Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:24, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Российский Государственный Педагогический Университет им.А.И.Герцена
Тема: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях
Выполнила:
Студентка 1 курса,5 группы
факультета корр. педагогики
Олесова Светлана Афанасьевна
Проверил:
Доцент Кафедры Физ. Культуры
Овчинников Владимир Павлович
Санкт-Петербург 2014г.
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания. Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации.
Как не парадоксально это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания. Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно.
В настоящее время в высшей школе
начинают складываться гуманистические
воспитательные системы. При этом каждая
общая система образования должна отводить
должное место и физическому воспитанию
и спорту. Это необходимо для установления
равновесия и укрепления взаимосвязей
между составляющими элементами образования.
В соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального
образования физическая культура с 1994
г. объявлена обязательной дисциплиной
гуманитарного образовательного цикла.
Гуманитарные знания дают возможность
преодолеть технократическое и узкопрофессиональное
мышление будущего специалиста, воспитывают
духовно богатую личность, обладающую
развитым чувством социально-профессиональной
и нравственной ответственности. Системная
и целенаправленная гуманитарная подготовка
и формируемая в ее процессе личностная
культура студента определяют свойства
его адаптивности самообучаемости , самостоятельности
и инициативности как будущего специалиста,
закладывая тем самым основы его высокого
профессионализма.
1. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура и спорт являются действенным средством организации досуга народа. Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры по телевидению).
В данном случае можно говорить о феномене спорта и физической культуры.
Цель физической культуры - реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.
Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить с известной условностью на две группы: специфические и общепедагогические.
1)Специфические можно также разделить на группы: 1) задачи по оптимизации физического развития человека в направлении всестороннего развития свойственных ему физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и многолетнего сохранения здоровья.
«Физическими качествами» человека принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность (мышечная масса, быстрота, выносливость, гибкость…). В основе всего многообразия двигательных способностей человека лежит совокупность тех его естественных качеств, коренящихся в телесной структуре и функциях его организма, благодаря которым он располагает возможностями проявлять силу, быстроту и мощность в движениях, придавать им необходимый размах и координировать их в составе двигательных действий, выполнять продолжительную физическую работу, несмотря на возникшие утомление. От уровня развития данных качеств зависит насколько человек способен осуществлять двигательную деятельность. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе воспитания свойственных каждому человеку физических качеств, развитие которых ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма. 2) Основные специфические - это специальные образовательные задачи. Основные - это 1) сделать достоянием каждого человека базовые знания научно-практического характера, накопленные в сфере физической культуры.; 2)обеспечить рациональное формирование индивидуального двигательных умений и навыков, нужных в жизни, довести их до необходимой степени совершенства. Важность этих задач обусловлена тем, что без двигательных умений и навыков нельзя реализовать способности в практической деятельности.
Охарактеризованные две группы специфических задач тесно взаимосвязаны, но не сводимы друг к другу ни логически, ни в их практической реализации. Их нужно различать, но вместе с тем надо иметь в виду органическую взаимосвязанность и взаимозависимость реальных результатов осуществления данных задач.
2) Общепедагогические. Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи.
Гуманитарная значимость физической культуры. Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение Личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.
2. Ценностные ориентации и отношение
студентов к физической культуре. Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу
и личности в качестве средств удовлетворения
потребностей. Они формируются в процессе
усвоения личностью социального опыта
и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах,
интересах. В них отражены представления
студентов, о желаемом. В формировании
определенных ценностей, способных удовлетворить
потребности студентов, проявляется единство
физического, психического и социального
развития личности. В сфере физической
культуры ценности по качественному критерию
могут быть представлены как: материальные
(условия занятий, качество спортивной
экипировки, льготы со стороны общества);
физические (здоровье, телосложение, двигательные
умения и навыки, физические качества,
физическая подготовленность); социально-психологические
(отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие,
навыки поведения в коллективе, чувства
долга, чести, совести, благородства, средства
воспитания и социализации, рекорды, победы,
традиции); психические (эмоциональные
переживания. Черты характера, свойства
и качества личности, творческие задатки);
культурные (познание, самоутверждение,
самоуважение, чувство собственного достоинства,
эстетические и нравственные качества,
общение, авторитет). Ценностные ориентации
студентов рассматриваются как способы,
с помощью которых дифференцируют объекты
физической культуры по их значимости.
