Физические культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:36, реферат

Краткое описание

Понятие «культура» можно сформулировать как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время термин «физическая культура», имея столь же давнюю историю, как и общество, появляется лишь в конце XIX в.
Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».
В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «Korper Kultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».
На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела».
Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.
Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в на-стоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги

Файлы: 1 файл

реферат по физ.ре.docx

— 42.97 Кб (Скачать)

Профессиональная направленность физической культуры – это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Физическая культура выступает  как интегральное качество личности, как условие и предпосылка  эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста  и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая  на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

При анализе наиболее важных для современных профессий психофизиологических функций (время двигательной активности, максимальная частота движений, качество внимания, точность мышечных усилий) было установлено, что систематические  занятия определенным видами спорта оказывают положительное воздействие  на совершенствование ряда психофизиологических функций.

Любая работа связана с  функциональным напряжением, предъявляющим  повышенные требования, как к отдельным  системам, так и к организму  в целом. Это позволяет утверждать, что уровень физической подготовленности, соответствующий высоким функциональным возможностям различных систем организма, будет оказывать положительное  влияние на профессиональную деятельность человека.

Критериями, по которым  можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают  объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним  относятся:

  • степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;
  • интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);
  • характер сложности и творческий уровень этой деятельности;
  • степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;
  • проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;
  • владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования и т.д.
  • широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности и т.д.

Таким образом, о  сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

 

 

3. Физическая культура  и спорт как средства сохранения  и укрепления здоровья студентов,  их физического и спортивного  совершенствования

 

Владея и активно  используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенство можно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством  избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности.

Главным и эффективным  средством в достижении физического  совершенства являются физические упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование  оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое развитие, состояние  здоровья и физическую подготовленность личности.

Физическое воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного  процесса в вузе. Его роль во всестороннем развитии личности студента проявляется  по основным направлениям, обеспечивающим высокую степень физической подготовленности, умений и навыков, необходимых для  успешного сохранения здоровья, профессиональных требований, сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития, приобщения студенческой молодежи к систематическим  занятиям физической культурой и  спортом, к активному участию  в спортивно-физкультурной деятельности вузовского коллектива, а в перспективе  – и трудового коллектива. Система  управления социальными процессами через средства, формы, навыки, приобретенные  на занятиях физической культурой и  спортом, дает необходимый теоретический  и практический материал, который  позволяет наиболее эффективной  использовать их для социальной адаптации  молодых специалистов, оканчивающих вузы, в сфере производства. В  процессе занятий физкультурой и  спортом происходит комплексное  воспитание, формирование активной жизненной  позиции молодежи.

Физическая культура и спорт способствуют удовлетворению духовных, нравственных, физических потребностей молодежи, утверждению личности, проверке готовности к дальнейшей трудовой и  общественной деятельности, воспитанию и восстановлению всех необходимых  навыков и качеств. Физическое воспитание развивает ценные социальные качества личности, такие как убежденность, идейно-политическая устойчивость.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты – один из эффективных  механизмов слияния общественного  и личного интересов, формирование общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее особым ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие  ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение  ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее сильным средством повышения  социальной активности личности.

Отличительной особенностью человека является то, что он может  сознательно и активно изменять внешние и социально-бытовые условия  для укрепления здоровья, повышения  трудоспособности, продления жизни. Соответствующим изменением внешних  условий человек может воздействовать на собственное состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, на умственную и физическую работоспособность.

Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние  на психические функции, обеспечивая  их активность и устойчивость.

Умственная работоспособность  в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных  факторов, если в этих условиях соответствующим  образом применять физические упражнения.

Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности  человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всего  организма человека. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения  и ускоряется старении пожилых людей.

Систематическая физическая тренировка, занятия физическими  упражнениями в условиях напряженной  учебной деятельности студентов  имеют важное значение как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья.

Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно  занимаются физическими упражнениями, показало, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма  при длительной напряженной умственной или физической работе.

 

 

 

 

 

4. Ценностные ориентации  и отношение студентов к физической  культуре.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному  критерию могут быть представлены как:

  • материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);
  • физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества);
  • социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, чувства долга, чести, совести);
  • психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности);
  • культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства).

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как  способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно  связаны с эмоциональными, познавательными, волевыми ее сторонами, образующими  содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой  деятельности чаще зависит от того какой личностный смысл имеет  система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений  индивида к тем объектам, ради которых  эта деятельность осуществляется.  Одни объекты могут вызывать эмоциональную, другие – познавательную, третьи –  поведенческую активность.

Можно выделить 3 ранга  ценностных ориентаций студентов в  физкультурно-спортивной деятельности:

  1. физическое Я, самоактуализация, морально-волевые качества, функциональное содержание, чувство долга;
  2. общение, социальное признание, красота;
  3. знания, материальные ценности.

      Проведенные  исследования показали, что главный  ранг для студентов составляют  ценности, связанные с физическим  Я – физические качества, здоровье, телосложение;  функциональным содержанием  деятельности – высокая подвижность,  физические нагрузки, эмоциональные  переживания; актуализацией –  успех, самовыражение, самоутверждение;  морально-волевыми качествами –  воля, настойчивость; чувством долга.  

5. Основные положения  организации физического 

воспитания в  ВУЗе

 

Чтобы достичь цели физического воспитания – сформировать физическую культуру личности, важно  решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные  задачи:

  • понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • знать начно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре;
  • обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность;
  • овладеть системой практических умений и навыков.

Обязательный минимум  дисциплины «Физическая культура»  включает следующие дидактические  единицы:

  • физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
  • социально-биологические основы физической культуры;
  • основы здорового образа и стиля жизни;
  • оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика);
  • профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему  научно-практических знаний и отношение  студентов к физической культуре.

Практический раздел учебного материала обеспечивает операциональное  овладение методами и  способами  физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей, а так же этот раздел помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте.

Информация о работе Физические культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов