Правовой статус физического лица как налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, контрольная работа

Краткое описание

Налогообложение физических лиц представляет собой комплексную социально-экономическую и правовую проблему. Снижению бюджетных потерь, оздоровлению социально-экономического климата в стране могла бы способствовать разработка государством рада последовательных мер, направленных на согласование публичных и частных интересов в налоговой сфере. Для этого, в первую очередь, требуется научное осмысление правового статуса налогоплательщика - физического лица, полная и объективная оценка регулирования его обязанностей, прав и ответственности, а также возможностей налогоплательщика в области защиты своих прав и законных интересов от злоупотреблений со стороны уполномоченных органов и их должностных лиц.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Физическое лицо как налогоплательщик………………………………..4
1.1 Права физических лиц как налогоплательщиков……………………...7
1.2 Обязанности физических лиц как налогоплательщиков………….....10
1.3 Отдельные категории физических лиц как налогоплательщиков…..13
2. Определение налогового статуса физического лица………………….14
2.1 Плательщики налога на доходы физических лиц……………………16
2.2 Налоговая ставка……………………………………………………….19
2.3 Статус физического лица как налогового агента…………………….19
3. Налогообложение иностранных физических лиц……………………..22
Заключение……………………………………………………………...….26
Список используемой литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 53.01 Кб (Скачать)

Вторая ситуация, когда  возникает налоговый агент, это  выплата дивидендов или процентов  обществами или товариществами в  пользу юридических или физических лиц, выплата дивидендов или процентов, причитающихся владельцам долей  или акций в уставных складочных капиталах. При такой выплате  процентов с капитала происходит налогообложение, и налог удерживают и уплачивают в бюджет налоговые  агенты. Здесь та же самая ситуация, когда налог уплачивается за счет средств получателей дивидендов или процентов, но в данном случае он уплачивается от имени самого налогового агента.

Хотя сейчас в ч.2 НК ситуация тоже немножко меняется. Здесь типичная ситуация - когда гражданин в коммерческом банке имеет вклад, который облагается налогом. Уплачивая проценты по этому вкладу, банк должен удержать этот налог на доходы физического или юридического лица за счет этих средств. Но в чем меняется ситуация? Если до ч.2 НК не требовалось ведение учета от банков каждому физическому лицу, то теперь в ч.2 НК это требование совершенно очевидно прописано.

Если гражданин участвует  в игре на бирже, то есть покупает и  продает ценные бумаги тех же самых  банков или других эмитентов, то здесь  возникает ситуация, когда выплата  дохода в пользу физического или  юридического лица налоговым агентом  сразу осуществляется за вычетом  налога. Разница между первым и  вторым случаем в происхождении  дохода. Если в первом случае это  трудовой доход, то во втором случае это  предпринимательский доход, возникающий либо от участия в складочном капитале, либо от участия в рынке ценных бумаг.

Третий случай, когда возникает  налоговый агент, это уплата НДС  за иностранную организацию, которая  не стоит на налоговом учете. Если иностранная организация стоит на налоговом учете, она сама уплачивает НДС в бюджет. Если она не стоит, то это означает, что ее не найти и налог не изъять. Поэтому законодатель не нашел ничего лучшего, как возложить эту обязанность на российского контрагента этой иностранной организации. При этом напрочь отвергается косвенный характер НДС, то есть НДС уплачивает тот, кто получает деньги.

А в ситуации, когда получателем  денег является иностранная организация, не стоящая на учете, то обязанность  по уплате НДС возлагается на российское предприятие, которое оплачивает сделанную, например, работу по договору за минусом  НДС, и тем самым косвенный  налог превращается в прямой налог. Так написано в законе.

С этим можно спорить, но налоговый агент при этом возникает  и это специальный случай: налоговый  агент - российское лицо по уплате НДС  за иностранную организацию, которая  находится на территории Российской Федерации, но не стоит на налоговом учете. То есть опять же обязанность государства по тому, чтобы заставить их встать на учет, государство перекладывает на российские организации, не заботясь о том, что их (иностранные организации) надо изловить, поставить на учет и т.д.