В структуре физкультурно-спортивной
деятельности ценностные ориентации тесно
связаны с эмоциональными, познавательными
и волевыми ее сторонами, образующими
содержательную направленность личности.
Характер же направленности в самой деятельности
чаще зависит от того, какой личностный
смысл имеет система тех или иных ценностей,
определяющая действенность отношений
индивида к тем объектам, ради которых
эта деятельность осуществляется. Одни
объекты могут вызывать эмоциональную
(чувственную), другие — познавательную,
третьи — поведенческую активность. Эмоциональный
компонент основывается на привлекательности,
а рациональныйна полезности, они дополняют
друг друга и деятельность регулируют
вместе, хотя между ними существует определенное
несоответствие, Данные показывают, что
ценности, связанные с физическим Я (физические
качества, здоровье, телосложение), с функциональным
содержанием деятельности (высокая подвижность,
физические нагрузки, эмоциональные переживания),
с актуализацией (успех, самовыражение,
самоутверждение), с морально-волевыми
качествами (воля, настойчивость), с чувством
долга, составляют главный ранг. Поэтому
в физкультурно-спортивной деятельности
этим ценностям необходимо уделять особое
внимание, чтобы не ослабевала ориентация
на эту деятельность. Основы организации
физического воспитания в вузе Физическая
культура в вузе выполняет следующие социальные
функции: преобразовательно-
Женщины 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 Поднимание туловища из положения «лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (число раз) 60 50 40 30 20 Бег 2000 м (мин, с) 10,15 10,50 11,15 11,50 12,10 Примечание, Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания. Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста: знать основы физической культуры и здорового образа жизни; иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни. Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений Тест Оценка в очках 5 4 3 2 1 Бег 5000 м (мин, с) Мужчины 21,30 22,30 23,30 24,50 25,40 Бег на лыжах 5 км (мин, с) 23,50 25,00 26,25 27,45 28,30 или 10 км (мин, с) 50,00 52,00 55,00 58,00 б/врем Плавание 50 м (с) 40,0 44,0 48,0 57,0 б/врем или 100 м (мин, с) 1,40 1,50 2,00 2,15 2,30
Прыжки в длину с места (см) 250 240 230 223 215 Прыжки в длину с разбега (см) 480 460 435 410 390 или в высоту (см) 145 140 135 130 125 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз) 15 12 9 7 5 Переворот силой в упор на перекладине (число раз) 8 5 3 2 1 Поднимание на висе ног до касания перекладины (число раз) 10 7 5 3 2 Женщины Бег 3000 м (мин, с) 19,0 20,15 21,0 22,0 22,30
Бег на лыжах 3 км (мин, с) 18,00 18,30 19,30 20,00 21,00 или 5 км (мин, с) 31,00 32,30 34,15 36,40 б/врем Плавание 50 м (мин, с) 0,54 1,03 1,14 1,24 б/врем или 100 м (мин, с) 2,15 2,40 3,05 3,35 4,10 Прыжки в длину с места (см) 190 180 168 160 150 Прыжки в длину с разбега или в высоту (см) 365 350 325 300 280 Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) (число раз) 20 16 10 6 4 Приседание на одной ноге с опорой рукой о стенку (число раз) 12 10 8 6 4
При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы. Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности. Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются. В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола. Тех. кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований. Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года. При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы. В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме: теоретических, практических, контрольных; элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий; индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя; Внеучебные занятия организуются в форме: выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Информация о работе Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях