Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:10, доклад
Содержание данного курса направлено на то, чтобы комплексно показать развитие человека в периоды его становления и зрелости, определить пути и способы достижения им вершин в своей личной и профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...2
1. Акмеология как наука:…………………………………………………………………..3
1.1. Определение понятия «Акмеология»………………………………………… 3
1.2. Классификация основных направлений акмеологии………………………...3
1.3. Предмет фундаментальной акмеологии………………………………………5
1.4. Основные проблемы и задачи акмеологии…………………………………...7
2. Творческий потенциал человека и основные элементы его проявления……………9
3. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости…………………10
4. Акмеологическое понимание личности………………………………………………11
4.1. Психологический подход к личности…………………………………………12
4.2. Соотношение акмеологического и психологического
Подхода к личности………………………………………………………………….....14
4.3. Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………18
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1. Определение понятия «Акмеология»………………………………………… 3
1.2. Классификация основных направлений акмеологии………………………...3
1.3. Предмет фундаментальной акмеологии………………………………………5
1.4. Основные проблемы и задачи акмеологии…………………………………...7
4.1. Психологический подход к личности…………………………………………12
4.2. Соотношение акмеологического и психологического
Подхода к личности…………………………………………………………
4.3. Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Содержание данного курса направлено на то, чтобы комплексно показать развитие человека в периоды его становления и зрелости, определить пути и способы достижения им вершин в своей личной и профессиональной деятельности.
Будущим специалистам по физической культуре и спорту желательно показать возможную перспективу их профессионального развития в сфере их деятельности: педагогической и тренерской во всех типах и видах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта; управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях; при решении рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, лечебных и профилактических учреждениях любой формы собственности. Курс охватывает такие разделы науки как педагогика, психология, социология и д.р.
Слово «акмеология» происходит от греческого «акме» – вершина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора, и «логос» – слово, понятие, учение. Дополнительно может быть сделано такое разъяснение понятию «акме»:
В 1928 г. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмеология», обозначив им раздел возрастной психологии – психологию зрелости или взрослости.
Взрослость – возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18-20 годам.
ЦИКЛЫ ВЗРОСЛОСТИ:
1. 21-25 лет — стадия ранней взрослости (правовая зрелость, включение во многие виды соц. деятельности);
2. 25-40 лет — стадия средней взрослости (максимальная самореализация личности);
3. 40-55 лет — стадия поздней взрослости (доминирование/ослабление);
4. 55-65 лет — стадия предпенсионного-пенсионного возраста.
Но настоящее время
предмет акмеологии значительно
расширился и она уже не рассматривается
только как раздел возрастной психологии.
В настоящее время имеются разные определения акмеологии как науки. Вот некоторые из них:
«наука о закономерностях,
условиях, факторах и стимулах, содействующих
или препятствующих
«наука, возникшая на
стыке естественных, общественных
и гуманитарных дисциплин и
изучающая феноменологию,
«новая область научных
знаний в системе наук о
человека, исследует фундаментальные
закономерности созидания и
«наука о достижении
вершин в любом виде
«наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах». (Ю. А. Гагин).
Феномен ( от греч.phainomenes-являющееся, явление). Акмеологические феномены – это, во-первых, конкретные проявления человека как индивида – сложнейшего живого организма; как личности, ядром которой выступают сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действитель-ности, как профессионала; во-вторых, это конкретные проявления бытия и жизнедеятельности малых и больших общностей людей, относящиеся к выполняемой каждой из них роли в обществе.
Разнообразие определений акмеологии как науки говорит о том, что это молодая и интенсивно разрабатываемая наука. Она была зарегистрирована 15 июля 1991 г.
Акмеология как наука бывает трех типов:
Классическая акмеология, у истоков которой стоят Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников, А. В. Птеровский является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией и геронтологией. Предметом классической акмеологии является психика зрелого человека и изначально она была адресована взрослым людям с учетом периодичности их развития.
Педология - (от греч.pais, paidos ) – дитя+логия, буквально наука о детях – совокупность психологических, биологических, социологических, педаго-гических концепций развития ребенка.
Геронтология (от греч. Gerontos-старик+логия, букв. наука о старцах) – совокупность медико-биологических и психологических наук, изучающих явления старения человека.
За кругом наук, изучающих человека в пору детства, закрепилось название педология. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. Наука, предметом которой выступает взрослый человек, называют акмеологией.
Фундаментальная акмеология рассматривает человека как целостную систему, ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности, требующей общего и профессионального образования, которое обеспечивает ее субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессионально биографии. Фундаментальная акмеология является своеобразным продолжением психологии и кардинально от нее отличается. Если центральным понятием психологии является «отражение», то акмеологии – «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека, в психологии не исследованная. Там предметом исследований были также виды деятельности, как игра, учение, труд, а также общение, познание, труд. Она включает в себя: понятие «акме», определение акмеологии как науки, задачи акмеологии, методы акмеологии, основные понятия акмеологии.
Прикладная акмеология возникла под влиянием поиска путей интеграции психологии педагогики и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования как к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим. Акмеология имеет многосторонние связи с другими науками, искусством, культурой в целом, как для самостроительства, т. е. уточнения, углубления, осознания граней собственного предмета и его закономерностей, так и для лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятельности в любой сфере, в том числе образовательной, являющейся фундаментом любой созидательной деятельности, в том числе научно-исследовательской и производственной. Она включает в себя: акмеологию образования, педагогическую акмеологию, школьную акмеологию, коррекционную акмеологию, профессиональную акмеологию, этнологическую акмеологию и др.
Объектами акмеологии являются не просто зрелые люди, но прежде всего специалисты разных уровней продуктивности и профессионализма созидательной деятельности в таких сферах, как наука, техника, искусство, образование. Их подготовку осуществляют профессиональные учебные заведения всех уровней образования (начального, среднего и высшего).
Созидательная деятельность зрелых людей является одновременно коллективной, групповой и индивидуальной.
Предметом акмеологии является исследование закономерных связей и зависимостей между: уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специалистов и сообществ, и факторами, содействующими и препятствующими самореализации творческих потенциалов на пути к вершинам созидательной деятельности. В соответствии с предметом акмеологии, на основании предварительно сформулированных критериев качества целостных организаций (медицинских, педагогических, производственных), их можно ранжировать по уровням достижений и затем исследовать факторы, содействующие и препятствующие высшим уровням продуктивности.
Модели продуктивной деятельности
зрелых людей в решении
Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим для психологии и акмеологии. Однако, начало акмеологической зрелости мы связываем с развитием у человека способности становиться субъектом и принимать самостоятельные решения, обуславливающие путь к созидательной деятельности и создания целевых программ для самореализации творческих потенциалов.
В акмецелевую программу входит:
Границы акмеологической зрелости мы связываем с выбором профессии, сменой деятельности, способностью к продуктивности в любом другом виде созидательной деятельности (профессиональной, полупрофессиональной), любимом увлечении (вязание, стихосложение, домашнее хозяйство, сельское хозяйство и др.). Объект акмеологии – зрелый человек, как созидатель. В этом одно из отличий акмеологии от психологии.
Созидательной является деятельность,
завершающаяся созданием
Поскольку предметом акмеологии
являются закономерности самодвижения
к вершинам созидательной деятельности,
завершающейся созиданием «продукта»,
удовлетворяющего критериям качества,
то мы рассматриваем процесс
Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности (профессионалу) свои требования. Профессиональное учебное заведение знакомит будущих специалистов с ними. Профессионализм мы определяем как совокупность устойчивых свойств в личности, деятельности, индивидуальности специалиста, удовлетворяющих требованиям профессии. Отражение имеет место не только в способах анализа профессиональной ситуации, формулировании и решении профессиональных задач, но и в способах анализа результатов решения, а также самодиагностике причин, приводящих или не приводящих к искомым результатам.
Способность к саморазвитию
и самокоррекции деятельности –
Профессионализм, как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, формируется в процессе профессионального образования, в отличие от мастерства. Мастерством овладевают в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подражания, сопротивления, поиска своего пути. Это свойство может оставаться на достаточно высоком уровне только в условиях непрерывного его поддержания средствами самоорганизации, самообразования и самоконтроля. Учить овладевать теорией профессиональной деятельности с помощью схем и моделей, позволяющих быть более экономным в выборе средств деятельности – задача преподавателей профессиональной школы. Профессионализм проявляется в том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки ситуации ориентируется, как быстро формулирует профессиональные задачи, как антиципирует возможные результаты от того или иного способа решения текущих задач, как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми, как реконструирует собственную деятельность и ее обосновывает.