Физическая культура - часть общечеловеческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:04, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы объясняется тем, что необходимо сначала разобраться, что собой представляет, физическая культура (как и любая другая культура), на какие виды делится и какова её роль в общественной жизни и культуре человека. Каждый современный человек не может представить себе жизнь без спорта. Люди сталкиваются в школе и в институте с практической физической культурой. Это немудрено. Ведь в стародавние времена физическое воспитание играло огромную роль.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
Физическая культура_______________________________________________5
Функции физической культуры______________________________________7
Сократ и сократические школы______________________________________8
Учение Платона о душе____________________________________________10
Учение Аристотеля о душе_________________________________________12
Античная психология после Аристотеля______________________________14
Развитие психологической мысли от эллинизма до эпохи Возрождения____16
Заключение______________________________________________________19
Список используемой литературы___________

Файлы: 1 файл

физ ра.docx

— 45.63 Кб (Скачать)

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой,   может в некоторых  случаях рассматриваться  с отрицательной  стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечнососудистой) и  организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время  вредны и перегрузки. Поэтому и  при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной  физической культурой, укреплять организм. Физическая культура является одним  из факторов, оказывающим положительное  влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.

Связи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах.

1. Любой трудовой  процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности  и напряженности также и фазу  снижения работоспособности. Средства  физического воспитания ускоряют  врабатываемость, замедляют падение  работоспособности и производительности  труда, способствуют более быстрому  восстановлению утраченной в  процессе труда нервно-психической  и мышечной энергии.

 

2.Некоторые  современные виды труда характеризуются  малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной кой на отдельные  части тела, на отдельные функции  организма. Средства физического  воспитания позволяют предупредить  отклонения в физическом состоянии  и развитии, возникающие в силу  специфики данного труда.

3.В современном  производстве пока еще не исключены  факторы и условия, создающие  возможность профессиональных заболеваний.  Средства физического воспитания  в значительной мере выполняют  профилактическую функцию и снижают  вероятность появления типичных  заболеваний и травм.

4.Ряд видов  труда требует специальной физической  подготовленности, которая может  быть обеспечена только специфическими  средствами и методами физической  подготовки.

5.В современном  производстве в связи с научно-техническим  прогрессом наблюдается тенденция  смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность  расширяет возможности для соответствующей  адаптации и овладения новыми  профессиями.

Внедрение физической культуры в научную организацию  труда (НОТ) является существенной необходимостью. Научная организация труда, основываясь  на постоянном использовании достижений науки и передового опыта, предусматривает  оптимальное взаимодействие людей  и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.

Главной целью  внедрения физической культуры в  систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся.

Данная цель конкретизируется в следующих специфических  задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

1. На этапе  обучения профессиям (в колледжах  профессионального образования,  училищах, вузах) обеспечить необходимый  уровень профессионально-прикладной  физической подготовленности к  избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических  для избранной профессии физических  качеств и сформировать необходимые  профессиональные двигательные  умения и навыки).

2. В процессе  непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня)  способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию  высокой работоспособности и  замедлению темпов ее снижения).

3. В после рабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

От успешного  решения перечисленных задач  в немалой степени зависят  здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура: оздоровительная  и реабилитационная направленность

 

Оздоровительная и реабилитационная направленности как важнейшие принципы системы  физического воспитания

Суть данных принципов заключается в том, что физическая культура должна содействовать  укреплению здоровья. Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях — наиболее характерный критерий нормы, здоровья.

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10—15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния  окружающей среды и на 50—55% —  от условий и образа жизни.

