Движение - это жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье − это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Движения, мышечные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием поддержания здоровья. Физические упражнения действуют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом, вызывая изменения не только в структуре мышц, суставов, связок, но и во внутренних органах и их функциях, обмене веществ, иммунной системе.

Файлы: 1 файл

27.Shadrina.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ  СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Шадрина М.А., Майданник Ю.В.

КГПУ им. В.П. Астафьева

piniiiiii@mail.ru

  По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье − это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Движения, мышечные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием поддержания здоровья. Физические упражнения действуют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом, вызывая изменения не только в структуре мышц, суставов, связок, но и во внутренних органах и их функциях, обмене веществ, иммунной системе.

  Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и  состоянию здоровья, использование  физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования. Образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Существуют две главные формы организации физического воспитания студентов: группа регламентированных форм, обеспечивающихся государственными программами и осуществляющихся за счет средств бюджета, и самостоятельные или самодеятельные формы организации физической активности.

Самостоятельно занимающиеся студенты должны знать правила проведения занятий, основные механизмы получения тренировочного эффекта. Важны и знания, и владения навыками самоконтроля.

Немаловажное значение имеют, подбор формы занятий, места их проведения, правильной экипировки, спортивного инвентаря или его самодельных аналогов. Самостоятельная работа студентов по физическому воспитанию должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья; развитие несовершенных физических качеств; подготовку к выполнению зачетных нормативов.

Наиболее доступными и  эффективными средствами физического  воспитания в домашних условиях являются утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), занятия по принципу ОФП (общая физическая подготовка), аэробика, ходьба, бег, плавание, лыжи и т.д.

Утренняя гигиеническая  гимнастика.

Упражнения УГГ как одна из основных форм самостоятельных занятий способствуют более быстрому приспособлению организма человека к ритму трудового дня. Это достигается благодаря тому, что в кору головного мозга поступает поток нервных импульсов от множества рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах, которые благодаря временным связям обеспечивают более совершенное приспособление организма, сокращая период врабатывания. Лучше всего выполнять упражнения УГГ на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении и заканчивать водными процедурами, или душем, который способствует повышению сопротивляемости организма простудным факторам.

 

Общая физическая подготовка

Группы ОФП существуют при всех стадионах, плавательных бассейнах и др. Студенты, занимающиеся в группах ОФП, могут использовать примерную схему занятий: от 10-15 до 30 мин общеразвивающие упражнения (ОРУ) и беговые упражнения, затем плавание 20-30 мин., или подвижные игры (волейбол, баскетбол, футбол и др.). С точки зрения повышения двигательной активности, использования различных средств занятия в таких группах позволяют повысить уровень здоровья и работоспособности.

К недостаткам занятий в таких  группах следует отнести существенную текучесть состава, что вынуждает  инструктора, проводящего занятия  придерживаться сравнительно небольших  нагрузок. Группы формируются, как правило, по возрастному принципу. Занятия по принципу ОФП являются наиболее эффективной формой подержания уровня здоровья.

 

Оздоровительная аэробика

Для организации самостоятельных  занятий необходимо заранее ознакомиться с упражнениями, которые будут  использоваться. В настоящий момент существует значительное количество видеокассет  с различными комплексами упражнений и студентки могут заниматься в свободное время.

Оздоровительная аэробика эффективное средство для повышения уровня развития тренировки сердечно-сосудистой, дыхательной системы, всех физических качеств и в целом здоровья.

К положительным моментам в целом относят:

- эмоциональную окраску нагрузки;

- разносторонность нагрузки, что позволяет добиться гармоничного развития всех частей тела;

- повышение аэробной производительности.

К отрицательным моментам относят:

- сложность дифференцирования  нагрузки;

- определенную координационную  сложность упражнений.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю до 40-60 минут.

 

Оздоровительная ходьба

Используется как средство активной реабилитации. В оздоровительных  целях рекомендуется ходить 4-5 раз  в неделю по 40-60 минут. Длина дистанции  от 3 до 5 км.

 

Оздоровительный бег

Эффективное средство повышения уровня здоровья организма. В оздоровительных  целях рекомендуется тренироваться 3-4 раза в неделю от 25 до 40 минут. Недельный  объем бега – 25-40 км. Бег наиболее доступен для индивидуальных тренировок.

К положительным моментам относят:

- эффективное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и уровень здоровья;

- доступность для различных по полу и возрасту людей;

- эффект закаливания при беге на воздухе.

К отрицательным моментам относят:

- перегрузки опорно-двигательного аппарата;

- возможные болезни коленей, голени и стопы. 

 

Плавание

Относится к самым эффективным  средствам тренировки и поддержания  уровня здоровья. Рекомендуется тренироваться  не реже 3-4 раз в неделю от 30 до 45 минут. Помимо значительного эффекта от движений, положительные сдвиги оказывает и просто пребывание в воде (энергетический обмен увеличивается в два раза, так как вода плотнее воздуха в 700 раз). Рекомендуется проплывать от 800 до 1500 метров, чередуя различные способы плавания.

Плавание устраняет какие-либо перегрузки опорно-двигательного аппарата, позволяет тренироваться людям  с избыточной массы тела.

 

Лыжи

Одно из самых гармоничных и  эффективных средств развития организма человека. Спортсмены, занимающиеся лыжным спортом, показывают наибольшие показатели производительности сердечно-сосудистой системы и системы дыхания.

К отрицательным моментам можно  отнести сезонный характер занятий, стоимость экипировки и т.д. Лыжники-любители тренируются 3-4 раза в неделю, проезжая от 45 до 70 км в зависимости от этапа подготовки, способа передвижения (классический, коньковый и т.п.).

При проведении самостоятельных занятий  очень важен самоконтроль. Для  объективизации контроля рекомендуется  вести дневник контроля. В дневнике отражают следующие показатели: тренировочную нагрузку (малая, средняя, большая или по объему 5,10,12, км и т.д.); утренний пульс (постоянство этого показателя и его снижение свидетельствуют о положительной адаптации на нагрузку, увеличение утреннего пульса свидетельствует о недовосстановлении организма); настроение (хорошее, среднее, плохое); желание тренироваться (сильное, среднее, отсутствует, апатия, сильное нежелание); аппетит (хороший, средний, плохой). Один раз в неделю проводят взвешивание (вес постоянен или с небольшими отклонениями – организм справляется с нагрузками, вес падает – возможно, ослабление иммунитета и болезнь). Один раз в 2-3 месяца можно проводить оценку уровня здоровья.

Самостоятельные занятия студентов по физической культуре, способствуют повышению физической подготовленности, повышают интерес к предмету "физическая культура", помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, укрепляют здоровье.

 

Список источников:

 

1. Ильинич В.И. «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики» Москва 2000год.

2. Матвеев Л.Р.  Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991год.

3. Мильнер Е.Г.  «Формула жизни» Изд. «Физкультура  и спорт» Москва 1991год.

4. Попов С.Н. «Лечебная физическая физкультура» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1978 год.

5. http://lib.sportedu.ru/

6. http://library.krasu.ru/

7. http://livegreen.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Движение - это жизнь