Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:12, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные фигурирующие понятия понятие и правовые основы денежной системы РФ.
Задачи работы: дать общую характеристику денежной системы РФ; раскрыть ее правовые основы, охарактеризовать нормативно правовую базу, регулирующую денежную систему РФ.
Введение…………………………………………………………………………………..…...…3
1. Понятие и структура денежной системы……………………………….........................……5
1.1. Виды денег и денежных знаков…………………………………………………………………………………….…….…6
1.2. Элементы денежной системы………………………………………………………………..……...………………......8
1.3. Основная специфика организации и регулирования денежного обращения в Российской Федерации………………………………………………………………………....11
2. Правовые основы денежной системы……………………………………………...…….…13
3. Финансовый контроль в РФ, его правовое регулирование………………………...…..…17
Заключение……………………………………………………………………………...………26
Список использованных источников…………………………………
Однако на денежный оборот и увеличение денежной массы в большей степени влияет депозитно-чековая эмиссия (более 90% всех расчетов в рыночно развитых странах осуществляется в безналичной форме).
Депозитно-чековая эмиссия
осуществляется в процессе кредитования
центральным банком коммерческих банков
и определяется денежно-кредитной
политикой увеличения или сокращения
кредитных ресурсов в экономике,
проводимой на данном этапе эмиссионным
банком. Политика роста кредитных
вложений предполагает активную, депозитно-чековую
эмиссию, в результате которой увеличиваются
остатки на счетах клиентов коммерческих
банков и объем наличных денег
в обращении. Такая эмиссия осуществляется
путем записи сумм предоставленного
центральным (эмиссионным) банком кредита
на корреспондентские счета
Следующий элемент денежной системы - регламентация безналичных денежного оборота и расчетов.
Важным элементом
Центральный банк страны постоянно осуществляет анализ и мониторинг состояния денежного обращения, организует его и совершенствует методы регулирования. Наиболее распространенными механизмами государственного регулирования денежного обращения являются:
Процентная политика центрального
банка в странах с развитой
рыночной экономикой выступает одним
из основных инструментов государственного
регулирования денежного
Обычно при управлении
денежным обращением политика регулирования
банковского процента сочетается с
операциями центрального банка на фондовом
и валютном рынках. В целях сокращения
денежной массы центральный банк
страны может расширить продажу
государственных бумаг и
Используя механизм нормирования банковских резервов, центральный страны может регулировать кредитные ресурсы и кредитные коммерческих банков. Регулирование осуществляется путем установления нормативов обязательного резервирования для коммерческих банков. Чем выше нормы банковских резервов коммерческих банков в центральном банке, тем меньше денежной массы в обращении, и наоборот. Нормы обязательных банковских резервов влияют на структуру денежной массы.
Кроме названных мер в мировой практике применяют и административные меры регулирования денежного обращения. К ним можно отнести установление центральным банком и правительством ограничений на выдачу коммерческими банками отдельных видов кредитов (например, потребительских или биржевых), установление и норм годового прироста кредитов и др.
Последним элементом денежной
системы являются государственные
органы, осуществляющие организацию
денежного обращения и денежно-
Государственные органы, осуществляющие организацию и регулирование денежного обращения, а также система денежно-кредитного регулирования в целом имеют свои особенности в разных странах.
1.3. Основная специфика организации и регулирования денежного обращения в Российской Федерации
Монопольное право на эмиссию или изъятие наличных обращения имеет Банк России. Он же отвечает за организацию обращения наличных денег в экономике страны, выполняя в этой связи следующие функции: прогнозирование и организация производства банкнот и монет, подготовка нормативных актов, регламенту правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег и кассовых операций.
Российским законодательством о Банке России определены следующие используемые им основные инструменты денежно-кредитного регулирования:
Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами, установленными федеральным законодательством и правовыми нормативными актами Правительства РФ и Банка России. Последний совместно с Правительством РФ ежегодно определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов.
2. Правовые основы денежной
Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.
Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. - 2002.- №28. - Ст.2790. (далее - Закон о Банке России) официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.
Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.
Правовой основой денежного
обращения выступают нормы
В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.
Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.
Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.
Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует письмо от 4 октября 1993 г. № 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации"Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (вместе с «Порядком…утв. ЦБ РФ 22.09.1993 №40). Письмо ЦБ РФ от 04 октября 1993г. №18.
Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Предприятия производят расчеты
по своим обязательствам с другими
предприятиями, как правило, в безналичном
порядке через банки или
Для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие
должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной
форме. Прием наличных денег предприятиями
при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным
применением контрольно-
Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, которые согласованы с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Предприятия, имеющие постоянную
денежную выручку, по согласованию с
обслуживающими их банками могут
расходовать ее на оплату труда и
выплату социально-трудовых льгот (в
последующем - оплата труда), закупку
сельскохозяйственной продукции, скупку
тары и вещей у населения. Предприятия
не имеют права накапливать в
своих кассах наличные деньги сверх
установленных лимитов для
Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.
Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
Предприятия выдают наличные
деньги под отчет на хозяйственно-операционные
расходы, а также на расходы экспедиций,
геологоразведочных партий, уполномоченных
предприятий и организаций, отдельных
подразделений хозяйственных
3. Финансовый контроль в РФ, его правовое регулирование.