Амеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:10, доклад

Краткое описание

Содержание данного курса направлено на то, чтобы комплексно показать развитие человека в периоды его становления и зрелости, определить пути и способы достижения им вершин в своей личной и профессиональной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...2
1. Акмеология как наука:…………………………………………………………………..3
1.1. Определение понятия «Акмеология»………………………………………… 3
1.2. Классификация основных направлений акмеологии………………………...3
1.3. Предмет фундаментальной акмеологии………………………………………5
1.4. Основные проблемы и задачи акмеологии…………………………………...7
2. Творческий потенциал человека и основные элементы его проявления……………9
3. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости…………………10
4. Акмеологическое понимание личности………………………………………………11
4.1. Психологический подход к личности…………………………………………12
4.2. Соотношение акмеологического и психологического
Подхода к личности………………………………………………………………….....14
4.3. Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ АКМЕОЛОГИЯ.docx

— 57.51 Кб (Скачать)

Итак, акмеология делает предметом  своих исследований зрелого человека прежде всего как субъекта созидательной деятельности, способного воплощать искомый результат в продукте деятельности.

В период зрелости процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются процессами самореализации в форме самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, направленными  на развитие творческого потенциала.

Процессы саморегуляции происходят в духовной, физической, профессиональной сфере на разных этапах жизни: при получении профессионального образования в учебном заведении; при самостоятельной профессиональной деятельности (от начала до достижения вершин профессионализма и т. д.); в пору реорганизации деятельности, связанной с переходом на другие виды деятельности, если это необходимо, до момента выхода из творческой деятельности. И эти процессы – предмет акмеологии.

 

    1.  Основные проблемы и задачи акмеологии.

К основным проблемам акмеологии относят:

Определение тех характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в школьном возрасте, чтобы затем в период зрелости он смог проявить себя во всех отношениях. Это значимо, т. к. характеристики человека как индивида, личности и субъекта деятельности на ступени зрелости связаны причинно-следственными зависимостями с особенностями развития на предыдущих стадиях. Одновременно и то, и другое, и третье связано и определенным образом обусловлено общими и частными обстоятельствами, в которых происходит жизнь человека. Задача, которая является глобальной: разработка такой стратегии организации жизни человека, которая позволила бы ему достичь творческих вершин.

Научное изучение феномена «акме», когда происходит выявление общего и различного у разных людей. Сходство может быть выявлено при рассмотрении микро-, мезо-, макросоциумов, в которых оказывается человек от рождения и на протяжении всей жизни. Они влияют на физическое развитие, на время достижения личностной зрелости, на формирование творческого отношения к деятельности и своеобразия индивидуальности. И все это связано с врожденными особенностями человека и его активным участием в самосовершенствовании. Но и при сходстве внешних условий, в которых происходит жизнь, индивидуальные, личностные и субъектодеятельностные изменения происходят в различном темпе и отличаются на каждом этапе количественными и качественными показателями у разных людей. Группа задач связана с выявлением общего и различного в достижении «акме» разными людьми и выявлении факторов, определяющих качественно-количественные характеристики «акме».

Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, с достижением уровня мастерства. Постижение сущности профессионализма и понимание путей, ведущих к его вершинам, имеет и теоретическое, и практическое значение. Здесь важно разработать такую систему критериев, разработать инструментарий, который позволял бы определять уровень профессионализма. Изучение деятельности суперпрофессионалов, их личностных особенностей позволит определить то общее, что их объединяет. Модель суперпрофессионализма в той или иной сфере может служить ориентацией для достижения «акме» другими людьми этой профессии. Обобщенная задача: всестороннее изучение профессионализма, выявление его уровня, определение путей и средств достижения «акме» в профессиональной деятельности.

Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями его вне сферы профессиональной деятельности. В жизни отдельные деятельности находятся на стыке разных областей, отличающихся объектами деятельности. В связи с этим многоаспектная проблема и соответствующая ей задача заключается в исследовании явления профессионализма сопряженных в единую целостную систему людей, связанных с разными сферами жизни и деятельности.

Проведение  комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перевода начинающего специалиста на более высокие уровни профессионализма вплоть до «акме». Для этого необходима интеграция результатов конкретно сориентированных экономических, социологических, педагогических, психо-физических, психологических, возрастно-психологических исследований. Задача: сведение в систему данных перечисленных исследований.

Исследование  эффективности объединенных деятельностью в определенной области коллективов (педагогических коллектив, экипаж, бригада, спортивная команда, кафедра института, группа театра, правительство и т. д.). Задача: выявление общего и специфического в работе творчески работающих коллективов, разработка методического инструментария для оценивания эффективности их деятельности и определения уровня профессионализма.

Создание  методологии, разработка общих и  частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований взрослого человека, достигающего вершин в созидательной деятельности. Сверхзадача: превращение акмеологии в фундаментальную науку.

 

  1. Творческий потенциал человека и основные элементы его проявления.

Творческий потенциал, как  скрытые возможности в решении  творческих задач, сначала развивается, накапливается, затем реализуется  в созидательной деятельности.

