Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:24, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
7. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.
В основном учебном отделении занимаются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные. Занятия в основном учебном отделении характеризуются направленностью на всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной подготовленности, а также формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Они имеют заметно выраженную комплексную направленность с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130-160 уд/мин.
Специальное
учебное отделение . В отделение зачисляются
по показателям врачебного осмотра студенты,
имеющие определенные отклонения в состоянии
здоровья постоянного или временного
характера. Занятия в специальном
учебном отделении характеризуются оздоровительно-
Спортивное учебное отделение . В это отделение зачисляются студенты, получившие до поступления в вуз спортивную квалификацию или достаточно хорошо подготовленные для начала спортивной специализации. Занятия в отделении направлены на достижение результатов в избранном виде спорта. Система занятий в спортивном учебном отделении строится в соответствии с основными закономерностями процесса спортивной тренировки. При этом конкретные черты структуры и содержания подготовки спортсменов-студентов отражают особенности периодики учебного процесса (деление учебного года на семестры, сессионные и каникулярные периоды) и другие условия работы в высшей школе. Так, во многих случаях, целесообразно строить тренировочный процесс в форме полугодичных или «сдвоенных» циклов, приурочивая их к учебным семестрам так, чтобы этапы тренировки с повышенными нагрузками и этапы основных соревнований не совпадали с периодами сессий, а предшествовали им или приходились на каникулярное время. Это правило необходимо стараться соблюдать и в тех случаях, когда тренировочный процесс строится в форме годичных циклов. Подготовительный период тренировки тогда нередко совмещают с первым семестром, а соревновательный – с зимними каникулами, не сессионной частью второго семестра и началом летнего академического отпуска. Учитывая, что кумуляция физических и интеллектуальных нагрузок может неблагоприятно сказываться на психической работоспособности студентов, надо на сессионное время планировать снижение напряженности тренировочных занятий. Рекомендуется, в частности, использовать упражнения, отличающиеся умеренной интенсивностью, что позволяет, с одной стороны, избежать чрезмерной кумуляции тренировочных и академических нагрузок, а с другой – не снижать уровня физической подготовленности.
8. Методические основы физического воспитания в вузе
Многочисленными исследованиями установлено, что динамика умственной работоспособности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч. занятий в неделю. Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.
1. Занятия физическими
упражнениями (обязательные и
2. На занятиях физического воспитания, проводимых на первой паре, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС – 110-150 уд/мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд/мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50-60%. Основное назначение таких занятий – обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку. В случае, когда урок проводится на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150-160 уд/мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
3. Проведение физических занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
4. Занятия различными
видами спорта по-разному
5. В период экзаменационной
сессии занятия желательно
- понедельник: занятия
физическими упражнениями с
- среда: занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
- пятница (или суббота): занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления. Необходимо подчеркнуть, что лишь систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.
Физическая культура
и спорт являются действенным средством
организации досуга населения. Ни одна
социальная сфера организации досуга
не привлекает такого огромного количества
людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские
игры по телевидению). В данном случае
можно говорить о феномене спорта и физкультуры.
Также они в силу своей гуманистической
сущности, обладая способностью сближать
народы, содействовать развитию контактов,
сотрудничества, взаимопонимания между
народами, играют все более заметную роль
в жизни всего международного сообщества.
Физическая культура предоставляет неограниченные
возможности для эстетического воспитания
личности. Она воспитывает умение воспринимать
и понимать прекрасное в движениях человеческого
тела, в совершенстве его линий и форм.
Не менее важно и то, что физкультура и
спорт воспитывают у студентов естественную
потребность в организации здорового
образа жизни - одного из параметров целостного
гармоничного бытия человека. Отличительной
особенностью процесса физического и
духовного развития человека является
обязательное присутствие элементов самовоспитания.
В основе самовоспитания методами физической
культуры лежит внутренняя потребность
в самосовершенствовании, в развитии своих
физических способностей, совершенствования
форм тела, борьбе против собственных
отрицательных сторон характера и других
недостатков.
Кому из молодых людей
не хочется быть сильным, ловким, выносливым,
иметь гармонично развитое тело и хорошую
координацию движений? Хорошее физическое
состояние — залог успешной учебы и плодотворной
работы. Физически подготовленному
человеку по плечу любая работа.
Далеко не всем людям
дарует эти качества природа. Однако их
можно
приобрести, если дружить
с физической культурой и приобщиться
к ней с
детского возраста.
Физическая культура
— составная часть общей культуры. Она
не только
укрепляет здоровье,
но и избавляет от некоторых врожденных
и
приобретенных недугов.
Физическая культура нужна людям и физического
и
умственного труда.
Но особенно она необходима детям и подросткам,
так
как в их возрасте закладывается
фундамент физического развития и
здоровья.
Однако, чтобы не причинить
вреда организму, необходим регулярный
врачебный контроль
и самоконтроль спортсмена. Чрезмерное
увлечение спортом и несоблюдение
указаний учителя физкультуры и тренера
могут
вызвать переутомление,
и тогда вместо пользы спортивные занятия
принесут
вред. Каждому, пожелавшему
заниматься физической культурой и спортом,
надо, прежде всего, регулярно посещать
уроки физкультуры. Там обучают
гимнастическим и легкоатлетическим
упражнениям, там можно научиться
играть в баскетбол,
волейбол и в другие спортивные игры, ходить
на
лыжах, а если есть
поблизости какой-либо водный бассейн,
то и плавать.
Особенно большое значение
физкультура и спорт приобретают сейчас,
в век
технической революции,
когда бурными темпами в промышленность
и сельское хозяйство внедряются механизация
и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится
к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих,
а без нее многие органы человеческого
тела работают на пониженном
режиме и постепенно ослабевают. Такую
мышечную недогрузку возмещают
человеку занятия физической культурой
и спортом. Ученые установили,
что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние
на производительность труда. У работников физического и умственного
труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно
позже, чем у не занимающихся. Многолетние
научные исследования показали,
что люди, занимающиеся спортом, в определенных профессиях быстрее
приобретают высокую квалификацию. Труд
с большим нервным напряжением,
например труд летчиков, машинистов скоростных поездов, водителей
автомобилей, требует специальной психофизической подготовки. Физкультура
здесь большой помощник. Неоценимую услугу
физкультура и спорт оказывают и в формировании
у молодёжи высоких моральных качеств.
Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении
цели, чувство ответственности и товарищества. Физкультурой и спортом
в нашей стране занимаются миллионы людей. Физическое воспитание,
особенно молодежи, — дело государственной важности, и государство
должно уделять ему большое и неослабное внимание.
1.Матвеев «Теория
и практика физической
2.Коваленко «Физическая культура».
3.Программа физического воспитания студентов высших учебных заведений РБ.- Мн., 1992.
4.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ.культ.: В 2 т. / Под общей ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.- М., 1976.
Информация о работе Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях