Законодательный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью является комплексное освещение основной проблематики законодательного процесса в Российской Федерации, возникающей на этапе предварительной законодательной деятельности и непосредственно в процессе реализации процедур законодательного процесса.

Оглавление

Введение 3
1. Законотворчество – основная функция парламента. 5
1.1. Понятие и содержание законодательного процесса. 5
1.2 Субъекты законодательного процесса. 9
2 Стадии законодательного процесса. 14
2.1. Законодательная инициатива и рассмотрение законопроекта. 14
2.2 Принятие и опубликование законов 17
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Если  по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы.

     Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Не принятые Государственной Думой альтернативные законопроекты также считаются отклоненными.

     В случае принятия законопроекта в  первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой и лингвистической экспертиз.

     Если  имеются возражающие против этого  предложения, председательствующий предоставляет  каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона.

     По  окончании обсуждения, если ответственным  комитетом не снято предложение о принятии закона, председательствующий ставит на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений.

     Федеральный закон считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

     Если  решение не принято, то работа над  законопроектом продолжается в установленном  Регламентом порядке Государственная Дума также может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

     В случае решения о принципиальном одобрении законопроекта и продолжении  работы над ним проект передается на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку.

     Поправки  к принятому в первом чтении законопроекту  вносятся в соответствующий комитет в виде текста изменений или дополнений конкретных статей либо предложений об исключении тех или иных положений. Такие поправки могут вносить любые субъекты права законодательной инициативы.

     Правило о том, что поправки подлежат внесению в письменном виде в комитет, занимающийся разработкой законопроекта, имеет большое значение, ибо помогает преодолеть традиции бытовавшей в свое время на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете практики внесения поправок с голоса.

     После того как комитет вновь представит в палату доработанный проект закона с учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами при первом чтении, проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе проходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок (изменений и дополнений, предложенных к первоначальному тексту).

     По  окончании голосования по поправкам  председательствующий ставит на голосование  предложение о принятии законопроекта  во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

     После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.

     Решением  Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре  первого чтения.

     Принятый  во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

     Завершающей стадией является третье чтение законопроекта, во время которого уже не разрешается  вносить никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании  за или против законопроекта в  целом. С момента принятия Государственной Думой законопроект становится федеральным законом. Это еще не действующий федеральный закон, но уже и не законопроект, а принятый палатой акт, поступающий на рассмотрение другой палаты.

     Если  законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным. Решение оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования

     При рассмотрении Государственной Думой  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, основные показатели государственного оборонного заказа, перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию и т.д.

     Субъекты  права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету.

     При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

     Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы статьей 95 (часть 3) Конституции Российской Федерации, - 450 депутатов13.

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон передается в течение пяти дней в Совет Федерации для  его дальнейшего рассмотрения.

     Остановимся на процедуре обнародования. Поскольку  в Конституции России использовано понятие "обнародование", а действующая  правовая база использует понятие "опубликование" (в частности, Федеральный закон  от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"), можно сделать вывод об идентичности данных понятий с точки зрения российского законодательства. В научной юридической литературе имеются достаточно аргументированные мнения известных ученых о различиях в этих терминах.

     Опубликование представляет собой самостоятельный  этап юридической деятельности, отличный по своему характеру как от предшествовавших ему стадий законодательного процесса (внесение законопроекта, его обсуждение, принятие, промульгация), так и от последующих стадий правоприменения. Обладая специфической целью, опубликование осуществляется в определенных временных границах. В правовом смысле оно имеет место лишь после принятия закона законодательным органом, его подписания компетентными должностными лицами и соответствующего оформления, т.е. тогда, когда процедура по созданию закона полностью завершена. Возможность исполнения такого закона наступает не ранее обусловленного срока его вступления в силу. Федеральные конституционные и федеральные законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

     Федеральные конституционные и федеральные  законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ в редакции от 22.10.1999 N 185-ФЗ данные нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы и в виде отдельного издания.14

     По  истечении десяти дней после дня их официального опубликования федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу.

     Ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

     Таким образом, не опубликование, а вступление закона в силу знаменует начало правоприменительной  деятельности. Временной разрыв между  опубликованием закона и началом  его реализации устанавливается  в законодательном порядке. Он необходим для того, чтобы с новым законом, прежде, чем последний начнет применяться, были ознакомлены все слои населения и, в первую очередь, лица, к которым закон обращен непосредственно. Это позволяет указанным субъектам до введения закона в действие изучить его и сообразовать с ним свое поведение. Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

Заключение

     Достигнув цели исследования данной курсовой работы, рассмотрев задачи, пришли к следующим  выводам:

     законодательный процесс - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для него характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего) пять стадий. Первая стадия - внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3);

     субъектами  законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также граждане и их объединения, лица, обладающие специальной правосубъектностью (депутаты), их объединения, а также государственные органы, их подразделения, государственные, общественные организации, научные учреждения, которые тем или иным образом участвуют в создании закона. Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно Конституции РФ  Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в Конституции. Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям;

     Конституция РФ различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения;

     не  опубликование, а вступление закона в силу знаменует начало правоприменительной  деятельности. Временной разрыв между  опубликованием закона и началом  его реализации устанавливается  в законодательном порядке. Он необходим  для того, чтобы с новым законом, прежде, чем последний начнет применяться, были ознакомлены все слои населения и, в первую очередь, лица, к которым закон обращен непосредственно. Это позволяет указанным субъектам до введения закона в действие изучить его и сообразовать с ним свое поведение. Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 

 

Список литературы

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Консультант плюс
  2. Федеральный конституционный закон  «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г.) // СПС Консультант плюс
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 17.12.2009 // СПС Консультант плюс
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // СПС Консультант плюс
  5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА. 2008
  6. Бошно С.Ю. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. на соискан. уч. степени канд. юр. наук. М., 2009.
  7. Борсова Ж.П. Понятие законотворчества в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2010. № 3.
  8. Васильев В.И. Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы Субъектов Российской Федерации. - М., 2009.
  9. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2010.
  10. Дмитриева Л. И. Участие Президента Российской Федерации в законодательном процессе : Дис. ... канд. юрид. наук: М., 2010
  11. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования. // Государство и право. 2010. № 10
  12. Карсанин А.Е. Правовое регулирование участия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в законодательном процессе //"Право и экономика", 2010, N 11.
  13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М. 2009
  14. Пиголкин А.С. Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практич. и метод. пособ. - М., 2009.
  15. Правотворчество \ Законодательная инициатива \ Рассмотрение законопроектов // http://www.lawrf.ru/content/rassmotrenie-zakonoproektov
  16. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов //"Конституционное и муниципальное право", 2009, N 18.
  17. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.. 2009.
  18. Хамуков А.В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение //"Российская юстиция", 2010, N 6.
  19. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. - М., 2002.

Информация о работе Законодательный процесс в РФ