Влияние государства на конвертируемость национальной валюты и валютный курс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить понятия, которые применяются при рассмотрении государственного валютного регулирования, а также рассмотреть возможности государственного влияния на валютные отношения как в рамках истории, так и в рамках развития современной российской экономики.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….. 3
Глава 1. Национальная валюта и ее конвертируемость ………….. 4
Глава 2. Валютный курс …………………………………….……... 10
Глава 3. Влияние государства на конвертируемость национальной валюты и валютный курс ………………………….
21
Заключение …………………………………………………………. 39
Библиографический список …………………………………..........

Файлы: 1 файл

Влияние государства на конвертируемость национальной валюты и валютный курс.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

     Плавающий режим обменных курсов. Валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса. Несмотря на эти преимущества, режим свободно плавающего обменного курса не лишен недостатков: если валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние;  данный режим может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно-финансовых фискальных мер; следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме; существует угроза правительственного манипулирования ("грязное плавание"), что подрывает доверие субъектов рынка; если страна имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно-финансовую независимость.

     Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных  коммерческих связей, т.е., когда состояние  производства не находится в большой  зависимости от внешней торговли.

     Для введения плавающих валютных курсов главенствующими условиями являются наличие развитого финансового  рынка, степень интегрированности  с мировой системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а также степень развитости финансового посредничества. Тем не менее, несмотря на отсутствие данных факторов, многие государства перешли на режим плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать "черные" валютные рынки. Первыми на данный режим преимущественно перешли промышленно развитые государства, а затем и развивающиеся.

     Однако  ввод плавающих курсив национальных валют происходил в рамках стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как структурная перестройка экономики, либерализация валютных и таможенных режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и плавающих курсов. Модифицированной его формой является "ползучий" валютный курс, сущность которого состоит в проведении мелких и частных корректировок обменной стоимости валюты, которые повторяются 1 -2 раза в месяц.

     Во  многих государствах для стимулирования внешнеэкономической деятельности центральные банки использовали режим множественности валютных курсов. Необходимость этого обусловливается  возможностью регулирования платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Обобщая сказанное, следует отметить, что этот режим правомерно использовать в странах с переходной экономикой, но следует ограничить временной промежуток его применения, поскольку длительное использование системы накапливает искажение в распределении ресурсов, изменяет структуру относительных цен. Немаловажным фактором является извлечение прибыли не из производственной деятельности, а из существа разницы между неодинаковыми уровнями валютных курсов.

     Российский  путь к конвертируемости национальной валюты соответствует восточноевропейскому. Однако в ходе реализации этого процесса в силу разных причин Россия во многом отошла от этого сценария, выработала собственные, и как оказалось, ошибочные методы конвертируемости рубля. В России сложилась ситуация, открывающая широкие возможности для развития тенденции к «долларизации» всей экономики. Это неизбежно сопутствует введению внутренней обратимости в условиях хронического дефицита бюджета, кризиса неплатежей, огромного внутреннего и внешнего долга. Обязательной продаже банкам за рубли подлежит только 50% валютной выручки от экспорта товаров и услуг, остальная ее часть остается в распоряжении экспортеров, что создает основу для внутреннего оборота на базе иностранных валют.

     В других же странах пополнение государственных  валютных ресурсов и поддержание  спроса на национальные валюты обеспечивались за счет обязательной продажи всей суммы экспортных валютных поступлений. В России было допущено свободное хождение сильной иностранной валюты, прежде всего доллара США, тогда как в других странах, напротив, предпринимались активные меры, направленные на максимальное ограничение поступлений на национальный рынок иностранной валюты, на повышение роли своей национальной валюты.

     Кроме того, в России беспрецедентные масштабы получила либерализация внешней  торговли. Выход экономических субъектов  любого уровня - от физических лиц до суперконцерна - на внешние рынки разрешается почти без ограничений, и расчеты по внешнеторговым операциям производятся ими самостоятельно. В других странах международные расчеты жестко контролировались государством либо велись на государственном уровне и лишь затем постепенно передавались на валютный рынок под ответственность негосударственных банков.

     В России изначально был введен рыночный курс рубля, определяемый в ходе торгов на ММВБ. В других странах переход  к конвертируемости национальных валют  начинался, как правило, с их единовременной девальвации и последующего введения фиксированного курса.

     Расчеты по внешнеторговым операциям в России в условиях прогрессирующей инфляции производились по текущим рыночным курсам. Это создавало возможность  для демпингового экспорта и покрытия любых издержек российских производителей. В других странах длительное время в период перехода к конвертируемости международные расчеты осуществлялись по твердым фиксированным курсам с минимальными отклонениями рыночных котировок, связанными с колебаниями спроса и предложения валюты.

     Поддержание курса рубля осуществлялось на ММВБ Центральным банком России путем  валютных интервенций в процессе торгов. В других странах фиксированные  курсы сначала устанавливались  в административном порядке, а затем поддерживались на валютном рынке с помощью интервенции центральных банков.

     Переход к обратимости рубля был логическим продолжением совершенно неподготовленной концепции широкой либерализации  внешнеэкономических связей. Причем если по отношению к привлечению иностранных инвестиций соблюдалась определенная осторожность, то внутренняя обратимость первое время не знала никаких ограничений. Возможность прямого получения СКВ российскими экономическими субъектами стала одним из ключевых факторов, определяющих направленность реформ в стране.

     Принятая  схема достижения обратимости рубля  принесла неоднозначные результаты - на внешний рынок хлынули сотни  тысяч предприятий и предпринимательских  структур. Вследствие ликвидации монополии  внешней торговли в их руки перешли основные доходы от внешнеторговых операций. Наряду с номенклатурно-криминальной приватизацией это стало одним из главных источников первоначального накопления капитала. Внутренний рынок из-за отсутствия фиксированного курса, сдерживавшего импорт, стал быстро наполняться импортными товарами и услугами. Население получило возможность свободного обмена рублей на конвертируемую валюту, что привело к "долларизации всей страны" и колоссальной утечке капитала за границу. Внутренняя обратимость на принципах курсообразования выявила слабость рубля и экономики страны, которую он представлял.

     Некоторые эксперты считают, что из имеющегося арсенала средств управления курсом рубля можно выделить:

     а) усиление экспортного контроля и  управление размерами обязательных продаж валютной выручки экспортеров в зависимости от эффективности контроля;

     б) корректирующие относительно небольшие  валютные интервенции Центробанка на рынке и скупка валюты в случае благоприятной ценовой ситуации;

     в) управление валютным долгом государства и частных компаний как путем его реструктуризации и возложения на государство определенных гарантий по частным долгам с получением за это уступок по процентам и срокам погашения, так и через банкротство некоторых частных компаний, произведших непомерные заимствования на внешнем рынке;

     г) всемерное стимулирование экспорта, особенно высокотехнологичной продукции, с уменьшением в этом случае доли продажи валютной выручки на часть, идущую на закупку новых технологий и технических средств, позволяющих  расширять экспорт;

     д) разумное управление импортом с жесткой  регистрацией контрактов, их сведением  по направлениям импорта, анализом и  отсечением фиктивных контрактов с  выявлением фирм, занимающихся вывозом  капитала; обязательность регистрации "челноков", покупающих валюту на рынке в качестве предпринимателей и налогоплательщиков;

     е) государственное стимулирование и  поддержка мероприятий по восстановлению рынков деривативов, позволяющих хеджировать  сделки и постепенно снижать необходимость  участия государства в управлении валютным курсом.

     Без сомнения, предлагаемый некоторыми экономистами валютный совет - действенный инструмент для обуздания галопирующей инфляции. Его задачей является жесткая  фиксация курса рубля по отношению  к доллару или сразу к трем валютам: доллару, иене и  евро). Недостатком этой политики является невозможность использования такого мощного механизма воздействия на экономику, как эмиссия, которая, однако, должна быть строго контролируемой, иначе она неизбежно влечет за собой значительное повышение курса доллара, что ведет к реальному ухудшению основных параметров экономической безопасности страны.

 

       Заключение.

     Государственное регулирование конвертируемости национальной валюты и валютного курса является составной частью макроэкономической политики и представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на достижение баланса мировой валютной системы и национальной валютной системы. Валютная политика является составной частью финансовой политики государства. Основными направлениями валютной политики являются: управление курсами иностранных валют с целью укрепления курса национальной валюты; формирование золотовалютных резервов страны; установление единой системы валютного регулирования и валютного контроля; участие Российской Федерации в международных валютно-финансовых организациях; интеграция российской валютной системы в мировую валютную систему.

     Валютный  рынок всегда находится на перекрестке  противоречивых интересов и трудносовместимых  целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов. О недостаточной эффективности и неупорядочености мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. Валютный рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии продолжающегося кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения, автоматически приводят к дестабилизации и обесценению российского рубля. Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумах, пассивной зависимости рубля от мировой стоимости сырьевых ресурсов и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою национальную валюту. Но одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России. В последнее время наметился более разумный подход к государственному регулированию валютного рынка, отдельные меры, принимаемые государством представляются вполне адекватными и своевременными, однако управление движением средств на валютном рынке требует анализа многих аспектов экономической деятельности в их совокупности, а не только оперативного (пусть даже правильного) на конкретные экономические ситуации.

 

      Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле».
  3. Артемов Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации: Диссертация. М., 2002.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие / Отв. ред. И.И. Столяров. М., 2002.
  5. Губарева Т.И. Валютное регулирование: динамика парадигмы в условиях новых вызовов// «Финансовое право», 2009, №6.
  6. Деньги, кредит, банки: Справ. пособие / Г.И. Кравцова, Б.С. Войтешенко, Е.И. Кравцов и др.: Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Меркаванне, 1994.
  7. Джабиев Э.С. Исторический и международный опыт правового регулирования валютных отношений// «Финансовое право». – 2009. №6.
  8. Ерпылева Н.Ю. Механизм валютного регулирования в России: новеллы правовой регламентации // Законодательство и экономика. 2006. №4. С. 28 - 33, №5. С. 29 - 43, №6. С. 66 - 74.
  9. Канцеров Р.Э. Финансово-правовое регулирование валютных отношений: понятие и сущность // «Финансовое право», 2008, №10.
  10. Колосов Ю.М. Некоторые современные вопросы международного права // Советское государство и право. 1990. №11. С. 84 - 91.
  11. Крохина Ю.А., Смирникова Ю.Л., Тютина Ю.В. Валютное право. М., 2007.
  12. Поляков В.П., Московкина В.А. Основы денежного обращения и кредита: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  13. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.
  14. Федченко О.С. Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства // «Финансовое право», 2008, №6.
  15. Финансовое право: Учебник под ред. Н.И. Химичева. М., 2008.

Информация о работе Влияние государства на конвертируемость национальной валюты и валютный курс