Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических (кондиционных и координационных) способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:41, реферат

Краткое описание

В настоящее время средства физической подготовки как система регулярных занятий по развитию физических способностей занимают одно из ведущих мест в системе мероприятий, направленных на улучшение резервов организма. Систематические занятия физическими упражнениями активизируют деятельность всех органов и систем, повышая работоспособность и устойчивость организма к заболеваниям, совершенствуют физические качества человека. Вследствие расширения резервов организма значительно возрастают резервы здоровья.

Оглавление

Введение…………………………………………………
Глава 1. Определение основных понятий в области общей физической подготовки. Подходы к физической подготовке, как к системе совершенствования физических способностей………………………………
Глава 2. Основные принципы развития и совершенствования физических способностей……………………………………………………….
Заключение…………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................

Файлы: 1 файл

Проектная работа.docx

— 39.09 Кб (Скачать)

 

 

 

Учебный проект

по физкультуре и ОБЖ

Тема:  «Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических (кондиционных и координационных) способностей. Основные правила их совершенствования»

 

 

                                                                                Выполнила ученица 10 класса

                                                                                 школы «Новатор»

                                                                                 Марфина Мария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………

Глава 1. Определение основных понятий в области общей физической подготовки. Подходы к  физической подготовке, как к системе совершенствования физических способностей………………………………

Глава 2. Основные принципы развития и совершенствования физических способностей……………………………………………………….

Заключение…………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В  настоящее время средства физической подготовки как система регулярных занятий по развитию физических способностей занимают одно из ведущих мест в системе мероприятий, направленных на улучшение резервов организма. Систематические занятия физическими упражнениями активизируют деятельность всех органов и систем, повышая работоспособность и устойчивость организма к заболеваниям, совершенствуют физические качества человека. Вследствие расширения резервов организма значительно возрастают резервы здоровья.

       Общеизвестно, что состояние здоровья человека определяется двумя факторами: внутренними (генетической наследственностью) и внешними (воздействием окружающей среды). Внешние факторы могут ускорять или замедлять рост и развитие организма и его систем. К внешним факторам, оказывающим одно из наиболее существенных   влияний на  состояние здоровья, относятся  занятия физической подготовкой.

 

 

Актуальность

     Здоровье подрастающего поколения является главной проблемой ближайшего и отдаленного будущего любой страны. Юноши и девушки представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный и культурный резерв государства. Из них пополняются трудовые ресурсы, комплектуются вооруженные силы страны. Не менее значимую роль играет и воспитание здоровых девушек, подготовка их к материнству. 
    В последнее время отмечается устойчивая тенденция к ухудшению здоровья детей в период обучения в школе, низкие уровни физической и функциональной подготовленности учащихся. Постоянно усложняются учебные программы по школьным предметам, растет число школьников, пристрастившихся к вредным привычкам (употребление алкоголя и наркотиков, курение). Все это обусловливает актуализацию оздоровительного направления физического воспитания и пристальный интерес общества к физической культуре среди учащихся как системе регулярных занятий по развитию физических способностей.

ЦЕЛЬ работы - изучение системы физической подготовки и правил совершенствования физических  способностей, направленных на развитие физических параметров  и повышение функциональных резервов организма.

Гипотеза. При постановке цели и задач  предполагалось, что применение средств физической подготовки, способствует повышению функциональных резервов организма, повышению уровня физической подготовленности  к нагрузкам и улучшению состояния здоровья, при условии соблюдения определенных правил применения физической подготовки.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Изучение литературы о системе физической подготовки, влиянии физических упражнений на организм человека,  тренировке как процессе совершенствования функций организма;
  2. Определение основных понятий в области общей физической подготовки.
  3. Изучение подходов к применению физической подготовки, обеспечивающих совершенствование физических и адаптационных способностей.
  4. Формулировка  правил совершенствования физических способностей.
  5. Выводы по изученной теме.

Глава 1. Определение основных понятий в области общей физической подготовки. Подходы к  физической подготовке, как к системе совершенствования физических способностей.

Общая физическая подготовка – это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств – выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. Занятия физической подготовкой предусматривает содействие гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.

Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и не одновременно. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте. 

Понятие о силе и силовых качествах. Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости. Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий, рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным усилием необходимого упражнения. для развития скоростной силы необходимо стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой выносливости применяется метод “до отказа”, заключающийся в непрерывном упражнении со средним усилием до полной усталости мышц. Для здоровья необходим определенный уровень развития мышц в целом и в каждой основной мышечной группе – мышцах спины, груди, брюшного пресса, ног, рук. Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным показателям, так и индивидуально. В возрасте 12–15 лет наблюдается значительное увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. Лучшие тесты силы – это упражнения с преодолением массы собственного тела, когда учитывается не абсолютная сила, а относительная, что позволяет сгладить разницу в абсолютной силе, обусловленную возрастно-половыми и функциональными факторами.

Быстрота – это способность человека выполнить двигательное действие в максимально короткий отрезок времени. Для развития быстроты необходимо использовать упражнения, которые можно выполнить в максимальном темпе. Такие упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены, а их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не снижалась. Для развития быстроты основными являются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного выполнения упражнения. 

Под гибкостью понимают способность к максимальным по амплитуде движениям в суставах. Гибкость – морфофункциональное двигательное качество. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости. На гибкость влияют и внешние факторы: возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем) выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости отмечается в средних классах. Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек на 20–30% выше по сравнению с мальчиками. Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это влияние уменьшается. В утренние часы гибкость значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах. Мерилом гибкости является амплитуда движений. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах. Средством развития гибкости являются упражнения на растягивания. Их делят на 2 группы: активные и пассивные. Активные упражнения: пружинистые наклоны, маховые и фиксированные, статические упражнения (сохранение неподвижного положения с максимальной амплитудой). Пассивные упражнения: поза сохраняется за счет внешних сил. Применяя их, достигают наибольших показателей гибкости. Для развития активной гибкости эффективны упражнения на растягивание в динамическом режиме. Общее методическое требование для развития гибкости – обязательный разогрев (до потоотделения) перед выполнением упражнений на растягивание. В младшем школьном возрасте преимущественно используются упражнения в активном динамическом режиме, в среднем и старшем возрасте – все варианты. Причем, если в младших и средних классах развивается гибкость (развивающий режим), то в старших классах стараются сохранить достигнутый уровень ее развития. Наилучшие показатели гибкости в крупных звеньях тела наблюдаются в возрасте до 13–14 лет. 

Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Разные люди по-разному справляются со спортивными нагрузками. Секрет выносливости – в направленной подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. С прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки. 

Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу). Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные системы, повышают вестибулярную устойчивость улучшают координационные возможности занимающихся. Наиболее эффективным и доступным средством воспитания ловкости у занимающихся являются подвижные и спортивные игры. В период полового созревания приостанавливается рост координационных способностей.

Глава 2. Основные принципы развития и совершенствования физических способностей.

        Для развития физических способностей с помощью упражнений необходимо соблюдение ряда принципов, иначе результат занятий может оказаться не полезным, а вредным. Важнейшими из этих принципов являются следующие.

Принцип регулярности. Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку последние развиваются и совершенствуются, прежде всего, в процессе деятельности, связанной с проявлением данных способностей.

Принцип прогрессирования. Данный принцип базируется на закономерностях этапности и неравномерности развития физических способностей. Согласно этому принципу, необходимо сочетать в процессе совершенствования физических способностей две, казалось бы, несовместимые тенденции - постепенность и предельность нагрузок.

Постепенность означает плавное увеличение нагрузки как в отдельном, так и в целом ряде занятий, постепенность в их увеличении облегчает приспособление организма человека к ним, содействует углублению и закреплению вызванных ими адаптационных перестроек и, тем самым, способствует созданию предпосылок перехода на новый, повышенный уровень нагрузок. Преждевременные, завышенные требования к органам и системам организма, не соответствующие их физическим возможностям, стремление к быстрому росту физических способностей (форсированная тренировка, «натаскивание») не только не содействуют этому росту, но и могут быть вредными для здоровья.

 

Дозирование физических нагрузок. Физическая нагрузка - определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Объем нагрузки – суммарное количество выполненной работы. Он может определяться как суммарное количество выполненных упражнений, затраты времени на занятия, километраж преодоленного расстояния (дистанции), количество поднятых килограммов и другие показатели. Интенсивность - показатели темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др. Доза нагрузки - определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку - значит строго регламентировать ее объем и интенсивность. Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена в табл.1

 

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

 

Принцип целенаправленности. При развитии физических способностей необходимо, прежде всего, правильно определить направленность и величину физической нагрузки, ее объем и интенсивность; создать условия для оптимального чередования нагрузок силового, скоростного, координационного характера с отдыхом как в рамках одного занятия, так и в системе занятий; предусмотреть соответствующие формы повышения нагрузок на протяжении определенного времени и порядок их варьирования.

Принцип рационального сочетания нагрузок  и распределения их во времени. В процессе развития физических способностей могут использоваться нагрузки преимущественно избирательного и комплексного характера, различной величины -большие, значительные, средние и малые. Нагрузки избирательного характера - преимущественное развитие отдельных двигательных способностей. К примеру, скоростных или силовых. Нагрузки комплексного характера - последовательное или параллельное (одновременное) совершенствование разных двигательных способностей. Доказано, что использование однонаправленных нагрузок при развитии одной какой-либо способности в отдельном занятии или серии занятий оказывает на организм человека более глубокое, но локальное воздействие по сравнению с комплексными нагрузками. Нагрузка комплексной направленности оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие на организм.

Информация о работе Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических (кондиционных и координационных) способностей