Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:18, реферат
Идея парового двигателя была отчасти подсказана его изобретателям конструкцией поршневого водяного насоса, который был известен еще во времена античности. Принцип его работы был очень прост: при подъеме поршня вверх вода засасывалась в цилиндр через клапан в его дне.
Введение
2 История изобретения паровых машин
3 Заключение
4 Список ресурсов
рефератМОУ «Средняя общеобразовательная
школа №3 г. Порхова»
История
изобретения паровых
машин
реферат
Г.Порхов
2010 г.
ПЛАН
2 История изобретения паровых машин
3 Заключение
4 Список ресурсов
". Первым механическим двигателем, нашедшим практическое применение, была паровая машина. Вначале она предназначалась для использования в заводском производстве, но позднее паровой двигатель стали устанавливать на самодвижущихся машинах - паровозах, пароходах, автомобилях и тракторах.
Идея
парового двигателя была отчасти
подсказана его изобретателям конструкцией
поршневого водяного насоса, который
был известен еще во времена античности.
Принцип его работы был очень
прост: при подъеме поршня вверх
вода засасывалась в цилиндр через
клапан в его дне. Боковой клапан,
соединявший цилиндр с
Лишь на рубеже 17 - 18 веков удалось найти способ производить полезную работу с помощью пара. Пар приводил в действие насос, качавший воду в резервуар. Вытекая из резервуара и падая на водяное колесо, вода заставляла его вращаться. Водяное колесо, в свою очередь, приводило в движение заводские механизмы и машины. Таким образом, и после изобретения парового насоса непосредственным двигателем рабочих машин оставалось водяное колесо. Прошло еще немало времени, прежде чем пытливый человеческий ум создал надежный двигатель, способный непосредственно приводить в действие разнообразные машины и механизмы.
История
изобретения паровых
машин
I. Паровая машина Сэйвери.
Первая попытка поставить пар на службу человеку была предпринята в Англии в 1698 году: машина Сэйвери предназначалась для осушения шахт и перекачивания воды. Сам изобретатель назвал ее "огневой машиной" и широко разрекламировал как "друга шахтеров". Для получения пара, приводившего машину в действие, требовался огонь, но изобретение Сэйвери еще не было двигателем в полном смысле этого слова, поскольку кроме нескольких клапанов, открывавшихся и закрывавшихся вручную, в нем не имелось подвижных частей.
Машина Сэйвери работала следующим образом: сначала герметичный резервуар наполнялся паром, затем внешняя поверхность резервуара охлаждалась холодной водой, отчего пар конденсировался, и в резервуаре создавался частичный вакуум. После этого вода - например со дна шахты - засасывалась в резервуар через заборную трубу и после впуска очередной порции пара выбрасывалась наружу через выпускную. Затем цикл повторялся, но воду можно было поднимать только с глубины менее 10,36 м, поскольку в действительности ее выталкивало атмосферное давление.
II. Паровая машина Дэни Папена.
Первая удачная паровая машина с поршнем была построена французом Дени Папеном, чьё имя чаще ассоциируется с изобретением автоклава, который имеется сегодня практически в каждом доме в виде кастрюли-скороварки.
В 1674 году Папен построил пороховой двигатель, принцип действия которого основывался на воспламенении в цилиндре пороха и перемещении поршня внутри цилиндра под воздействием пороховых газов. Когда избыток газов выходил из цилиндра через специальный клапан, а оставшийся газ охлаждался, в цилиндре создавался частичный вакуум, и поршень возвращался в исходное положение под действием атмосферного давления.
Машина
была не очень удачной, но она навела
Папена на мысль заменить порох водой.
И в 1698 году он построил паровую машину
(в том же году свою "огненную машину"
построил и англичанин Сэйвери). Вода нагревалась
внутри вертикального цилиндра с поршнем
внутри, и образовавшийся пар толкал поршень
вверх. Когда пар охлаждался и конденсировался,
поршень опускался вниз под действием
атмосферного давления. Таким образом,
посредством системы блоков паровая машина
Папена могла приводить в действие различные
механизмы, например насосы.
III. Томас Ньюкомен и его паровая машина.
Услышав о паровой машине Папена, Томас Ньюкомен, который часто бывал на шахтах в Вест Кантри, где он работал кузнецом, и лучше чем кто-нибудь другой понимал, как нужны хорошие насосы для предотвращения затопления шахт, объединил усилия с водопроводчиком и стекольщиком Джоном Калли в попытке построить более совершенную модель.
Их первая паровая машина была установлена на угольной шахте в Стаффордшире в 1712 году. Как и в машине Папена, поршень перемещался в вертикальном цилиндре, но в целом машина Ньюкомена была значительно более совершенной. Чтобы ликвидировать зазор между цилиндром и поршнем, Ньюкомен закрепил на торце последнего гибкий кожаный диск и налил на него немного воды. Пар из котла поступал в основание цилиндра и поднимал поршень вверх. Но при впрыскивании в цилиндр холодной воды, пар конденсировался, в цилиндре образовывался вакуум, и под воздействием атмосферного давления поршень опускался вниз. Этот обратный ход удалял воду из цилиндра и посредством цепи, соединенной с коромыслом, двигавшимся наподобие качелей, поднимал вверх шток насоса. Когда поршень находился в нижней точке своего хода, в цилиндр снова поступал пар, и с помощью противовеса, закрепленного на штоке насоса или на коромысле, поршень поднимался в исходное положение. После этого цикл повторялся.
Машина Ньюкомена оказалась на редкость
удачной и использовалась по всей Европе
более 50 лет. В 1740 году машина с цилиндром
длиной 2,74 м и диаметром 76 см за один день
выполняла работу, которую бригады из
25 человек и 10 лошадей, работая посменно,
раньше выполняли за неделю.
IV. Паровая машина Ползунова.
Проект первой в мире паровой машины, способной непосредственно приводить в действие любые рабочие механизмы, предложил 25 апреля 1763 года русский изобретатель И. И. Ползунов, механик на Колывано-Воскресенских горнорудных заводах Алтая.
Проект
попал на стол к начальнику заводов,
который одобрил его и отослал
в Петербург, откуда вскоре пришел ответ:
"...Сей его вымысл за новое изобретение
почесть должно". Паровая машина Ползунова
получила признание.
Ползунов предлагал построить вначале
небольшую машину, на которой можно было
бы выявить и устранить все недостатки,
неизбежные в новом изобретении. Заводское
начальство с этим не согласилось и решило
строить сразу огромную машину для мощной
воздуходувки. Постройку машины поручили
Ползунову, в помощь которому были выделены
"не знающие, но только одну склонность
к тому имеющие из здешних мастеровых
двое" да еще несколько подсобных рабочих.
С этим "штатом" Ползунов приступил
к постройке своей машины. Строилась она
год и девять месяцев. Когда машина уже
прошла первое испытание, изобретатель
заболел скоротечной чахоткой и за несколько
дней до завершающих испытаний умер.
Машина Ползунова имела два цилиндра А и В с поршнями а и b, расположенными, как показано на рисунке. Штоки поршней были соединены цепью, перекинутой через шкив Н. Движение шкива H передавалось стержням d1 и d2, которые с помощью «ладоней» L1 и L2 передвигали серповидный маятник f.
Маятник был соединен зубчатыми колесами с механизмом, управляющим кранами L и g, которые осуществляли попеременный пуск пара и холодной воды в цилиндры. Когда, например, в цилиндр В подавался пар и поршень b поднимался, то в цилиндр A впрыскивалась холодная вода и поршень а опускался. Таким образом машина Ползунова работала непрерывно и все действия в ней проходили автоматически.
23 мая 1766 года ученики Ползунова Левзин и Черницын одни приступили к последним испытаниям паровой машины. В "Дневной записке" от 4 июля было отмечено "исправное машинное действие", а 7 августа 1766 года вся установка - паровая машина и мощная воздуходувка - была сдана в эксплуатацию.
Всего
за три месяца работы машина Ползунова
не только оправдала все затраты
на ее постройку в сумме 7233 рублей
55 копеек, но и дала чистую прибыль
в 12640 рублей 28 копеек. 10 ноября 1766 года
котел дал течь, и машина остановилась.
Несмотря на то, что эту неисправность
можно было легко устранить, заводское
начальство, не заинтересованное в
механизации, забросило творение Ползунова.
В течение последующих тридцати
лет машина бездействовала, а в 1779
году тогдашние управители алтайских
заводов отдали распоряжение машину
разобрать, "находящуюся при оной
фабрику разломать и лес
V. Джеймс Уатт. Универсальная паровая машина двойного действия.
Примерно в это же время в
Англии над созданием паровой
машины работал шотландец Джеймс
Уатт.
Начиная с 1763 года он занимался усовершенствованием
малоэффективной пароатмосферной машины
Ньюкомена, которая, в общем-то, годилась
только для перекачивания воды. Ему было
ясно, что основной недостаток машины
Ньюкомена состоял в попеременном нагревании
и охлаждении цилиндра. Каким же образом
избежать этого? Ответ пришел к Уатту воскресным
весенним днем 1765 года. Он понял, что цилиндр
может постоянно оставаться горячим, если
до конденсации отводить пар в отдельный
резервуар через трубопровод с клапаном.
Более того, цилиндр может оставаться
горячим, а конденсор холодным, если снаружи
их покрыть теплоизоляционным материалом.
Кроме
того Уатт сделал еще несколько
В 1782
году Уатт создал новую замечательную
машину - первую универсальную
паровую машину двойного
действия. Крышку цилиндра он оснастил
изобретенным незадолго до того сальником,
который обеспечивал свободное движение
штока поршня, но предотвращал утечку
пара из цилиндра. Пар поступал в цилиндр
попеременно, то с одной стороны поршня,
то с другой. Поэтому поршень совершал
и рабочий и обратный ход с помощью пара,
чего не было в прежних машинах.
Поскольку в паровой машине двойного действия
шток поршня совершал тянущее и толкающее
действие, прежнюю приводную систему из
цепей и коромысла, которая реагировала
только на тягу, пришлось переделать. Уатт
разработал систему связанных тяг и применил
планетарный механизм для преобразования
возвратно-поступательного движения штока
поршня во вращательное движение, использовал
тяжелый маховик, центробежный регулятор
скорости, дисковый клапан и манометр
для измерения давления пара.
Запатентованная
Уаттом "ротативная паровая машина"
сначала широко применялась для приведения
в действие машин и станков прядильных
и ткацких фабрик, а позже и других промышленных
предприятий. Таким образом, паровая машина
Уатта стала изобретением века, положившим
начало промышленной революции.
В 1785 году одна из первых машин Уатта была
установлена в Лондоне на пивоваренном
заводе Сэмюэла Уитбреда для размалывания
солода. Машина выполняла работу вместо
24 лошадей. Диаметр ее цилиндра равнялся
63 см, рабочий ход поршня составлял 1,83
м, а диаметр маховика достигал 4,27 м. Машина
сохранилась до наших дней, и сегодня ее
можно увидеть в действии в сиднейском
музее "Пауэрхауз Двигатель Уатта годился
для любой машины, и этим не замедлили
воспользоваться изобретатели самодвижущихся
механизмов.
заключение
В конце
17 – начале 18 веков появились
первые паровые машины. Они постепенно
получают широкое распространение
в промышленности, на шахтах, на горно
- рудных заводах. Паровые машины сыграли
большую роль в переходе к машинному производству.
В течение 18 – 19 веков были очень востребованы,
но со временем громоздкие, тяжёлые и неэкономичные
паровые машины полностью вытеснены современными
паровыми турбинами и двигателями внутреннего
сгорания.