Итак, вот три случая, когда  возникает налоговый агент. К  обязанностям таких налоговых агентов  относятся:

1. Правильно и своевременно  исчислять налог, удерживать его  из средств самого налогоплательщика  и перечислять в бюджет. За  нарушение этой обязанности предусмотрен  специальный состав налогового  правонарушения (ст.123 НК). Но ответственность  по этой статье предусмотрена  только за неправомерное или  неправильное не перечисление. То есть, если обязанность заключается в том, чтобы исчислить, удержать и перечислить в бюджет, то ответственность возникает только за не перечисление. Это для ответственности имеет существенное значение.

2. В течение одного  месяца письменно сообщить в  налоговый орган о невозможности  удержания налога у налогоплательщика  и о сумме задолженности. В  этой ситуации налоговый агент  обязан не требовать от налогоплательщика  внесения ему в кассу денег,  а обязан сообщить в налоговый  орган о невозможности удержания  налога и о сумме этой задолженности. 

3. Обязанность вести учет  по всем налогоплательщикам выплаченных  доходов, удержанных и перечисленных  налогов и предоставлять в  налоговые органы информацию, необходимую  для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов

 

 

3. Налогообложение иностранных  физических лиц

Действующее в РФ законодательство о подоходном налогообложении физических лиц основано на принципах резидентства, т.е. исходит из факта продолжительности пребывания человека на территории нашей страны. В связи с этим Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», вступивший в силу с 1 января 1992 г., делит плательщиков налога независимо от того, являются они гражданами России, лицами без гражданства или иностранными гражданами, на две категории: имеющих постоянное местожительство в России и не имеющих его.

К первой из этих категорий  относятся те, кто проживает в  РФ более 183 дней в календарном году, хотя бы и с перерывами во времени. Такие лица обязаны уплачивать в  России подоходный налог по всему  совокупному доходу, который они  получили в течение календарного года, будь то доходы из российских источников или доходы, полученные за границей или из-за границы.

Ко второй категории относятся  те, кто проживает в России менее 183 дней в календарном году. Эти  лица привлекаются к уплате подоходного  налога только по тем доходам, которые  они получают из российских источников.

Соответственно этому  закон предусматривает и разный механизм налогообложения названных  категорий плательщиков. Лица, имеющие постоянное местожительство в России, уплачивают налог в течение года у источников выплаты им доходов, а по окончании года обязаны декларировать свой совокупный годовой доход, полученный из всех источников, налоговому органу, и последний в зависимости от величины облагаемого дохода в соответствии с прогрессией ставок налога либо предлагает лицу доплатить налог сверх тех сумм, которые были удержаны или уплачены в течение года, либо, наоборот, возвратить излишне уплаченный налог.

Те же, кто не имеет  постоянного местожительства в  России и, таким образом, не рассматривается  в качестве налогового резидента  нашей страны, уплачивают налог в  течение года у источников выплаты  по прогрессивным ставкам, если это  касается заработной платы и подобных выплат, и по твердой ставке 20%, если это касается других доходов, и по окончании года деклараций о годовых  доходах налоговому органу не представляют.

Нельзя не указать на то, что в российском налоговом законодательстве пока не приведено полное определение  понятия «постоянное местожительство». Поэтому в налоговых целях  обычно применяется толкование, которым  руководствуются налоговые органы всех государств в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Имеется в виду, что лицо считается имеющим постоянное местожительство в том или ином государстве, если оно располагает в нем постоянным жилищем, имеет в этом государстве наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов) и обычно проживает в этом государстве. По-видимому, по мере совершенствования в России законодательства о налогах потребуется ввести соответствующую норму. Пока же толкование понятия «постоянное местожительство» содержится в межправительственных и межгосударственных налоговых соглашениях, которые заключены между Россией и другими государствами.