В процессе создания творческого  потенциала зрелый человек его формирует, развивая способности и личностные качества, нарабатывая собственные  интегративные схемы:

  • в виде синтеза знаний из различных источников;
  • системы и подсистемы знаний в форме удобной для применения на практике, при решении практических и теоретических задач;
  • способов осуществления внутренней обратной связи (цель – деятельность – результат, их согласование и рассогласование).

Самореализация творческого  потенциала происходит посредством  субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные  системы, схемы формируются под  влиянием систематического образования  под руководством педагогов и  собственных интеллектуальных, физических, волевых усилий в процессе развития человека. Интегративные модели являются результатом поиска, они обосновываются и становятся достоянием других после  их публикации. Модели как результат  исследования не исчерпывают интегративную  систему или схему, но в то же время из дополняют, расширяют, что бывает часто, но иногда они не вписываются в образованные раньше схемы, системы и выходят за их пределы. Являясь средствами самореализации творческого потенциала, интегративные схемы, системы, модели также выступают предметом акмеологии.

В качестве основных можно  выделить следующие элементы проявления творческого потенциала специалиста:

1) индивидуальные свойства  испытуемых (пол, возраст, структура  семьи, порядок рождения, состояние  здоровья);

2) уровень продуктивности  деятельности в решении исследуемых  классов творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний,  ниже среднего);

3) интегративные схемы  информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении творческих задач;

4) психологические предпосылки  продуктивного решения творческих  задач (система отношений, установки,  ценности, направленность, мотивация);

5) способности, структура  компетентности;

6) когнитивные, эмоциональные  и волевые свойства субъекта  решения творческих задач;

7) структура умелости (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные,  организаторские);

8) влияние контекста (т.  е. профессионального, непрофессионального,  семейного окружения);

9) социальное влияние  – оценка, поощрение, социальная  роль;

10) психологическая готовность  к перестройке деятельности в  поисках новых способов решения  творческих задач (самооценка, инернальность, экстренальность, догматизм, интуиция);

11) способы учета системы  ограничений и предписаний к  решению творческих задач, диктуемых  профессией и производством;

12) способы учета системы  предписаний и ограничений к  решению задач диктуемых нравственными  принципами.

Уже перечень основных элементов  творческого проявления личности свидетельствует  о сложности, многоплановости, необходимости  системности, комплексности, междисциплинарности в акмеологических исследованиях.

 

  1. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости.

Акмеология изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, означающего обычно сформированность у него качества зрелости.

Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости («акме») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по времени этап его жизни, и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-профессионал, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, родитель, но вместе с тем никогда не является статичным образованием, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Интеграция данных, получаемых при целостном и комплексном  изучении человека позволила установить, что физическая и психическая  зрелость человека, находящая выражение  в сформированности его ума, чувств, воли, его личностная зрелость, зависимая от интеллекта и воли, главным образом проявляется в его отношениях, его зрелость как субъекта обнаруживающаяся прежде всего в способностях, связаны с друг другом самым тесным образом. Вместе с тем оказывается, что как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид, как личность и как субъект деятельности. И дальше уже на ступени самой зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей степени зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний и умений, навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень  зрелости  здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать общечеловеческим ценностям, или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

 

  1. Акмеологическое понимание личности.

Личность в психологии — устойчивый психический склад человека, динамическая структура составляющих "хочу" (потребности, мотивы), "могу" (способности), "я сам" (характер) и семантический интеграл притязаний, саморегуляции, удовлетворенности, индивидуальные особенности которого определяют способ ее самореализации в жизненном пути (стратегия жизни) в соответствии с высшими жизненными способностями (сознание, активность, организация времени) и системой жизненных отношений и деятельностей;

Личность в акмеологии — модель соотношения реальных особенностей,  способностей,  способов самореализации  и уровня развития с возможным, совершенным, идеальным уровнем, который достигается личностью как субъектом, путем использования своих психических, личностных, профессиональных и жизненных ресурсов для решения различного рода задач (социальных и др.) или через оказание ей акмеологической поддержки;

Субъект – это категория, имеющая общефилософское, методологическое и конкретно-научное значение:

Субъект (философское  определение) – это источник активности, обладающий способностью самодетерминации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования.

Субъект (методологическое определение) – это оптимальный способ самоорганизации путем саморегуляции своих особенностей, способностей, интеграции любых составляющих и решения различного рода противоречий человеком (личностью, группой), ведущий к его совершенствованию.

Субъект (конкретно-научное  определение) - это субъект деятельности, субъект общения, субъект познания, каждому из которых присуща качественная специфика способов активности, организации и осуществления деятельности, общения, познания.    

Личность как  субъект жизненного пути  -  это оптимальный ценностный способ его организации, регуляции и координации событий, поступков, отношений в избираемом личностью направлении и способ разрешения жизненных противоречий, ведущий к построению жизненной стратегии и совершенствованию личности.

Информация о работе Амеология