Правовые основы денежной системы. Финансовый контроль в РФ его правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные фигурирующие понятия понятие и правовые основы денежной системы РФ.
Задачи работы: дать общую характеристику денежной системы РФ; раскрыть ее правовые основы, охарактеризовать нормативно правовую базу, регулирующую денежную систему РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..…...…3
1. Понятие и структура денежной системы……………………………….........................……5
1.1. Виды денег и денежных знаков…………………………………………………………………………………….…….…6
1.2. Элементы денежной системы………………………………………………………………..……...………………......8
1.3. Основная специфика организации и регулирования денежного обращения в Российской Федерации………………………………………………………………………....11
2. Правовые основы денежной системы……………………………………………...…….…13
3. Финансовый контроль в РФ, его правовое регулирование………………………...…..…17
Заключение……………………………………………………………………………...………26
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

мой реферат.doc

— 65.83 Кб (Скачать)

ТК РФ, утвержденный Федеральным  законом от 28.05.03 г. № 61-ФЗ, – это  нормативный акт максимально  прямого, безотсылочного действия. Возможности  Правительства РФ и Федеральной  таможенной службы России по принятию дополнительных нормативных актов  сокращены до минимума, но предусмотрена  возможность оперативного изменения  механизмов таможенного регулирования  под изменяющиеся реалии внешнеторгового  оборота. На основании ст. 5 ТК РФ федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, издает документы в пределах своей компетенции  в случаях, прямо предусмотренных  актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ. Иными  словами, возможности по принятию дополнительных актов строго ограничены.

Центральный банк РФ согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» считается основным органом  валютного регулирования в стране. Банковские операции с иностранной  валютой разделяются по степени  нарастания их сложности и рискованности  на:

  • ведение валютных счетов клиентуры;
  • неторговые операции (операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка);
  • установление корреспондентских отношений с иностранными банками;
  • операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;
  • операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем рынке;
  • кредитные операции по привлечению и размещению валютных средств внутри РФ;
  • кредитные операции на международных денежных рынках;
  • валютные (депозитные и конверсионные) операции на международных денежных рынках.

Уполномоченные банки, подотчетные  ЦБ РФ, являются агентами валютного  контроля.

Центральный банк РФ и уполномоченные банки и их должностные лица в  пределах своей компетенции и  в соответствии с законодательством  РФ:

  • проводят проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивают и получают документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  • выдают предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • применяют установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Учреждения банков осуществляют превентивный и последующий контроль за выполнением  предприятиями и организациями  всех требований Порядка ведения  кассовых операций в Российской Федерации.

Что касается страхового контроля, то общего нормативного документа, в котором  давалось бы определение понятия  «страховой контроль», пока нет. Глава IV Федерального закона «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» определяет сущность государственного надзора за деятельностью субъектов  страхового дела.

В нормативных документах по видам  контроля данное понятие также не рассматривается. В постановлениях Пенсионного фонда России и Фонда  социального страхования РФ законодательно устанавливается методика проверки предприятий отделениями вышеуказанных  фондов.

Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» определяет сущность аудиторской деятельности, а также  вводит понятие «обязательный аудит». Кроме того, в Законе прописаны  виды работ, входящие в состав аудиторской  деятельности, права и обязанности  аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками, правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения, определены процедура аттестации на право быть специалистом-аудитором  и процедура лицензирования –  на право аудиторской деятельности.

 

 

 

Заключение

Основными приоритетами современной  денежно-кредитной политики в ближайшие  годы являются: снижение инфляции до 4- 6% в год, улучшение структуры денежной массы, сокращение до минимума неденежных расчетов. Эффективное управление государственными финансовыми резервами и резервными фондами, укрепление платежной дисциплины, создание конкурентоспособной банковской системы в условиях глобализации финансов, обеспечение внешней конвертируемости рубля. Сокращение государственного долга и внешних заимствований компаний, находящихся под контролем государства, легализация налично-денежных расчетов и платежей, дальнейшее развитие системы государственного страхования вкладов населения в коммерческих банках и распространение этой системы на добровольное пенсионное страхование в негосударственных пенсионных фондах.