Кроме того, в международных  соглашениях, заключаемых между  Правительством нашей страны и правительствами  зарубежных государств, определяется перечень физических лиц, пользующихся налоговыми льготами в стране временного пребывания. Одна из основных льгот, и это общее правило в международном законодательстве о налогах (независимо даже от того, существует ли соглашение об устранении двойного налогообложения), состоит в том, что при пребывании иностранца в той или иной стране более определенного срока (обычно более 183 дней) он в налоговом отношении рассматривается как гражданин данной страны и обязан уплачивать там все существующие налоги. То есть после истечения срока физическое лицо получает автоматически статус «резидента» и переходит под полную юрисдикцию налоговой системы данного государства.

Помимо этого общего правила  в конкретном международном соглашении об устранении двойного налогообложения  оговариваются дополнительные льготы во временном отношении (например, 3-летняя льгота для финских граждан) и  в отношении отдельных категорий  плательщиков (как правило, это студенты, преподаватели, корреспонденты печати, радио и телевидения, спортсмены и т.д.).

Вопросы льгот в соглашениях  определяются на основе законодательства договаривающихся сторон и возможности  достижения согласия по предоставлению льгот в двустороннем порядке.

Рассмотрим это на следующем  примере. Российским законодательством  определено общее правило, по которому объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное местожительство  в РФ, является совокупный доход, полученный в календарном году на территории России, континентальном шельфе, в  её экономической зоне и за пределами  РФ как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и  натуральной форме.

На практике это означает, что вновь прибывший в РФ иностранный  гражданин, предполагающий находиться на её территории более 183 дней, декларирует  все доходы, полученные и предполагаемые к получению им за весь календарный  год.

Это общее правило нарушается только в том случае, если иное предусмотрено  международным соглашением по устранению двойного налогообложения, поскольку  в каждом нормативном документе, затрагивающем международные вопросы, действует правило доминанты  положения международных договоров, соглашений над национальным законодательством. Так обстоит дело при рассмотрении налоговых деклараций американских граждан-резидентов. В соответствии с Конвенцией между СССР и США по вопросам налогообложения от 20 июня 1973 г. (ст. VIII) налогообложению в РФ (ранее в СССР) подлежат доходы только от той деятельности, которая осуществляется в договаривающемся государстве (т.е. в России). Это значит, что гражданин США, прибывший, предположим, 1 мая и намеревающийся пробыть в России до конца года (т.е. налицо признак «резидентства»), продекларирует только доходы, предполагающиеся к получению им только начиная с мая. В то же время любой гражданин другой страны в декларации должен показать доходы за весь год.

В соответствии с действующим  налоговым законодательством иностранное  физическое лицо, прибывшее в РФ, в течение месяца со дня своего приезда подает декларацию о предполагаемых в текущем году доходах, если намерено находиться в России не менее 183 дней в календарном году.

При прекращении в течение  календарного года деятельности иностранного физического лица на территории России и выезде за её пределы, декларация о фактически полученных за период пребывания доходах должна быть представлена им не позднее чем за месяц до отъезда. Иностранные физические лица, имеющие постоянное местожительство в России и получающие доходы как на территории России, так и за её пределами, представляют декларации о всех полученных ими доходах.

Таким образом, данные физические лица, находящиеся в России 183 дня  и более, должны уплачивать подоходный налог со своих доходов путем  заполнения деклараций, сначала предварительной, затем окончательной. Облагаемым доходом  указанных лиц выступает совокупный доход в денежной и натуральной  формах с учетом:

надбавок, выплачиваемых  иностранным физическим лицам в  связи с проживанием в Российской Федерации;

компенсации по расходам на обучение детей в школе, питание, поездки членов семьи плательщика  в отпуск и др.

