Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:24, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
«Функциями спорта» при строгом истолковании их принято называть производные от его сущности и вместе с тем зависящие от конкретных условий его культивирования свойства, которые выражаются в характере воздействия спорта на человека и человеческие отношения, позволяют удовлетворят через спорт определенные потребности личности и общества. В этой связи говорят о роли спорта, его значении и назначении в обществе. Основу специфики его функций составляет то, что он возник, развивался и развивается в качестве собственно-соревновательной деятельности. Отсюда вытекает прежде всего значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. Специфическая соревновательно - эталонная функция спорта. Такая функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, где устанавливаются и превышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба. Но в той или иной мере она свойственна и спорту в целом. В той же мере спорту присуща и специфическая эвристически - достиженческая функция, которая заключается в том, что он представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих деятельностных сил наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации, увеличения и оптимизации их.
Следующей составляющей
здорового образа жизни является рациональное
питание. Когда о нем
идет речь, следует помнить о двух основных
законах,
нарушение которых
опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие
получаемой и расходуемой энергии. Если
организм получает
энергии больше, чем расходует, то есть
если мы
получаем пищи больше,
чем это необходимо для нормального развития
человека, для работы
и хорошего самочувствия, - мы полнеем.
Сейчас более
трети нашей страны,
включая детей, имеет лишний вес. А причина
одна -
избыточное питание,
что в итоге приводит к атеросклерозу,
ишемической
болезни сердца, гипертонии,
сахарному диабету, целому ряду других
недугов.
Второй закон: питание
должно быть разнообразным и обеспечивать
потребности в белках,
жирах, углеводах, витаминах, минеральных
веществах, пищевых
волокнах. Многие из этих веществ незаменимы,
поскольку не образуются
в организме, а поступают только с пищей.
Отсутствие хотя бы
одного из них, например, витамина С, приводит
к
заболеваниям, и даже
смерти. Витамины группы В мы
получаем главным образом
с хлебом из муки грубого помола, а источником
витамина А и других
жирорастворимых витаминов являются молочная
продукция, рыбий жир,
печень.
Первым правилом в
любой естественной системе питания должно
быть:
Прием пищи только
при ощущениях голода.
Отказ от приема пищи
при болях, умственном и физическом недомогании,
при лихорадке и повышенной
температуре тела.
Отказ от приема пищи
непосредственно перед сном, а также до
и после
серьезной работы,
физической либо умственной.
Наиболее полезен для
детей и подростков школьного возраста
четырехразовый режим
питания:
1 завтрак — 25% суточного
рациона
II завтрак —15% суточного
рациона
обед —40% суточного
рациона
ужин —20% суточного
рациона
Самым сытным должен
быть обед. Ужинать полезно не позднее,
чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется
всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает
у человека условный
рефлекс, в определенное время у него появляется
аппетит. А съеденная
с аппетитом пища лучше усваивается. Очень
важно
иметь свободное время
для усвоения пищи. Представление, что
физические
упражнения после еды
способствуют пищеварению, является грубой
ошибкой. Рациональное питание обеспечивает
правильный рост и формирование организма,
способствует сохранению здоровья, высокой
работоспособности и продлению жизни.
Оптимальный двигательный
режим - важнейшее условие здорового образа
жизни. Его основу составляют
систематические занятия физическими
упражнениями и спортом,
эффективно решающие задачи укрепления
здоровья и развития физических
способностей молодежи, сохранения здоровья
и двигательных навыков,
усиления профилактики неблагоприятных
возрастных изменений. При этом
физическая культура и спорт выступают
как важнейшее средство воспитания. Полезно ходить по
лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей
каждая ступенька дарит человеку 4 секунды
жизни. 70ступенек сжигают 28 калорий.
Основными качествами,
характеризующими физическое развитие
человека,
являются сила, быстрота,
ловкость, гибкость и выносливость.
Совершенствование
каждого из этих качеств способствует
и укреплению
здоровья, но далеко
не в одинаковой мере. Можно стать очень
быстрым,
тренируясь в беге
на короткие дистанции. Наконец, очень
неплохо стать
ловким и гибким, применяя
гимнастические и акробатические упражнения.
Однако при всем этом
не удается сформировать достаточную
устойчивость к
болезнетворным воздействиям.
Для эффективного оздоровления
и профилактики болезней необходимо
тренировать и совершенствовать
в первую очередь самое ценное качество
-
выносливость в сочетании
с закаливанием и другими компонентами
здорового образа жизни, что обеспечит
растущему организму надежный щит против
многих болезней.
4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы студентов. Является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности. Большие воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания. Массовые обследования анкетные опросы студенческой молодежи свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными и регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме своей жизнедеятельности.
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе. С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена новая учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека. В законе говорится: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». (взято из «Закона российской Федерации об образовании»; учительская газета №28, от 4 августа 1992 года)
Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно - профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие). На основании Закона, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года №773 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано: понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре; приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.(взято из: «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования». Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва, 1995 год. Страница 38 и далее по каждому профессиональному направлению).
Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля 1999 года).
Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (408 часа). Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время. Вцелом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта. Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения. Именно на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.
Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль. Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов. Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества. Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях. Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс. Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки.
С этой целью в рабочем учебном цикле кафедр физического воспитания должно предусматриваться обязательное медицинское обследование, в состав которого по мере прохождения материала подключается углубленное функциональное обследование психомоторики и характерологических качеств личности. Результаты обследований сравниваются с разработанными психофизическими моделями инженеров-строителей различных специальностей, а затем выдаются соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до модельных. Выпускнику предполагается выдавать «паспорт профессионального здоровья», в котором содержатся характеристики молодого специалиста, отражающие его соответствие требованиям профессии по физической подготовленности, по состоянию основных функциональных систем организма, по готовности основных рабочих органов воспроизводить психофизические требования данной специализации, характерологические особенности личности, а также способность переносить специфические профессиональные вредности. Такой паспорт станет для каждого выпускника строительного высшего учебного заведения свидетельством его здоровья, физической и психофизической пригодности на первых этапах трудовой деятельности, а в дальнейшем станет основой индивидуальных программ самосовершенствования личности и специалиста с целью оптимального выполнения тех сложных задач, которые поставит перед ним жизнь.
5.ЗАКАЛИВАНИЕ
В России закаливание
издавна было массовым. Польза закаливания
с раннего
возраста доказана
громадным практическим опытом и опирается
на солидное
научное обоснование.
Широко известны различные способы закаливания
- от воздушных ванн до обливания холодной
водой. Полезность этих процедур не вызываетсомнений.
С незапамятных времен
известно, что ходьба босиком - замечательное
закаливающее средство.
Зимнее плавание - высшая форма закаливания.
Чтобы ее достичь, человек
должен пройти все ступени закаливания.
Эффективность закаливания
возрастает при использовании специальных
температурных воздействий
и процедур. Основные принципы их правильного применения должны
знать все: систематичность и последовательность;
учет индивидуальных особенностей,
состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним
действенным закаливающим средством может
и должен быть до и после
занятий физическими упражнениями контрастный
душ.
Контрастные души тренируют
нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя
физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие
и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую
закаливающую и оздоровительную ценность
контрастного душа как для взрослых,
так и для детей. Хорошо действует он и
как стимулятор нервной
системы, снимая утомление и повышая работоспособность.
Закаливание - мощное
оздоровительное средство. Оно позволяет
избежать
многих болезней, продлить
жизнь на долгие годы, сохранить высокую
работоспособность.
Закаливание оказывает общеукрепляющее
действие на
организм, повышает
тонус нервной системы, улучшает кровообращение,
нормализует обмен веществ.
6.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Способ достижения
гармонии человека один - систематическое
выполнение
физических упражнений.
Кроме того, экспериментально доказано,
что
регулярные занятия
физкультурой, которые рационально входят
в режим
труда и отдыха, способствуют
не только укреплению здоровья, но и
существенно повышают
эффективность производственной деятельности.
Однако не все двигательные
действия, выполняемые в быту и процессе
работы, являются физическими
упражнениями. Ими могут быть только движения,
специально подбираемые для воздействия
на различные органы и системы, развития физических
качеств, коррекции дефектов телосложения.
Установлено, что школьники,
систематически занимающиеся спортом,
физически более развиты,
чем их сверстники, которые не занимаются
спортом. Они выше ростом,
имеют больший вес и окружность грудной
клетки, мышечная сила и жизненная
емкость легких у них выше. (Жизненная
емкость легких — наибольший
объем выдохнутого воздуха после наиболее
глубокого вдоха.) Рост юношей
16 лет, занимающихся спортом, в среднем
170,4 см, а у остальных он равен
163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг.
Занятия физкультурой и спортом тренируют
сердечно-сосудистую систему,делают ее
выносливой к большим нагрузкам. Физическая
нагрузка способствует развитию
костно-мышечной системы. Физические упражнения
окажут положительное воздействие, если
при
занятиях будут соблюдаться
определенные правила. Необходимо следить
за
состоянием здоровья
- это нужно для того, чтобы не причинить
себе вреда,
занимаясь физическими
упражнениями. Если имеются нарушения
со стороны сердечно-сосудистой
системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению
деятельности сердца. Не следует заниматься
сразу после болезни. Нужно
выдержать определенный период, чтобы
функции организма восстановились,
- только тогда физкультура принесет пользу.
При выполнении физических
упражнений организм человека реагирует
на
заданную нагрузку
ответными реакциями. Активизируется
деятельность всех
органов и систем, в
результате чего расходуются энергетические
ресурсы,
повышается подвижность
нервных процессов, укрепляются мышечная
и
костно-связочная системы.
Таким образом, улучшается физическая
подготовленность
занимающихся и в результате этого достигается
такое
состояние организма,
когда нагрузки переносятся легко, а бывшие
ранее
недоступными результаты
в разных видах физических упражнений
становятся нормой. У вас всегда
хорошее самочувствие, желание заниматься,
приподнятое настроение
и хороший сон. При правильных и регулярных
занятиях физическими
упражнениями тренированность улучшается
из года в
год, а вы будете в хорошей
форме на протяжении длительного времени.
Информация о работе Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях