, руки на пояс. 1. Прогнуться, руки в стороны (выдох). 2. Наклон вперед, руки в стороны (выдох). 3. Выпрямиться, руки в стороны (вдох). 4. Принять и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз в среднем темпе.

  1. И.п. - руки на пояс. 1-2. Сгибая ноги, перейти в положение стоя на коленях. 3. Сесть на пятки. 4. Принять положение стоя на коленях. 5. Руки в стороны. 6. Руки дугами вниз-назад. 7-8. Принять и.п. помогая махом рук вверх. Дыхание произвольное, Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  2. И.п. - руки на пояс, туловище наклонено вперед. 1-4. Вращение туловища влево. 5-8. Вращение туловища вправо. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.
  3. И.п. - основная стойка. 1. Левая назад на носок, руки вверх (вдох). 2. Мах левой ногой вперед, руки вперед (выдох). 3. Левая назад на носок, руки вверх (вдох). 4. Принять и.п. (выдох). То же правой ногой. Повторить 6 раз каждой ногой. Повторить 6 раз каждой ногой в среднем темпе.
  4. И.п. - левая нога перед правой, руки на пояс. Прыжки. На каждый счет сменить положение ног. Выполнить 48 прыжков и сразу перейти на легкий бег.
  5. Бег на месте, а затем ходьба (1,5-2 мин.)

(Мурсалимов P.M. – 2003)

3.3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  ОТРЯДНЫХ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Ведущее место в оздоровительной  работе с детьми в условиях летнего  оздоровительного лагеря играет правильная организация ежедневных занятий физической культурой. Каков бы ни был отрядный план, можно ежедневно уделять для физических упражнений от 30 минут до 1,5 часа. Педагог по физическому воспитателю может проводить занятия с отрядом 1-2 раза в неделю, поэтому воспитателю самому нужно подготовиться к самостоятельному проведению. Основой таких занятий может послужить проводимый ниже материал. Занятия будут, несомненно, эффективней, если они проводятся в сочетании со спортивно-массовыми мероприятиями. Вот примерный принцип планирования и проведения отрядных занятий которые приводит P.M. Мурсалимов:

Для среднего возраста (10-12 лет).

1. Здесь  и далее каждое занятие начинать  с элементов строя. Выполнение  команды "в одну шеренгу  по звеньям становись" (Кто  быстрей?).

Поворты на месте (Кто четче исполняет?).

Пробежки в медленном темпе 2-3 минуты.

Упражнение с малым мячом.

Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Переноска товарища способом "Кресло"

Эстафета с метанием малого мяча.

2. Выполнение команды "В колонну  по три становись!". Маршировка  отряда в колонне по три. Перестроение в колонну по одному. Пробежка в медленном темпе 2-3 минуты. Упражнения с гимнастическими палками. Прыжковые урпажнения. Упражнения в метании. Преодоление препятствий. Подвижные игры. (Мурсалимов P.M. – 2003с.15)

Для старшего возраста (13-15 лет).

1. Выполнение  команды "В одну шеренгу  по звеньям становись!". Расчет  по два, перестроение в 2 шеренги  и обратно.

Перестроение  из колонны по одному в колонну  по три. Одновременно используется игра "Отряд, смирно!". Бег в легком темпе 5-6 минут. Упражнения с гимнастическими палками. Беговые упражнения. Преодоление препятствий. Переноска товарища. Эстафета с переноской товарища.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Повороты в движении. Бег в легком темпе 5-6 минут. Упражнения с гранатами. Беговые и прыжковые упражнения. Игры "Тяни на гранаты", "Кто больше?". (Мурсалимов P.M. – 2003с.15)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем реферате я попыталась раскрыть ряд вопросов, касающихся физического воспитания школьников в летних оздоровительных лагерях: Роль физического воспитания школьников в летних лагерях, его формы и содержание, методика работы и др. Для этого мною были использованы работы следующих авторов: Холодова М.К., Кузнецова В.С., Железняк Ю.Д., Мурсалимова P.M.   Б. А. Ашмарина, и др.

Обобщив, все данные, можно сделать ряд выводов о физическом воспитании школьников в летних оздоровительных лагерях:

- Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья.

- Особое внимание уделяется обучению плаванию, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта.

- Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в общелагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

- Условия лагеря могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, т.к.  только в условиях лагеря возможно проведение организованной, ежедневной утренней гигиенической гимнастики, наиболее эффективное использование естественных сил природы для закаливания детей, а, в свою очередь, это является мощным оздоровительным средством.

Информация о работе Физическое воспитание в летнем оздоровительном лагере школьников