Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:39, контрольная работа
В течение лета 2004 г. в ходе 30 судебных заседаний по рассмотрению исков энергоснабжающих организаций к муниципальным учреждениям и органам местного самоуправления МО «Бисертский район» Свердловской области о взыскании задолженности прошлых лет было подписано 30 мировых соглашений на общую сумму 18 млн руб. Бюджет МО «Бисертский район» не предусматривает погашение задолженности прошлых лет.
Законно ли заключение таких мировых соглашений? Имел ли право суд утверждать такие соглашения?
I раздел
Задача № 3
В течение лета 2004 г. в ходе 30 судебных заседаний по рассмотрению исков энергоснабжающих организаций к муниципальным учреждениям и органам местного самоуправления МО «Бисертский район» Свердловской области о взыскании задолженности прошлых лет было подписано 30 мировых соглашений на общую сумму 18 млн руб. Бюджет МО «Бисертский район» не предусматривает погашение задолженности прошлых лет.
Законно
ли заключение таких
мировых соглашений?
Имел ли право суд
утверждать такие
соглашения?
В соответствии со ст.139 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации мировое соглашение может быть заключено по любому делу, однако оно не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону. Таким образом, необходимо узнать, нарушались ли чьи-либо права и законные интересы в результате заключения таких мировых соглашений.
В соответствии с абз. 3 ч.1 ст. 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. Таким образом, энергоснабжающие организации заключали с муниципальными учреждениями договоры, в связи с чем образовывались расходные обязательства муниципального образования. В соотвтетствии со ст. 6 БК РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. В соответствии с ч.3 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 ст. 86 БК РФ, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ. Однако, согласно условию задачи данные обязательства исполнялись ненадлежащим образом, в связи с чем образовалась задолженность перед энергоснабжающими организациями.
В соответствии с ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. В силу ч. 7 при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от муниципального образования отвечает соответственно орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу ч.3 ст. 232 БК РФ субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период). Как уже было указано ранее расходные обязательства исполняются за счет субвенций из бюджета субъекта РФ, имеющих, по сути, целевое назначение. В связи с этим, если в бюджете имеются денежные средства в размере 18 млн рублей, полученных путем перечисления их в виде субвенций из бюджета субъекта РФ, то тогда заключение таких мировых соглашений возможно, так как права и законные интересы получателей средств из федерального бюджета не нарушены.
Однако,
суть бюджета как финансово
– планового акта заключается в том,
что в нем предусмотрено заранее на какие
цели будут выделяться средства и поэтому
заключение таких мировых соглашений
будет касаться получателей средств местного
бюджета, так как необходимо откуда то
брать эти 18 млн., а они уже за кем то закреплены.
В связи с этим, заключение таких мировых
соглашений незаконно и суд не должен
был их удовлетворять, так как таким решением
нарушаются права на получение средств
других участников бюджетного процесса
(исключение, приведенное выше – ч.3 ст.
232 при наличии соответствующего профицита).
Задача № 4
МО «Устинский район» Свердловской области открыло бюджетный счет в филиале банка «Гранит» (г. Первоуральск). Отделение Федерального казначейства по Свердловской области изъяло в бесспорном порядке средства, размещенные на этом счете, и вынесло предупреждение главе МО «Устинский район» о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Данные действия и предупреждение обжалованы в Арбитражный суд Свердловской области. В заявлении было указано, что разместить бюджетные средства в учреждении Банка России не представлялось возможным, так как таковое отсутствует на территории МО «Устинский район».
Имело
ли место нарушение
бюджетного законодательства?
Каков порядок
выбора кредитного учреждения
для размещения бюджетных
средств?
Одним из принципов бюджетного права, а также одним из основных принципов такой стадии бюджетного процесса как исполнение бюджета является принцип единства кассы. Он заключается в следующем (ст. 38.2 БК РФ): зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Таким образом для исполнения бюджета МО «Устинский район» необходимо открытие единого счета данного муниципального образования.
Согласно ст. 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 БК РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством. Таким образом, по общему правилу, единые счета бюджетов бюджетной системы РФ открываются соответствующим финансовым органом в Центральном Банке (Банке России). Данное положение подтверждается п. 2 ст. 155 БК РФ: Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов.
Однако, в соответствии с п. 2 ст. 156 БК РФ кредитные организации (в нашем случае это банк «Гранит») выполняют функции, предусмотренные п.2 ст. 155 БК РФ, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Таким
образом, действия Отделения Федерального
казначейства по Свердловской области
по изъятию средств с бюджетного
счета кредитной организации
были незаконными,
так как БК РФ содержит императивное правило
о том, что в случае отсутствия учреждений
Центрального банка Российской Федерации
на соответствующей территории (МО «Устинский
район»), функции Центрального банка РФ
исполняют кредитные учреждения, на что
собственно и ссылались представители
МО «Устинский район» в своем исковом
заявлении.
II раздел
Задача № 4
Прокурор Верх-Исетского района Екатеринбурга в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Верх-Исетский районный суд с исковым заявлением в интересах муниципального образования «Город Екатеринбург» в лице Финансово-бюджетного управления Екатеринбурга к гражданину А. В. Пискунову о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц. Подачу искового заявления прокурор мотивировал тем, что неуплата местного налога наносит ущерб муниципальному образованию «Город Екатеринбург», поскольку приводит к уменьшению доходов местного бюджета. Гражданин А. В. Пискунов иск не признал, указав, что у прокурора нет права заявлять такие требования.
Кто
вправе заявлять требования
о взыскании с
физических лиц недоимки?
Какова процедура
взыскания недоимки
с физических лиц?
Мог ли прокурор обратиться
в суд с иском в интересах
конкретного муниципального
образования в лице
его финансового органа?
В первую очередь необходимо указать, что прежде чем обращаться в суд с заявлением о взыскании недоимки необходимо направить налогоплательщику требование об уплате налога. В соответствии с ч. 1 ст. 69 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. ч.2 данной статьи указывает на то, что требование направляется в случае наличии у налогоплательщика недоимки. В соответствии с ч.5 данной статьи требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Данное требование об уплате налога должно быть исполнено в течении восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Если налогоплательщик в указанный срок не оплачивает недоимку, то только тогда можно обращаться в суд с заявлением о взыскании недоимки.
В соответствии с ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ. Таким образом, налоговый (таможенный) орган вправе заявлять требования о взыскании с физических лиц недоимки.
Процедура взыскания недоимки состоит из следующих этапов:
1) Подача налоговым (таможенным) органом заявления в суд о взыскании недоимки. Заявление о взыскании налога за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Однако, данное заявление о взыскании подается только при наличии определенных условий:
а) общее правило: заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей;
б) исключение: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги.