Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа
Целью валютного регулирования в Российской Федерации является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Введение 2
§1. Правовые основы валютного регулирования 3
1.1. Принципы валютного регулирования 3
1.2. Органы валютного регулирования 3
§ 2. Валютные правоотношения 7
§ 3. Правовой режим валютных операций 10
3.1. Валютные операции между резидентами 11
3.2. Валютные операции между нерезидентами 15
Заключение 17
Литература 20
Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.
Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов(вкладов).
Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с вышеназванным Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами.
Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных согласно валютному законодательству РФ на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.
Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ' при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.
Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном ЦБ РФ.
Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ, за исключением следующих валютных операций:
- передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию;
Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.
Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов.
Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов определяется ЦБ РФ и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете в ЦБ РФ, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках.
Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством РФ о рынке ценных бумаг.
Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ в порядке, предусмотренном валютным законодательством РФ.
Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
ЦБ РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.
Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает ЦБ РФ, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках.
Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ.
Самостоятельным видом валютных операций выступают ввоз и пересылка в Россию, вывоз и пересылка из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, осуществляемые резидентами и нерезидентами.
Ввоз в Россию иностранной валюты и (или) российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. При единовременном ввозе физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной и (или) российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, ввозимая наличная иностранная и (или) российская валюта, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной и (или) российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
Физические
лица — резиденты и нерезиденты
имеют право единовременно
Единовременный
вывоз из Российской Федерации физическими
лицами — резидентами и нерезидентами
наличной иностранной и (или) российской
валюты в сумме, превышающей в эквиваленте
10 тыс. долл. США, не допускается, за исключением
случаев, когда такая валюта ранее была
ввезена или переведена в Россию. При единовременном
вывозе из Российской Федерации физическими
лицами — резидентами и нерезидентами
дорожных чеков в сумме, превышающей в
эквиваленте 10 тыс. долл. США, вывозимые
дорожные чеки подлежат декларированию
таможенному органу путем подачи письменной
таможенной декларации.
Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное регулирование осуществляется различными мерами, выбор которых зависит от кризисной или оптимальной ситуации в валютной сфере государства. Различия между текущим и чрезвычайным валютным регулированием состоят в том, что меры, принимаемые в ходе первого вида валютного регулирования, являются экономически нецелесообразными в случае наступления валютного кризиса, и наоборот — чрезвычайные меры валютного регулирования при их применении вне кризисной ситуации могут нанести ущерб государственной экономике.
Нормы валютного законодательства, регулирующие чрезвычайные меры валютного регулирования, присутствуют практически во всех государствах, в том числе и с развитой экономикой (например, в Швейцарии, Японии), что свидетельствует о потенциальной угрозе кризиса валютных отношений и о готовности реагировать на такую ситуацию правовыми методами.
Анализ норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» показывает, что правовое регулирование в валютной сфере поставлено в полную зависимость от экономического содержания валютной политики государства. Наиболее ярко об этом говорят закрепленные в ст. 3 указанного Закона принципы приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
Целями введения валютных ограничений выступают предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ. Названные цели одновременно можно считать критериями разграничения оптимальной и кризисной валютной ситуации в стране. Следовательно, в зависимости от причины различаются и применяемые меры валютного регулирования по предотвращению или устранению кризиса в валютных отношениях.
Назначение чрезвычайных мер валютного регулирования заключается в том, что с их помощью органы валютного регулирования предупреждают наступление валютного кризиса, ликвидируют уже наступивший кризис и устраняют его последствия.
Анализ валютного законодательства зарубежных стран показывает, что стандартным содержанием чрезвычайных мер валютного регулирования является система жестких валютных ограничений в виде запретов или существенных количественных ограничений валютных операций, направленных на резкое изменение макроэкономических показателей, которыми характеризуются валютный кризис или предкризисная ситуация.