Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:36, реферат
Понятие «культура» можно сформулировать как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время термин «физическая культура», имея столь же давнюю историю, как и общество, появляется лишь в конце XIX в.
Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».
В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «Korper Kultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».
На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела».
Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.
Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в на-стоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги
Профессиональная
Физическая культура выступает
как интегральное качество личности,
как условие и предпосылка
эффективной учебно-
При анализе наиболее важных
для современных профессий
Любая работа связана с
функциональным напряжением, предъявляющим
повышенные требования, как к отдельным
системам, так и к организму
в целом. Это позволяет утверждать,
что уровень физической подготовленности,
соответствующий высоким
Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:
Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.
3. Физическая культура
и спорт как средства
Владея и активно
используя разнообразные
Физическое совершенство
можно рассматривать как
Главным и эффективным средством в достижении физического совершенства являются физические упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое развитие, состояние здоровья и физическую подготовленность личности.
Физическое воспитание
является неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса в вузе. Его роль во всестороннем
развитии личности студента проявляется
по основным направлениям, обеспечивающим
высокую степень физической подготовленности,
умений и навыков, необходимых для
успешного сохранения здоровья, профессиональных
требований, сохранения и укрепления
здоровья, гармонического развития, приобщения
студенческой молодежи к систематическим
занятиям физической культурой и
спортом, к активному участию
в спортивно-физкультурной
Физическая культура и спорт способствуют удовлетворению духовных, нравственных, физических потребностей молодежи, утверждению личности, проверке готовности к дальнейшей трудовой и общественной деятельности, воспитанию и восстановлению всех необходимых навыков и качеств. Физическое воспитание развивает ценные социальные качества личности, такие как убежденность, идейно-политическая устойчивость.
Физкультурно-спортивная
деятельность, в которую включаются
студенты – один из эффективных
механизмов слияния общественного
и личного интересов, формирование
общественно необходимых
Отличительной особенностью
человека является то, что он может
сознательно и активно изменять
внешние и социально-бытовые
Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость.
Умственная работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов, если в этих условиях соответствующим образом применять физические упражнения.
Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всего организма человека. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения и ускоряется старении пожилых людей.
Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности студентов имеют важное значение как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья.
Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, показало, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при длительной напряженной умственной или физической работе.
4. Ценностные ориентации
и отношение студентов к
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:
Ценностные ориентации
студентов рассматриваются как
способы, с помощью которых
Можно выделить 3 ранга ценностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятельности:
Проведенные
исследования показали, что главный
ранг для студентов составляют
ценности, связанные с физическим
Я – физические качества, здоровье,
телосложение; функциональным содержанием
деятельности – высокая
5. Основные положения организации физического
воспитания в ВУЗе
Чтобы достичь цели физического воспитания – сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы:
Теоретический материал
формирует мировоззренческую
Практический раздел учебного материала обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей, а так же этот раздел помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте.