Физическая культура при нарушениях осанки и плоскостопи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:48, реферат

Краткое описание

Состояние позвоночника - одна из главных составных частей здоровья. Учитывая огромную роль позвоночника в состоянии здоровья человека, необходимо осознать важность постоянной заботы о нем. От состояния позвоночного столба, его центровки зависит здоровье всего организма.
Позвоночник состоит из 33-34 соединенных друг с другом позвонков и межпозвоночных дисков, а внутри, в позвоночном канале, расположен спинной мозг. Позвоночник заключен в мышечно-связочный каркас, образующий гибкую эластичную структуру и предохраняющий позвоночник от лишних статических и динамических нагрузок.

Файлы: 1 файл

Физическая культура при нарушениях осанки и плоскостопии.doc

— 91.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Физическая  культура при нарушениях осанки и плоскостопии.

    1. Определить состояние позвоночника и свода стопы.

     Состояние позвоночника - одна из главных составных частей здоровья. Учитывая огромную роль позвоночника в состоянии здоровья человека, необходимо осознать важность постоянной заботы о нем. От состояния позвоночного столба, его центровки зависит здоровье всего организма.

     Позвоночник состоит из 33-34 соединенных друг с другом позвонков и межпозвоночных дисков, а внутри, в позвоночном канале, расположен спинной мозг. Позвоночник заключен в мышечно-связочный каркас, образующий гибкую эластичную структуру и предохраняющий позвоночник от лишних статических и динамических нагрузок.

     Позвоночный столб выполняет две основные функции: опорную (для тела) и защитную (для спинного мозга). От него отходят 31-33 пары спинномозговых нервов. Они выходят из позвоночного канала, проходят через межпозвоночные отверстия и иннервируют кожу, мышцы туловища, рук и ног, т. е. нервные импульсы идут от спинного мозга к соответствующему органу и обратно от него к спинному мозгу по так называемой рефлекторной дуге.

     Если  на нервно-сосудистом пути встречается  препятствие, вначале возникают  функциональные, а затем патологические изменения в виде спаек, сращений, залипаний в сочленениях позвоночного столба, ребер. Остеохондроз (отложение солей) стал поистине болезнью века: по статистике 25 миллионов человек ежегодно обращаются в медучреждения по поводу обострения этого заболевания. Этому способствуют слабая физическая подготовка, сон на мягкой легко прогибаемой постели, страх, неуверенность и т. п.

     Костная система детей дошкольного возраста богата хрящевой тканью, поэтому кости  ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной  прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов. К таковым относят физические упражнения, не соответствующие возрастным функциональным особенностям детского организма, а также несоответствие росту ребенка размеров мебели и неправильное положение тела.

     У детей этого возраста позвоночник  отличается высокой подвижностью. Неправильные функциональные позы (лежание, сидение, стояние) отрицательно сказываются  на его форме. Из-за них формируется  нарушение осанки.

     Незрелость  коллагеновой ткани, составляющей основу сухожилий и связок, обуславливает  более высокую (по сравнению со взрослыми) подвижность в суставах.

     У детей младшего школьного возраста мышечная система развита относительно слабо, но к 5 годам масса мускулатуры значительно увеличивается, особенно за счет мускулатуры нижних конечностей. Сама мышечная система развивается неравномерно, в первую очередь за счет крупных мышц, а мелкие (мышцы кистей и стоп, межрёберные мышцы) значительно отстают в развитии. Поэтому им нужна постоянная тренировка с умеренной нагрузкой.

     Натренированность мелких мышц очень пригодится ребенку, когда он пойдёт в школу. Тонус  мышц спины и живота, составляющих «мышечный корсет» имеет большое  значение для формирования осанки ребенка. После того, как мышечный корсет укрепляется достаточно, под влиянием функции центральной нервной системы и тренировки у малыша вырабатывается правильная осанка - ключ к здоровью внутренних органов.

     В течение дошкольного периода  развития человека происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Увеличивается масса сердца, его работоспособность и адаптационные возможности к физической нагрузке. Занятия физической культурой влияют и на функции дыхательной системы: возрастает глубина дыхания, легочная вентиляция, усиливается обеспечение организма кислородом.

     Для правильного гармоничного развития ребенка ему необходима достаточная  двигательная активность и умеренная  физическая нагрузка.

Учитывая  особенности организма ребенка дошкольного возраста, сформулируем требования к оздоровительным задачам физического воспитания:

  • способствовать правильному формированию костно-суставного аппарата, предупреждению нарушения развития осанки и плоскостопия;
  • способствовать развитию всех групп мышц;
  • совершенствовать развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • обеспечивать правильное функционирование внутренних органов (пищеварения, выделения и иных);
  • совершенствовать функцию терморегуляции, то есть способность организма поддерживать постоянную температуру тела в различных условиях, т.е. закаливанию;
  • совершенствовать деятельность центральной нервной системы по уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

     Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связачно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.

     Новорожденный ребенок имеет только крестцово-копчиковый кифоз, остальные физиологические изгибы начинают формироваться позже. Известно, что все изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, предохраняя спинной и головной мозг от сотрясения и толчков. Они облегчают сохранение равновесия, обеспечивают высокую подвижность грудной клетки. При сильно выраженном кифозе, а также выпрямленном позвоночном столбе подвижность грудной клетки уменьшается.

     Правильность  осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и  таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена, плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран.

     Правильная  осанка характеризуется:

  • прямым положением головы и позвоночника;
  • вертикальным расположением остистых отростков;
  • горизонтальным уровнем углов лопаток и надплечий;
  • правильными физиологическими изгибами;
  • равными треугольниками талии;
  • горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей;
  • симметричным положением ягодичных складок;
  • одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп.

   Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои особенности: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2см; изгибы позвоночника выражены слабо; угол наклона таза невелик.

   Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень  важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов  нарушения осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.

   Кости стопы обладают значительно меньшей  подвижностью, чем кости кисти, так  как стопа утратила свойства хватательного  органа и все ее механизмы приспособлены для выполнения функции опоры тела. Двенадцать костей стопы соединены между собой в тугие суставы и служат твердой основой стопы. Сочленяясь, кости стопы образуют выпуклые кверху дуги (своды), ориентированные в продольном и поперечном направлениях. Благодаря сводчатому строению стопа опирается не всей подошвенной поверхностью, а имеет постоянные три точки опоры: пяточный бугор сзади и головки I и V плюсневых костей спереди.

   Стопа (pes) — дистальный отдел нижней конечности, границей которого является линия, проведенная через верхушки лодыжек. Основой стопы служит ее скелет, состоящий из 26 костей. Различают задний, средний и передний отделы стопы, а также тыльную и подошвенную ее поверхности. Задний отдел представлен таранной и пяточной костями. Таранная кость выполняет роль амортизатора, через ее центр проходит ось вращения голеностопного сустава. На бугор пяточной кости опирается задний отдел стопы. Средний отдел стопы формирует кубовидная, ладьевидная и три клиновидных кости. Передний отдел стопы состоит из пяти трубчатых плюсневых костей и фаланг пальцев. Первый палец имеет две фаланги (основную и ногтевую), а остальные пальцы — по три фаланги (основную, среднюю и ногтевую). Под головкой первой плюсневой кости располагаются две сесамовидные косточки.

   Кости стопы, сочленяясь, образуют следующие  суставы: таранно-пяточный (подтаранный); пяточно-кубовидный и таранно-ладьевидный, объединенные в сустав Шопара; сустав Лисфранка — между костями  предплюсны и плюсны, плюснефаланговые и межфаланговые суставы.

   Суставы стопы скреплены многочисленными  прочными связками (межкостными, тыльными и подошвенными). Среди них особое значение имеют межкостная таранно-пяточная, раздвоенная связка, укрепляющая  поперечный сустав предплюсны, и длинная  подошвенная, являющаяся одной из затяжек продольных сводов стопы.

   Мышцы тела стопы представлены коротким разгибателем пальцев, коротким разгибателем большого пальца и непостоянной третьей малоберцовой мышцей.

