Амеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:10, доклад

Краткое описание

Содержание данного курса направлено на то, чтобы комплексно показать развитие человека в периоды его становления и зрелости, определить пути и способы достижения им вершин в своей личной и профессиональной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...2
1. Акмеология как наука:…………………………………………………………………..3
1.1. Определение понятия «Акмеология»………………………………………… 3
1.2. Классификация основных направлений акмеологии………………………...3
1.3. Предмет фундаментальной акмеологии………………………………………5
1.4. Основные проблемы и задачи акмеологии…………………………………...7
2. Творческий потенциал человека и основные элементы его проявления……………9
3. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости…………………10
4. Акмеологическое понимание личности………………………………………………11
4.1. Психологический подход к личности…………………………………………12
4.2. Соотношение акмеологического и психологического
Подхода к личности………………………………………………………………….....14
4.3. Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ АКМЕОЛОГИЯ.docx

— 57.51 Кб (Скачать)

 

    1.  Психологический подход к личности.

Данный подход включает в  себя методологические принципы:

Личностный  принцип, согласно которому все психические процессы, состояния, способности представляют собой не изолированные функции, а в широком смысле способности личности, имеющие ее в своем основании.Например, не просто восприятие, память, мышление, а способность личности воспринимать мир (видеть, слышать и т. д.), запоминать, думать о решении встающих перед ней жизненных задач.

Принцип развития, согласно которому личность развивается в следующих направлениях:

а) возрастном;

б) индивидуальном;

в) социальном и социально-психологическом;

г) культурно-историческом;

д) духовно-нравственном;

е) субъектном, т.е. как субъект деятельности, общения, жизненного пути. Этот принцип подразумевает, что личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития.

Деятельностный подход, согласно которому личность проявляется и развивается в деятельности. В данном подходе одновременно выявляется и обратимость развития личности, результатом деятельности является не только ее продукт, но и сама личность.

Принцип соотношения биологического, природного и социального, согласно которому либо:

  1. Абсолютизируется одна из детерминант, т.е. осуществляется биологизация илИ социализация личности.

Абсолютизация социальной детерминации личности - игнорирование ее генетических, врожденных особенностей, задатков и способностей, сведение ее социализации к адаптации, рассмотрение личности как tabula rasa, как единицы социума.

Абсолютизация биологического начала человека — признание ведущей роли низших потребностей, инстинктов и т. д. и отрицание социального способа развития человека как личности;

  1. Рассматривается диалектическое соотношение природной и социальной детерминации в развитии личности.

Принцип соотношения индивидуального и  общественного, согласно которому рассматриваются или абсолютизируются:

  1. одна из детерминант, т.е. личность рассматривается лишь как единица, "атом" общества, "совокупность общественных отношений".
  2. неповторимость, врожденность личностных особенностей.
  3. диалектическое соотношение: на разных этапах социализации имеет место индивидуализация (процесс индивидуализации/идентификации и интеграции личностных составляющих).
  4. единство — общество заинтересовано в развитии личности.
  5. противоречие — общество находится в противоречии с индивидуальными инстинктами, влечениями.

Принцип детерминизма, согласно которому:

  1. внешнее преломляется через внутреннее;
  2. личность активная,  саморегулятивная,  специфическая система, избирательно относящаяся к внешним воздействиям;
  3. личность самовыражается, самореализуется в соответствии со своей индивидуальностью, способностью сознания, особенностями активности и т. д. в жизненном пути, в деятельности, в общении, строит жизненную стратегию.

Системный  подход, согласно которому личность рассматривается как:

  1. иерархическая система;
  2. саморегулирующая система;
  3. самоорганизующаяся в соотношении с внешним миром (жизненным путем, деятельностью, другими людьми и т. д.);
  4. проективная система, т. е. не исчерпывающаяся ее данным, актуальным состоянием, а проявляющая свои потенциальные возможности и личностную перспективу (будущее, смысл жизни);
  5. вписанная в социальную систему и ее структуры, в зависимости от чего складывается соотношение социализации и индивидуализации;
  6. система жизненных и ценностных отношений.

