Законодательный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью является комплексное освещение основной проблематики законодательного процесса в Российской Федерации, возникающей на этапе предварительной законодательной деятельности и непосредственно в процессе реализации процедур законодательного процесса.

Оглавление

Введение 3
1. Законотворчество – основная функция парламента. 5
1.1. Понятие и содержание законодательного процесса. 5
1.2 Субъекты законодательного процесса. 9
2 Стадии законодательного процесса. 14
2.1. Законодательная инициатива и рассмотрение законопроекта. 14
2.2 Принятие и опубликование законов 17
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Принятие  поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения (а значит, и участия) законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ).

     Разработка  проекта новой Конституции РФ и его принятие возложены на Конституционное Собрание (ст. 135 Конституции).

     Комитеты, комиссии парламентов принимают  участие в законодательном процессе согласно конституциям или регламентам. На них может быть возложена работа над законопроектами, регулирующими  отношения в определенных сферах общественной и государственной жизни, т.е. они могут специализироваться на тех или иных отраслях права, либо через них проходят все законопроекты (так отличаются, соответственно, специальные комиссии и Большая комиссия парламента Финляндии).

     Центральная комиссия референдума Российской Федерации участвует в законодательном процессе согласно Федеральному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»8, обеспечивая проведение всенародного голосования в России. К обязанностям Председателя Центрального избирательного совета в Испании относятся подведение итогов общенациональных референдумов,  их официальное объявление, в том числе путем немедленного сообщения председателям правительства и палат парламента. Таким образом, осуществляя свои полномочия, данное должностное лицо является субъектом законодательного процесса.

     Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям, относящимся к их численности:

     1) предложение о пересмотре положений  глав 1, 2 и 9 Конституции РФ должно быть поддержано при голосовании группой численностью не менее трех пятых от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

     2) граждане России могут приобрести  статус субъектов законодательного  процесса — инициаторов проведения референдума, объединившись в группу численностью не менее двух миллионов человек (ст. 8 Федерального закона «О референдуме Российской Федерации»).

     Институт  народной инициативы, предусмотренный  законодательством рада стран, требует  объединения в группу определенной численности (в Италии - 50 тыс. человек, в Бразилии - не менее 1% избирателей из не менее 5 штатов).

     Все субъекты могут быть разделены на следующие группы:

     1) в обязательном порядке участвующие  в законодательном процессе;

     2)  участвующие в законодательном процессе в силу специфики конкретного законодательного акта.

     К первой группе относятся те, чье  участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни  государства: Парламент (его депутаты), палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования.

     Указанные лица и органы всегда участвуют в  законодательном процессе, поскольку  это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.

     Вторую  группу составляют те, чье участие  в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана  видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы деятельности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).

     Все субъекты законодательного процесса:

     1)  участвуют в этом процессе  в силу своих полномочий (прав  и/или обязанностей), установленных,  как правило, конституциями и  принятыми в соответствии с ней иными законами;

     2)  совершают в рамках законодательного  процесса действия, всегда взаимосвязанные,  взаимобусловленные выполнением  другими субъектами процесса  возложенных на них полномочий, то есть действия, предпринимаемые  субъектами, в полной мере приобретают  логическую оправданность, значимость и целесообразность только при завершении всего процесса в целом;

     3) действуют в рамках нормативно  определенных процедур, вызывают (как  правило) юридически значимые последствия;

     4) действуют с целью создания  закона.

     Таким образом, субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также граждане и их объединения, лица, обладающие специальной правосубъектностью (депутаты), их объединения, а также государственные органы, их подразделения, государственные, общественные организации, научные учреждения, которые тем или иным образом участвуют в создании закона. Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно Конституции РФ  Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в Конституции. Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям.

 

2 Стадии законодательного процесса.

2.1. Законодательная  инициатива и рассмотрение  законопроекта.

     Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции  Российской Федерации право определенных субъектов внести предложение об издании закона либо внести соответствующий законопроект в законодательный орган.

     Право законодательной инициативы - это  возможность вносить в законодательный  орган законопроекты, т.е. предварительные  тексты законов.

     Законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

     Согласно  ст. 104 Конституции право законодательной  инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения9.

     Статья 104 Конституции устанавливает, что  законопроекты вносятся в Государственную  Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных  займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

     Законопроекты, исходящие из государственных органов, общественных объединений, от граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

     Согласно  Регламенту Государственной Думы право  законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов законов о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам10.

     При внесении законопроекта в Государственную  Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ст. 104 (ч. 3) Конституции РФ).

     Законопроекты, внесенные в Государственную  Думу без заключения Правительства, внесение которых в соответствии со ст. 104 Конституции требует обязательного заключения Правительства РФ, могут направляться Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

     Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной  Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

     Одновременно  законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также  в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

     При направлении законопроекта в  несколько комитетов Совет Государственной  Думы определяет из числа этих комитетов  ответственный комитет по законопроекту.

     Законопроекты по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, установленным  ст. 72 Конституции РФ, Совет Государственной  Думы, как правило, не позднее чем  за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для подготовки предложений и замечаний. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний (ст. 109 Регламента Государственной Думы)11.

     Таким образом, Конституция РФ различает  две группы субъектов права законодательной  инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

2.2 Принятие и опубликование законов

     Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом.

     Так, например, согласно ст. 196 Бюджетного кодекса  РФ12, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума рассматривает в четырех чтениях.

     Во  время первого чтения обсуждается  его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта  Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

     Обсуждение  начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады  и проводятся прения. По завершении прений Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту  с учетом всех высказанных замечаний и предложений.

     По  результатам обсуждения законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений  и замечаний в виде поправок, или  принять закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или отклонить законопроект.

     После окончания обсуждения законопроекта  на голосование ставится предложение  о принятии законопроекта в первом чтении. При внесении альтернативных законопроектов Государственная Дума рассматривает их одновременно посредством рейтингового голосования. Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из законопроектов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов.

     Законопроект  считается принятым в первом чтении, если при окончательном голосовании  за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Результат  голосования оформляется постановлением Государственной Думы.

Информация о работе Законодательный процесс в РФ