Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:17, реферат
Поскольку в дальнейшем неоднократно придется обратиться к параметру скорости звука в среде, следует ввести понятие числа Маха – отношение скорости движения в среде к скорости распространения звука в этой же среде. Таким образом, если принять скорость звука в воздухе при 20 градусах Цельсия как 340 м/с, то при числе Маха 2,5 скорость объекта (например, самолета или потока реактивной струи) составит 850 м/с.
3. Основные определения
4. Происхождение ударных волн
6. Термодинамика ударных волн
7. Ударная волна на примере поршня с газом
9 Ударная волна на примере фотонного кристалла
10. Детонация
11. Акустический удар
13. Звуковой барьер
14. Ударная волна, вызванная летательным аппаратом
15. Волновой кризис
18. Эффект Прандтля-Глоерта
20. Список литературы и Интернет-ресурсов
Явление детонации лежит в основе действия бризантных взрывчатых веществ, широко применяемых как в военном деле, так и в гражданской хозяйственной деятельности при производстве взрывных работ.
Акустический
удар
Акустический
удар — это звук, ассоциируемый
с ударными волнами, созданными сверхзвуковым
полётом самолёта.
Акустический
удар создаёт огромное количество звуковой
энергии, похожей на взрыв.
Звук удара хлыста — наглядный пример
акустического удара.
Когда
объект пролетает через воздух, он создает
серию упругих
впереди и позади себя, таких же как волны
от лодки на воде. Эти волны движутся со скоростью звука, и когда скорость объекта
возрастает, волны сталкиваются или сжимаются
вместе, сливаясь в одну ударную волну
на скорости звука. Эта скорость равна
1 Маху, что примерно соответствует 1225
км/ч на уровне моря при 20 градусах Цельсия.
Звуковая волна идёт от носа к хвосту,
формирует конус Маха с самолётом на его конце.
Конус
Маха — коническая поверхность, ограничивающая
в сверхзвуковом потоке газа область,
в которой сосредоточены возмущения (звуковые
волны), порожденные точечным источником
возмущений — телом, обтекаемым потоком
или, что эквивалентно, движущимся в среде
со сверхзвуковой скоростью; конус Маха
разграничивает возмущенную и невозмущенную
области среды. Назван в честь Эрнста Маха,
который ввел это понятие в физику.
Поверхность
конуса Маха является огибающей системы
звуковых волн, порожденных телом
при движении в среде: в соответствии
с принципом Гюйгенса поверхность
конуса образована интерференцией звуковых
волн при их суперпозиции и колебания
на поверхности находятся в одной
фазе — фазе сжатия, образуя ударную
волну.
Угол между образующими конуса и его осью называется углом Маха, он связан с числом Маха следующим соотношением:
где:
: угол Маха
: скорость звука
: скорость потока
: число Маха
В электродинамике конусу Маха соответствует «конус Черенкова» — коническая огибающая излучения Черенкова, возникающего при движении в среде элементарной частицы со скоростью, превышающей скорость распространения света в среде.
<
=
>
К
носу самолёта давление возрастает, уменьшаясь
к отрицательным значениям к
хвосту и возвращается к нормальному
после прохода объекта. Эта схема
известна также как N-волна, из-за формы.
Хлопок происходит при внезапной
смене давления, поэтому N-волна создаёт
«двойной хлопок» от сверхзвукового
судна. При маневрировании, распределение
давления представлено другой формой —
U-волной.
Ввиду
того, что хлопок генерируется постоянно,
пока судно находится в гиперзвуке,
самолёт оставляет за собой стреловидный
след, так часто наблюдаемый нами
в небе. Его ширина зависит от
высоты воздушного судна. Расстояние между
точкой на земле, где слышен хлопок
до самолёта зависит от высоты и
угла между ними.
Звуковой барьер
Звуковой барьер в аэродинамике — название ряда явлений, сопровождающих движение летательного аппарата (например, сверхзвукового самолёта, ракеты) на скоростях, близких к скорости звука или превышающих её.
Распространение ударной волны, вызванной сверхзвуковым самолётом. Жёлтая линия — след ударной волны на земле. Снаружи конуса ударной волны (а на земле — перед жёлтой линией) самолёт не слышен.
Фотография
ударных волн при обтекании модели
сверхзвуковым потоком в
Ударная волна, вызванная
летательным аппаратом
При
обтекании сверхзвуковым
На
фронте ударной волны (называемой иногда
также скачком
уплотнения), имеющем очень малую
толщину (доли мм), почти скачкообразно
происходят кардинальные изменения свойств
потока — его скорость относительно тела
снижается и становится дозвуковой, давление
в потоке и температура газа скачком возрастают.
Часть кинетической энергии потока превращается
во внутреннюю энергию газа. Все эти изменения
тем больше, чем выше скорость сверхзвукового
потока. При гиперзвуковых скоростях (5
и выше Махов) температура газа достигает
нескольких тысяч градусов, что создаёт
серьёзные проблемы для аппаратов, движущихся
с такими скоростями (например, шаттл «Коламбия»
разрушился 1 февраля 2003 года из-за повреждения
термозащитной оболочки, возникшего в
ходе полёта).
Фронт
ударной волны по мере удаления от
аппарата постепенно принимает почти
правильную коническую форму, перепад
давления на нём уменьшается с
увеличением расстояния от вершины
конуса, и ударная волна превращается
в звуковую.
Когда
эта волна достигает
Волновой
кризис
Волновой
кризис — изменение характера обтекания
летательного аппарата воздушным потоком
при приближении скорости полёта к скорости
звука, сопровождающееся, как правило,
ухудшением аэродинамических характеристик
аппарата — ростом лобового сопротивления,
снижением подъёмной силы, появлением
вибраций и пр.
Уже
в ходе Второй мировой войны скорость
истребителей стала приближаться к
скорости звука. При этом пилоты иногда
стали наблюдать непонятные в
то время и угрожающие явления, происходящие
с их машинами при полётах с
предельными скоростями. Сохранился
эмоциональный отчёт лётчика
ВВС США своему командиру генералу
Арнольду:
«Сэр, наши самолёты
уже сейчас очень строги. Если появятся
машины с еще большими скоростями,
мы не сможем летать на них. На прошлой
неделе я на своем „Мустанге“ спикировал
на Me-109. Мой самолёт затрясся, словно
пневматический молоток и перестал
слушаться рулей. Я никак не мог
вывести его из пике. Всего в
трехстах метрах от земли я с трудом выровнял
машину…».
После
войны, когда многие авиаконструкторы
и лётчики-испытатели предпринимали
настойчивые попытки достичь
психологически значимой отметки —
скорости звука, эти непонятные явления
становились нормой, и многие из
таких попыток закончились
При дозвуковом обтекании фюзеляжа, крыла и оперения самолёта на выпуклых участках их обводов возникают зоны местного ускорения потока. Когда скорость полёта летательного аппарата приближается к звуковой, местная скорость движения воздуха в зонах ускорения потока может несколько превысить скорость звука (рис. 1а). Миновав зону ускорения, поток замедляется, с неизбежным образованием ударной волны (таково свойство сверхзвуковых течений: переход от сверхзвуковой скорости к дозвуковой всегда происходит разрывно — с образованием ударной волны).
Интенсивность этих ударных волн невелика
— перепад давления на их фронтах
мал, но они возникают сразу во
множестве, в разных точках поверхности
аппарата, и в совокупности они
резко меняют характер его обтекания,
с ухудшением его лётных характеристик:
подъёмная сила крыла падает, воздушные
рули и элероны теряют эффективность,
аппарат становится неуправляемым,
и всё это носит крайне нестабильный
характер, возникает сильная вибрация.
Это явление получило название волнового
кризиса. Когда скорость движения аппарата
становится сверхзвуковой (M > 1), течение
вновь становится стабильным, хотя
его характер изменяется принципиально
(рис. 1б).
Рис. 1а. Аэрокрыло
в близком к звуковому потоке.
У
крыльев с относительно толстым
профилем в условиях волнового кризиса
центр давления резко смещается
назад и нос самолёта «тяжелеет».
Пилоты поршневых истребителей с
таким крылом, пытавшиеся развить
предельную скорость в пикировании
с большой высоты на максимальной
мощности, при приближении к «звуковому
барьеру» становились жертвами волнового
кризиса — попав в него, было
невозможно выйти из пикирования
не погасив скорость, что в свою
очередь очень сложно сделать
в пикировании.
Современные дозвуковые самолёты с крейсерской скоростью полёта, достаточно близкой к звуковой (свыше 800 км/ч), обычно выполняются со стреловидным крылом и оперением с тонкими профилями, что позволяет сместить скорость, при которой начинается волновой кризис, в сторону бо́льших значений. Сверхзвуковые самолёты, которым приходится проходить участок волнового кризиса при наборе сверхзвуковой скорости, имеют конструктивные отличия от дозвуковых, связанные, как с особенностями сверхзвукового течения воздушной среды, так и с необходимостью выдерживать нагрузки, возникающие в условиях сверхзвукового полёта и волнового кризиса, в частности — треугольное в плане крыло с ромбовидным или треугольным профилем.
Рекомендации для безопасных околозвуковых
и сверхзвуковых полетов
на дозвуковых скоростях полёта следует избегать скоростей, при которых начинается волновой кризис (эти скорости зависят от аэродинамических характеристик самолёта и от высоты полёта);
переход с дозвуковой
скорости на сверхзвуковую реактивными
самолётами должен выполняться насколько
возможно быстрее, с использованием
форсажа двигателя, чтобы избежать
длительного полёта в зоне волнового
кризиса.
Термин волновой кризис применяется и к водным судам, движущимся со скоростями, близкими к скорости волн на поверхности воды. Развитие волнового кризиса затрудняет рост скорости. Преодоление судном волнового кризиса означает выход на режим глиссирования (скольжения корпуса по поверхности воды).
Эффект
Прандтля — Глоерта
Эффект
Прандтля — Глоерта — явление,
заключающееся в возникновении облака
позади объекта, движущегося на околозвуковой
скорости в условиях повышенной влажности
воздуха. Чаще всего наблюдается у самолётов.
При очень высокой влажности этот эффект
возникает также при движении на меньших
скоростях.
FA-18
Летит на скорости, близкой к
скорости звука. Видно облако
конденсата, образовавшегося вследствие
локального изменения давления (Эффект
Прандтля — Глоерта).
Причина его возникновения заключается в том, что летящий на высокой скорости самолёт создаёт область повышенного давления воздуха впереди себя и область пониженного давления позади. После пролёта самолёта область пониженного давления начинает заполняться окружающим воздухом. При этом в силу достаточно высокой инерции воздушных масс сначала вся область низкого давления заполняется воздухом из близлежащих областей, прилегающих к области низкого давления. Этот процесс локально является адиабатическим процессом, где занимаемый воздухом объём увеличивается, а его температура понижается. Если влажность воздуха достаточно велика, то температура может понизиться до такого значения, что окажется ниже точки росы. Тогда содержащийся в воздухе водяной пар конденсируется в виде мельчайших капелек, которые образуют небольшое облако.