Физическая культура и спорт в нашей стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:55, реферат

Краткое описание

реферат посвящен развитию спорта и физической культуры в нашей стране

Оглавление

1. Введение
2. Физическая культура и спорт в России
•Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом
•Создание Олимпийского комитета России
•Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
•Спортивная классификация, её структура
•Национальные виды спорта
•Развитие спортивной науки
•Спорт высших достижений
•Подготовка спортивных резервов
•Спорт, соревнования, спартакиады
•Развитие спорта инвалидов
•Профессионализация спорта

3. Заключение

4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 65.07 Кб (Скачать)

Олимпийские игры самые авторитетные и представительные международные соревнования. В составе Олимпийской сборной как бывшего СССР, так и современной России всегда успешно выступали студенты-спортсмены.

Национальные  виды спорта

Виды спорта, получившие международное признание, по характеру деятельности спортсмена условно разделяют на ряд групп: лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание, гребля, конькобежный и лыжный спорт; спортивные единоборства – бокс, борьба, фехтование; спортивные игры - футбол, хоккей, баскетбол и др.; виды спорта, использующие специальное оружие для поражения цели – стрельба пулевая, из лука, на стенде; состязания в мастерстве управления средствами передвижения – велосипедом, мотоциклом, яхте и т.д.; игровые единоборства, построенные на абстрактно-логическом композиционно мышлении человека – шахматы, шашки. Особый вид спорта – конный, основанный на мастерстве управления и выездки лошади. В настоящее время всё большее распространение получают экстремальные виды спорта – горнолыжный спорт, дайвинг, парашютный спорт, альпинизм, скалолазание и т.д.

Также виды спорта можно классифицировать по преимущественно  развиваемым у

человека качествам: силе, быстроте, выносливости, ловкости, сочетанию разных

качеств. Некоторые  виды спорта имеют многовековую историю  и развились из

самобытных физических упражнений в трудовой и военной  деятельности. К ним

относятся бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и др.

Часть видов  спорта сформировалась и развилась  сравнительно недавно:                                в середине XIX – начале XX веков. Сюда можно отнести спортивные игры,

гимнастику, современное  пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное

ориентирование, спортивный туризм и т.д. Также на базе развивающейся техники

возникли автомобильный, мотоциклетный и др. виды спорта.

Развитие  спортивной науки

К моменту распада  СССР страна обладала достаточным научным  потенциалом 

в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы

в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.

В основном научно-исследовательские  проблемы решались в четырёх научно-

исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР,

в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

К концу 80-х –  началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.

После распада  СССР положение спортивной науки  в России во многом изменилось

в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.

Трудности в  государственном финансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там, в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

Кроме недофинансирования, отрицательное влияние на развитие спортивной науки

в стране оказали постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

Положение усугублялось ещё и тем, что большинство  российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.

И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса                   (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

В 1996 г. на Всероссийском  совещании руководителей научных  организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта, туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета физической культуры, спорта и туризма России.

Названные направления  научных исследований охватывают пять основных проблем:

  • формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
  • человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
  • организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
  • теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • основные проблемы спортивного и олимпийского движения.

То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики десятка стран всех регионов мира.

Спорт высших достижений

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это массовый спорт и спорт высших достижений.

Массовым спортом  занимался каждый человек хоть раз  в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешеного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.

Массовый спорт  во многом повторяет и сходится с  физической подготовкой

(культурой). В  отличие от него, спорт высших  достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.

Главной целью  спорта высших достижений является достижение максимально

возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.

Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.

Для выполнения поставленной цели разрабатываются  специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, автором которых являлся                          А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системы тренировок легендарного атлета.

Таким образом, спорт высших достижений позволяет  на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде

спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает

массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и

методами физического  совершенствования. Рекорды в международных, национальных

и других видах  соревнований создают моральный  стимул для развития массового

спорта и занятий  физической культурой.

Подготовка  спортивных резервов

Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской  России является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.

Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей.                   К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов:

специализированные  детско-юношеские спортивные школы  олимпийского резерва

(СДЮСШОР), школы  высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского

резерва (УОР), детско-юношеские  спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов             по олимпийским и не олимпийским видам спорта.

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были

возобновлены  массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им.                        А. В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров

10-17 лет. Зимой  1999 г. пришёл первый крупный  успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.

Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской

и Волгоградской  спортивных организациях. И как результат  на Играх XXVI

Олимпиады в  Атланте спортсмены Волгоградской  области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным

путём пошла  Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское

движение. За всю  историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.

Для создания спортивного  резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных  юношеских игр 1998 г.                       под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на

Информация о работе Физическая культура и спорт в нашей стране