Суммы, получаемые иностранным  физическим лицом в виде компенсации  расходов на оплату жилья, содержания автомобиля для служебных целей, а также сумма командировочных  расходов не учитываются при исчислении совокупного дохода. Для расчета  налога используются те же ставки, что  и для аналогичных доходов, получаемых гражданами РФ. Налог уплачивается на основе декларации по платежному извещению, направляемому плательщику налоговым органом. Уплата налога за текущий год осуществляется равными долями к 15 мая, 15 августа и к 15 ноября.

Льготы по подоходному  налогу иностранным гражданам предоставляются  на тех же основаниях, что и гражданам  России. Не подлежат налогообложению такие категории иностранных граждан, как: главы и члены представительств иностранных государств, имеющие дипломатический и консульский ранг, члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами РФ, - по всем доходам, кроме доходов из источников в России, не связанных с дипломатической и консульской службой, а также члены административно-технического персонала представительств и домашние работники сотрудников, если они не являются гражданами России или не проживают на её территории постоянно, - по всем доходам, полученным ими по своей службе, сотрудники международных организаций - в соответствии с положениями уставов этих организаций.

Как видно из рассмотрения порядка налогообложения всех видов  доходов, важнейший момент налоговых  расчетов - проведение перерасчета  налогов по годовым декларациям  плательщиков. Доход исчисляется  в рублях путем умножения дохода в валюте на курс валюты на день получения  дохода. Далее рассчитывается годовая  сумма дохода. Не облагаемый налогом  доход исчисляется путем умножения  необлагаемого минимума оплаты труда  на количество отработанных месяцев. Затем  рассчитываются доход, подлежащий обложению  налогом, и годовая сумма налога.

 

 

 

Заключение

Общий правовой статус человека (гражданина) отражает наиболее важные связи государства и общества, с одной стороны, и граждан - с  другой. Данное понятие включает только то, что присуще всем гражданам, оставляя за рамками индивидуальное, частное, характеризующее отдельных лиц  или группы. Однако характеристика правового положения налогоплательщика - физического лица не исчерпывается  общим статусом человека (гражданина). Разнообразие общественных отношений  порождает для члена общества, гражданина, государства различные правовые состояния, специальные и индивидуальные правовые статусы. Их наличие не колеблет положения о едином, неделимом и одинаковом для всех граждан общем статусе. Наоборот, дифференциация правового положения отдельных групп людей и как результат - образование специальных статусов - вполне оправдывается идеями социальной справедливости, которая связана с необходимостью возможно более точно определить вклад гражданина в общественную систему, индивидуализировать его статус, учесть условия и особенности его деятельности. Поэтому образование специальных статусов является результатом правового регулирования тех или иных общественных отношений, которые учитывают наличие социальных, а также иных различий между людьми, объективно детерминирующих особенности их правового положения. Учет различных особенностей дает возможность говорить о специальном статусе, который характеризуется меньшей, чем общий статус, степенью всеобщности. Связано это с тем, что специальный правовой статус распространяется только на определенную группу лиц, интегрированных по каким-либо признакам. В нашем случае - по месту и роли в налоговых правоотношениях. Как отмечает С.Г. Пепеляев, «…важнейшим критерием определения налогоплательщика является наличие у лица самостоятельного источника дохода или определенного имущества. Однако эта общая для всех налогоплательщиков черта на практике служит одним из оснований неравенства налогоплательщиков, деления их на различные группы» . Кроме того, С.Г. Пепеляев отмечает, что важным критерием идентификации лица как налогоплательщика, помимо наличия источника дохода или определенного имущества, является способность лица уплатить налог» . Налоговый кодекс РФ определяет, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст.3). Как отмечает К.С. Бельский, «…принцип налоговой платежеспособности ориентирует государство в сфере налогообложения на сопоставление экономических возможностей различных налогоплательщиков и учета той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов». Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием «физическое лицо», составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели.

Информация о работе Правовой статус физического лица как налогоплательщика