   Мышцы подошвы разделяют на внутреннюю, наружную и среднюю группы. К внутренней группе относятся: мышца, отводящая большой палец стопы, короткий сгибатель большого пальца стопы и мышца, приводящая большой палец стопы.

   Наружная  группа включает мышцу, отводящую мизинец, и короткий сгибатель мизинца. Среднюю  группу составляют: короткий сгибатель пальцев, квадратная мышца подошвы, а также четыре червеобразные, три подошвенные и четыре тыльные межкостные мышцы.

   Фасции  являются продолжением фасции голени. Тыльная фасция стопы тонкая, покрывает  сухожилия длинных разгибателей пальцев. Ее глубокий листок срастается с костями плюсны и отделяет межкостные мышцы от разгибателей пальцев. Подошвенный апоневроз начинается от пяточного бугра и идет кпереди, разделяясь на пучки соответственно пальцам. Его отроги отделяют среднее фасциальное ложе от медиального и латерального.

   Кровоснабжение  стопы осуществляют тыльная артерия  стопы, медиальная и латеральная  подошвенные артерии, являющиеся продолжением артерий голени. Вены делятся на поверхностные и глубокие, последние  сопровождают артерии. Поверхностные вены образуют подкожные сети, на тыле стопы формируют тыльную венозную дугу, концы которой продолжаются в большую и малую подкожные вены ноги. Лимфатические сосуды и капилляры образуют сети, а затем следуют по ходу артерий и вен. Кожу и мышцы тела стопы иннервируют конечные ветви поверхностного и глубокого малоберцовых нервов, кожу подошвы — медиальный и латеральный подошвенные нервы, являющиеся ветвями большеберцового нерва.

   Одной из важных функций стопы является рессорная. Ее выполнение обеспечивает особое строение стопы — продольный и поперечный своды, благодаря которым смягчаются нагрузки на нижние конечности, таз и позвоночник.

   Свод  стопы — конфигурация скелета  стопы в виде свода, опирающегося на пяточный бугор, а также головки I и V плюсневых костей и укрепленного связками и мышцами.

   Различают 5 поперечных и продольный своды.

   Все продольные своды стопы начинаются в одной точке — это бугор  пяточной кости. Отсюда линии (дуги) сводов направляются вперед и проходят вдоль  плюсневых костей. Следовательно, в состав каждого свода входит одна плюсневая кость и часть костей предплюсны, расположенных между данной плюсневой костью и пяточным бугром. Так, первый свод стопы (медиальный) образован I плюсневой, медиальной клиновидной костями, медиальной частью ладьевидной, таранной и пяточной костями. Наиболее длинным и высоким является второй продольный свод, а наиболее низким и коротким — пятый. В поперечном направлении все пять сводов имеют неодинаковую высоту. В результате на уровне наиболее высоких точек формируется дугообразно изогнутый поперечный свод стопы. Своды стопы удерживаются формой образующих их костей, связками (пассивные "затяжки" сводов стопы) и мышцами (активные "затяжки"). Для укрепления продольного свода стопы в качестве пассивных "затяжек" большое значение имеют подошвенные связки: длинная и пяточно-ладьевидная, а также подошвенный апоневроз. Поперечный свод стопы удерживается поперечно расположенными связками подошвы: глубокой поперечной плюсневой, межкостными плюсневыми и др. Мышцы голени и стопы также способствуют удержанию (укреплению) сводов стопы. Продольно расположенные мышцы и их сухожилия, прикрепляющиеся к фалангам пальцев, укорачивают стопу и тем самым способствуют "затяжке" ее продольных сводов, а поперечно лежащие мышцы и идущее в поперечном направлении сухожилие длинной малоберцовой мышцы суживают стопу, укрепляют ее поперечный свод. При расслаблении активных и пассивных "затяжек" своды стопы опускаются, стопа уплощается, развивается плоскостопие. Своды стопы поддерживают следующие мышцы и связки:

Информация о работе Физическая культура при нарушениях осанки и плоскостопи