Сведение личности к структуре  или выявление ее черт в равной мере ограничивает личность некоторым контуром, отделяющим ее от мира, в лучшем случае обнаруживая внутреннее строение (уровневое) и ортогональные связи.

Сущность личности - это способ ее функционирования, самовыражения, самореализации в жизни, деятельности, общения. Это способ связи внешнего и внутреннего, организации их взаимодействия или разрешения их противоречий, который определяется личностью, ее притязаниями, сознанием, ее проекцией в будущее. Последнее понимание и есть определение личности как субъекта (общения, познания, деятельности и жизненного пути), требующее каждый раз раскрытия его качественной определенности.

 

    1. Соотношение акмеологического и психологического

подходов к  личности.

Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако он рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода и философской антропологии к человеку.

Личность (как предмет  акмеологии и само понятие личности) определяется в континиуме других качеств человека как индивида, как субъекта, и как индивидуальности.

Первым основанием при  рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития.  

Вторым основанием является развитие личности, рассматривающееся преимущественно в определенных пределах.

Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека. В силу этого он опирается на те психологические концепции личности, которые связывали и развитие, и самую сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути личности.

Акмеология учитывает не только прогрессивные, потенциальные возможности при определении развития личности, но и его регрессивные варианты и выявляет (диагностирует) наличное состояние личности с целью его оптимизации  самой личностью (или с помощью акмеологической поддержки).  Если речь идет о разрыве наличного и идеального состояния, то с помощью критериев последнего строится схема уровней развития и диагносцируемое состояние личности относится к определенному уровню, чтобы можно было определить не только то, какие этапы, но и то, какие уровни развития она должна еще пройти и каковы средства осуществления этого движения по иерархии.

Если в основном в психологии развитие рассматривалось как поступательные этапы, стадии, как носящее необратимый характер, то в акмеологии имеет место совершенно другая временная характеристика (модель) развития, которая будет раскрыта ниже.

Наконец, и это главное, если в психологии развитие и даже обучение и воспитание рассматриваются  как совершенствование, то акмеология, отвечающая принципу оптимальности, изучает индивидуальные и личностные особенности под углом зрения оптимизации процессов развития, как продвижение личности к вершинам зрелости, как имеющее восходящий характер. Акмеология учитывает закономерности, выявленные психологией, чтобы развитие личности осуществлялось не стихийно-эмпирически, а целенаправленно, с учетом этих закономерностей. В этом акмеология сближается с педагогикой: она не просто исследует процессы развития, но как операциональный, оперативный тип знания включает практику развития и совершенствования личности в качестве центральной научной задачи. В ней разрабатывается целая совокупность рефлексивных, игровых, тренинговых практик, сочетающих обучение, научение и развитие личности. Но в отличие от педагогики, акмеология ставит своей целью не только и не столько получение личностью знаний, но совершенствование ее самой, ее мышления, способностей, навыков и умений (самого широкого профиля).

В акмеологию включаются понятия  психологической, духовной, профессиональной культуры, раскрывающие наиболее совершенные способы жизнедеятельности личности. Однако если в культурологии акцент преимущественно ставится на сущность культуры и ее влияние на общество, массы и отдельную личность, то акмеология вскрывает сами механизмы культурного развития личности.

Однако принципиальным основанием сравнения психологического и акмеологического подходов к личности является категория субъекта.

Как уже отмечалось, понятие  личности в психологии определяется в контексте понятий "индивид", "индивидуальность", "субъект". А понятие "индивид" употребляется в двух противоположных значениях: биологического и общественного индивида. Эти два значения взаимно исключают друг друга. Для акмеологии адекватно понятие индивида в его природном и биологическом качестве (под биологическим качеством индивида имеется в виду организм, пол, возраст, здоровье и т. д.)

В акмеологии в настоящее  время точно определились понятия индивида и личности, но еще существует многозначность и связанные с нею дискуссии относительно понятий индивидуальности и субъекта.