Проблема  движения и здоровья имела достаточную  актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий  философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так  сильно не разрушает организм, как  физическое бездействие" Великий  врач Гиппократ не только широко использовал  физические упражнения при лечении  больных, но и обосновал принцип  их применения. Он писал: «Гармония  функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Галлен в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «...Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

В современных  условиях развития нашего общества наблюдается  резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности  жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния  и здоровья, продолжительность жизни  сократилась на 7— 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал  общества.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что  приводит к расстройству регуляции  деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Тесная связь  состояния здоровья и физической работоспособности с образом  жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными  исследованиями (Н.ААгаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко, В.К.Баль-севич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А.А.Виру, Л.П.Матвеев, Р. Е. Мотылянская, И.В.Муравов, Л.Я.Иващенко, ГАзхтапб, .Г.К.ХУПтоге и многие другие), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

 

Для нормального  функционирования человеческого организма  и сохранения здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В  этой связи возникает вопрос о  так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой  в процессе повседневного профессионального  труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведённой  мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности  организма, составляет 12 – 16 МДж (в зависимости  от возраста, пола и массы тела), что  соответствует 2880 – 3840 ккал. Из них  на мышечную деятельность должно расходоваться  не менее 5 – 9 МДж (1200 – 1900 ккал); остальные  энергозатраты поддерживают жизнедеятельность организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, сопротивляемость организма.

В экономически развитых странах за последние 100 лет  удельный вес мышечной работы как  генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело  к снижению энергозатрат на мышечную деятельность в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, 2 – 3 МДж (500 – 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2 – 3 ккал/мин, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин), обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 – 500 ккал в сутки (или 2000 – 3000 ккал в неделю).

Чтобы физическая культура оказывала положительное  влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:

 

1.средства  и методы физического воспитания  должны применяться только такие,  которые имеют научное обоснование  их оздоровительной ценности;

2.физические  нагрузки обязаны планироваться  в соответствии с возможностями  учеников;

3.в процессе  использования всех форм физической  культуры необходимо обеспечить  регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического  контроля зависят от форм занятий  физическими упражнениями, величины  физической нагрузки и других  факторов.

Принцип оздоровительной  направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так  организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического  воспитания необходимо:

-  совершенствовать  функциональные возможности организма,  повышая его работоспособность  и сопротивляемость неблагоприятным  воздействиям;

- компенсировать  недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной  жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных  систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних  и внутренних факторов развития человека.

К настоящему времени разработан и практически  апробирован целый ряд авторских  комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые  предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации и эффективность.

Это, прежде всего:

-       контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

-       режим 1000 движений (система Амосова);

-       10 000 шагов каждый день (система  Михао Икай);

-       бег ради жизни (система Лидьярда);

-       всего 30 мин спорта в неделю  на фоне повседневной естественной  физической нагрузки, учитывая правила:  если можешь сидеть, а не лежать  — сиди, если можешь стоять, а  не сидеть — стой, если можешь  двигаться — двигайся (система  Моргауза);

-       произвольное поочередное сокращение  мышц тела без изменения их  длины в течение всей «бодрствующей»  части суток (скрытая изометрическая  гимнастика по Томпсону);

-       калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с

акцентом  на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

В настоящее  время появились новые направления  оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный  эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

В России разработана  и внедрена в практику методология  программирования физкультурных занятий  оздоровительной направленности, основанная на энергетических критериях эффективности  занятий и имитационного и  компьютерного моделирования процесса выполнения упражнений с проверкой  их соответствия энергетическим возможностям конкретного человека или гомогенной по энер­гетическим возможностям группы людей (В. И. Бондин, 1999).

Выбор той  или иной методики занятий физическими  упражнениями с оздоровительной  направленностью соотносится с  реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального  вкуса и интереса.

 

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается  лишь только в тех случаях, когда  они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными  возможностями занимающихся. Занятия  физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной  нервной системы, обеспечивают адаптацию  сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Не менее  положительное влияние регулярные занятия физическими упражнениями (и процедуры лечебной физической культуры) оказывают на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка  и кишечника, повышается их секреторная  функция, укрепляется мускулатура  передней стенки живота, играющая большую  роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.

Информация о работе Физическая культура - часть общечеловеческой культуры