Физические культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:36, реферат

Краткое описание

Понятие «культура» можно сформулировать как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время термин «физическая культура», имея столь же давнюю историю, как и общество, появляется лишь в конце XIX в.
Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».
В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «Korper Kultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».
На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела».
Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.
Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в на-стоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги

Файлы: 1 файл

реферат по физ.ре.docx

— 42.97 Кб (Скачать)

МИН обр.науки России

Государственное образовательное

 учреждение высшего

 профессионального образования

“ Томский

 государственный университет”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И  СПОРТ В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила работу:

Студентка 830 группы

Факультета среднего профессионального  образования

Охрашева Оксана Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

                                                              г.Томск 2011

Оглавление

 

Введение                                                                                                                 3

1. Физическая культура  и спорт                                                                           4

1.1  Компоненты физической культуры                                        5

1.2 Социальные функции физической культуры и спорта                   7

2. Профессиональная направленность физического воспитания          8 

3.  Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления           здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования     10

4.  Ценностные ориентации и отношение студентов к физической

культуре                                             12

5.  Основные положения организации физического воспитания в ВУЗе       13

Заключение                15

Список использованной литературы            16

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «культура» можно сформулировать как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Физическая культура как  социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время термин «физическая культура», имея столь же давнюю историю, как и общество, появляется лишь в конце XIX в.

Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».

В России возникновение термина  и становление понятия «физическая  культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «Korper Kultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».

На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или  как «воспитанная и развитая красота  тела».

Позже понятие «физическая культура»  рассматривалось в более широком  аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование  естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия  физической культуры нет и в настоящее  время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный  смысл: от совокупности материальных и  духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования  людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги. 

1. Физическая культура и спорт

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, интеллектуальное развитие.

Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

 

1.1 Компоненты физической культуры

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, состоящее из различных  структурных элементов. В частности к ним относят физическое воспитание и физическое развитие.

А) Физическое воспитание.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.)

 

Б) Физическое развитие.

Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического  развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий  фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее  жизненное благополучие.

Вместе с физическим воспитанием и физическим развитием  выделяют и физическое совершенство.

Физическое  совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.

Немаловажную роль играет и психофизическая подготовленность, которая осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.

В качестве средств  физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

 

1.2 Социальные функции  физической культуры и спорта

 

Специфической функцией физической культуры являются гармоничное, физическое и духовное совершенствование личности, которое предполагает высокие показатели здоровья, физической, психической, интеллектуальной, морально-волевой и общей культуры человека. Различают следующие функции физической культуры:

  • образовательная – в процессе занятия ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств, методов для улучшения результата;
  • оздоровительная – систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физкультуры используются для реабилитации больных;
  • воспитательная - занятия физическими упражнениями и спортом:
  • создают возможности для воспитания воли, честности, мужест      ва, трудовых качеств;
  • развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника;
  • формируют социальную активность.
  • прикладная – использование физической подготовки, навыков, умений, приобретенных при занятиях физической культурой и спортом, в профессиональной деятельности;
  • политическая – достижение высших результатов на различных соревнованиях поднимают престиж страны на международной арене;
  • эстетическая и этическая – привитие населению культуры здоровья, прекрасного в физическом и духовном совершенстве.

 

2. Профессиональная направленность физического воспитания

Профессиональная  направленность физического воспитания – это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Информация о работе Физические культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов