Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 16:36, реферат
Цель работы заключается в исследовании такой системы самостоятельных финансовых организаций, как внебюджетные фонды и определения их видов.
Задачи:
1) обусловить понятие и значение внебюджетных фондов;
2) определить источники формирования внебюджетных фондов;
3) выделить виды внебюджетных фондов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...1
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.
1.1. Понятие, значение внебюджетных фондов………………………………….3
1.2. Источники формирования внебюджетных фондов в РФ……………….…..10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Пенсионный фонд…………………………………………………..…………12
1.2. Государственный фонд занятости населения……………………..…….…...16
1.3. Фонд обязательного страхования
1.4. Фонд обязательного медицинского страхования
1.5. Федеральный дорожный фонд
1.6. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ
1.7. Фонд поддержки предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Фонд социального страхования был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.3
Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного
______________________
3 Федеральный бюджет и регионы. Опыт анализа финансовых потоков. Букинистическое издание. Изд. Диалог-МГУ, 1991г.
медицинского
страхования созданы
обязательного
медицинского страхования как
Государственный фонд занятости населения РФ был образован для материальной поддержки безработных в России.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.
Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены
целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной
функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях
имеет
ряд преимуществ перед
При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.
Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост и привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах страховые взносы распределены более равномерно между работниками и работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов уплачивают работники.
Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной
частью финансовой системы
РФ, обладают рядом особенностей:
1) запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
2) денежные средства фондов используются для их финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
3) формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
4) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
5) денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
6) расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов -
специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центральных, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
1) специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
2) отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
3) средства бюджета;
4) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
5) займы,
полученные фондом у Центрального банка
РФ или у коммерческих банков.
1.2. Источники формирования
внебюджетных фондов
в РФ
Внебюджетные фонды создаются двумя
путями:
I выделение из бюджета определенных
расходов, имеющих особо важное значение;
II формирование внебюджетного фонда
собственными источниками доходов для
определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды
предназначены для целевого использования.
Обычно в названии фонда указана цель
расходования средств. Источниками формирования
внебюджетных фондов являются
• обязательные платежи, установленные
законодательством РФ,
решениями местных органов власти;
• добровольные взносы физических и юридических
лиц;
• прибыль от коммерческой деятельности,
осуществляемой
фондами - юридическими лицами;
• другие доходы, предусмотренные соответствующими
законодательными актами.4
Кроме того, материальным
источником внебюджетных фондов, как и
других звеньев финансовой системы, является
национальный доход.
Преобладающая часть фондов создается
в процессе перераспределения национального
дохода.
Главными методами мобилизации
национального дохода в процессе перераспределения
при формировании фондов выступают специальные
налоги и сборы, средства из бюджета и
займы. Основной метод- это специальные
налоги и сборы, установленные законодательной
властью.
Значительное количество
фондов формируется за счет средств центрального
и местных бюджетов.
Средства бюджетов поступают
в форме безвозмездных субсидий или определенных
отчислений от налоговых доходов. Доходами
внебюджетных фондов могут выступать
и заемные средства.
В
тех случаях, когда внебюджетные фонды
имеют положительное сальдо, оно может
быть использовано для приобретения ценных
бумаг и получения прибыли в форме дивидендов
или процентов.
Начиная с 1992 г. в РФ создано
и действует большое количество внебюджетных
фондов. На сегодняшний день общее число
федеральных внебюджетных фондов составило
40, из них основные – Пенсионный фонд,
Фонд социального страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования и Фонд занятости
(с 2001 г. средства консолидируются в федеральном
бюджете).4
По Указу Президента РФ от
22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды
(за небольшим исключением), доходы которых
формировались за счет обязательных платежей
предприятий, учреждений, организаций,
объединяются с республиканским бюджетом
РФ. Однако сохраняется целевая направленность
консолидируемых фондов.5
______________________________
4 Левицкая А.Ю. Национальные проекты: от идеи к практике ее реализации. Журнал Российского права, №4, 2006. С. 38
5 Указ президента РФ от 28 декабря 1993 года, № 2306 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"// Собрание законодательства 1991г №27.
Глава 2. Виды внебюджетных фондов в Российской Федерации.
2.1. Пенсионный фонд.
Пенсионный Фонд РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации. Средства Пенсионного Фонда формируются по Положению о Пенсионном Фонде РФ за счет трех ведущих источников доходов:
1. страховых взносов работающих;
2. страховых взносов работодателей;
3. ассигнований из федерального бюджета России.
Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы юридических лиц, а также брать кредиты в банках – Центральном и коммерческих. На сегодня важной статьей доходов Пенсионного Фонда являются страховые взносы населения.