Последнее является не только понятием и даже не только категорией, а оказывается новой парадигмой, которая была сформулирована С.Л. Рубинштейном на основе принципа детерминизма в плане философско-методологическом и разработана в психологии как методологический принцип сначала применительно к предмету психологии, затем — применительно к личности. Суть этой парадигмы, более детально раскрываемая ниже, заключается в изменении самого способа познания человека. Изменение способа познания заключается в том, что исследование строится по принципу взаимодействия между исследуемой личностью и исследователем. Далее, при выдвижении гипотез об особенностях личности (если именно она рассматривается в качестве субъекта) всегда предполагается, что она проявит свои новые, на данном этапе не только не исследованные, но и ею самой не обнаруживаемые возможности, способности.

Именно эта парадигма  стала переходным мостом от психологии к акмеологии в трактовке личности, поскольку акмеология в полной мере реализует новый способ познания, при котором исследование соединяется с практикой взаимодействия с субъектом.

Целым рядом психологов личность изначально (с рождения) считается  субъектом. Между тем, на наш взгляд, качество субъекта — это качество, связанное со становлением, развитием и, более того, достижением личностью высшего уровня своего развития.

Личность как субъект  достигает высшего уровня развития, который не имеет стандартного для  всех людей значения ("порога"), и высшего уровня своего развития, который "измеряется" возможностями ее индивидуальности. Для каждой личности высшим будет разный уровень.

Однако одного этого уточнения  для акмеологии как комплексной науки недостаточно: личность рассматривается ею в контексте жизненного, профессионального, духовного пути. Этот контекст не просто устанавливает свои "планки", согласно которым личность становится субъектом профессиональной деятельности или духовно-нравственным субъектом. Развиваясь и совершенствуясь не как "вещь в себе", а для умножения в конечном счете всего лучшего, созданного человечеством, касается ли это духовной или материальной культуры, личность не просто усваивает культуру, но и сама начинает развивать эту культуру, опираясь на высший уровень возможностей. И здесь она опять выступает как субъект нового качества и уровня.

 

    1. Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности.

Предметом акмеологии является совершенствование личности в жизни, деятельности (профессии, общении), приводящее к максимальной самореализации личности и оптимальному способу осуществления — стратегичности жизни, высокому профессионализму, компетентному осуществлению деятельности в качестве субъекта. Совершенствование сущности личности достигается оптимальной интеграцией ее психологической, духовно-нравственной, профессиональной культуры, что обеспечивает оптимальность осуществления жизни, деятельности и высокий уровень достижений, моделирование одновременно реальных и идеальных объектов.

Модель носит целевой  характер, поскольку должен быть осуществлен переход от реального, наличного к идеальному, желательному состоянию.

Предмет акмеологии представляет собой сложную модель, выявляющую исходное состояние реального объекта "оригинала", способ его изменения и развития от "стартового" к идеальному, "вершинному" качеству. Модель выявляет не уровневое строение объекта, а изменение способа его организации от наличного к более оптимальному уровню. Желательное идеальное целевое состояние (качество) проектируется согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созидательная деятельность субъектов педагогической деятельности опирается на их предварительную  общекультурную, общеобразовательную, специальную профессиональную подготовку. Большую роль при этом играет и  сформированность личностных качеств, и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подготовка связана умение обучать искусству применять знания в практике решения общекультурных, специальных и профессиональных задач, сориентированных на определенных результат, отвечающий требованиям качества.

Созидатели, являясь зрелыми  людьми, являются носителями созидательных  сил природы, которые в них  заключены в виде наследственных, врожденных, приобретенных творческих энергопотенциалов: темперамента, задатков, одаренности. Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акмеэнергоинформационного взаимодействия с внешним миром в процессе воплощения замыслов в продукты созидания.

Подготовка будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях может быть продуктивной, если вооружает  их теорией самовыдвижения к вершине  профессионализма и продуктивности. Но, чтобы «вооружить» теорией  других, она, во-первых должна быть создана, во-вторых, усвоена преподавателями, в третьих, применена ими к себе самим. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими прежде всего вершин профессионализма и направлена Акмеология как учебная дисциплина.

Информация о работе Амеология