В процессе реализации денежно-кредитной  политики Банк России контролирует объем  и структуру денежной массы в  обращении, используя специальные  показатели, характеризующие процесс  ее формирования.

Одним из таких показателей  является денежная база, включающая:

1)наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков;

2) средства в фонде  обязательных резервов;

3) средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.

Кроме денежной базы Банк России использует такие показатели, как  состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары, затраты на обслуживание государственного долга и т.д.

Важнейшие инструменты  денежно-кредитного регулирования  в мировой финансовой практике выступают: процентные ставки, ставка рефинансирования, официальная учетная (переучетная) ставка, ломбардная ставка, обязательные банковские резервы, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование банков, установление ориентиров роста денежной массы.

Прямые количественные ограничения в целях проведения денежно-кредитной политики устанавливаются  Банком России только после консультаций с Правительством РФ. Такие ограничения  могут быть связаны, например:

  • с прямым регулированием кредитных и иных инвестиционных операций (т.е. с рационированием кредита);
  • прямым регулированием норм доходности банковских операций (т.е. с регламентацией пределов кредитных и депозитных ставок);
  • ограничением операций по ввозу-вывозу капитала;
  • ограничениями по валютным операциям.

Могут применяться и  другие прямые количественные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной.

Подводя итог вышесказанному можно  констатировать, что нормативная  база по финансовому контролю развивается большими шагами, в течение небольшого отрезка времени произошли перемены.  Но опыт  свидетельствует о необходимости ее развития и совершенствования.

 

Список использованных источников

  1. Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В.Барулин. - М.: КНОРУС, 2010, - 640с.
  2. Белов А.В. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики: курс лекций/А.В.Белов. - М.: ФОРУМ, 2008. - 224с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Собрание законодательства РФ.- 1994.- №32. - Ст.3301.
  4. Дементьев Д.В.Бюджетная система РФ: учебное пособие/Д.В. Дементьев,        В.А.Щербаков. - М.: КНОРУС, 2008. -256с.
  5. Елисеев А.С. Современная экономика: учеб. пособие/А.С.Елисеев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 504с.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета. - 2009. - 21 января.- №7.
  7. Кулешов В. Валютный контроль: борьба продолжается // ЭЖ-ЮРИСТ. 2003. № 48.
  8. Концепции развития российского законодательства / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 22 – 40.
  9. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. - 2002.- №28. - Ст.2790.
  10. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон от 29 июля 1998г. №136-ФЗ (ред.от 26.04.2007)//Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст.3814.
  11. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.92 г. № 4015-I (с изм. и доп. от 20.07.04 г.).
  12. О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 28.04.2009)//Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 6.- ст. 492.
  13. Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (вместе с «Порядком…утв. ЦБ РФ 22.09.1993 №40). Письмо ЦБ РФ от 04 октября 1993г. №18// Экономика и жизнь. - 1993. -№№42-43.
  14. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов. //Вестник Банка России.- 2008. - 14 ноября. - №66.
  15. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ (с изм. от 29.06.04 г.). 
    16. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.07.96 г. № 1095.
  16. О признании утратившим силу пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.96 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля»: Указ Президента РФ от 18.07.01 г. № 872.
  17. Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как под отрасли финансового права/ Р.Э.Товмасян //Финансовое право.- 2009.- № 2.
  18. Финансовое право: учебник/отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2007. - 592с.
  19. Финансовое право: учебник /отв. ред. Е.Ю.Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. - 528с.
  20. Финансы и кредит: учебник/под ред. проф.М.В. Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2008. - 575с.
  21. Шавшина В.П. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации // Налоговый вестник. 2008. № 10 – 12.
  22. Экономика: учеб/под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 840с.

 

 

 

 




Информация о работе Правовые основы денежной системы. Финансовый контроль в РФ его правовое регулирование