Правовой статус физического лица как налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, контрольная работа

Краткое описание

Налогообложение физических лиц представляет собой комплексную социально-экономическую и правовую проблему. Снижению бюджетных потерь, оздоровлению социально-экономического климата в стране могла бы способствовать разработка государством рада последовательных мер, направленных на согласование публичных и частных интересов в налоговой сфере. Для этого, в первую очередь, требуется научное осмысление правового статуса налогоплательщика - физического лица, полная и объективная оценка регулирования его обязанностей, прав и ответственности, а также возможностей налогоплательщика в области защиты своих прав и законных интересов от злоупотреблений со стороны уполномоченных органов и их должностных лиц.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Физическое лицо как налогоплательщик………………………………..4
1.1 Права физических лиц как налогоплательщиков……………………...7
1.2 Обязанности физических лиц как налогоплательщиков………….....10
1.3 Отдельные категории физических лиц как налогоплательщиков…..13
2. Определение налогового статуса физического лица………………….14
2.1 Плательщики налога на доходы физических лиц……………………16
2.2 Налоговая ставка……………………………………………………….19
2.3 Статус физического лица как налогового агента…………………….19
3. Налогообложение иностранных физических лиц……………………..22
Заключение……………………………………………………………...….26
Список используемой литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 53.01 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Контрольная работа по дисциплине «Финансовое право»

 

Тема: «Правовой статус физического лица как налогоплательщика»

 

Вариант № 9

 

 

 

 

Выполнила: Кузнецова Е.А.,

студентка гр. 221УМ

Зачетная книжка № 11-2049 у 

Проверил: Петрова Г. И.

  «____» ______________2013г.


 

(оценка  и подпись преподавателя)


 

 

 

Красноярск  2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3

1. Физическое лицо как  налогоплательщик………………………………..4

1.1 Права физических лиц  как налогоплательщиков……………………...7

1.2 Обязанности физических  лиц как налогоплательщиков………….....10

1.3 Отдельные категории  физических лиц как налогоплательщиков…..13

2. Определение налогового  статуса физического лица………………….14

2.1 Плательщики налога  на доходы физических лиц……………………16

2.2 Налоговая ставка……………………………………………………….19

2.3 Статус физического  лица как налогового агента…………………….19

3. Налогообложение иностранных  физических лиц……………………..22

Заключение……………………………………………………………...….26

Список используемой литературы………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую роль в формировании доходов бюджетной системы современной  России выполняют налоговые платежи[11]. Подавляющее число лиц, обязанных уплачивать налоги, составляют налогоплательщики - физические лица. И хотя основная налоговая нагрузка лежит на налогоплательщиках - организациях, доля налогов, уплачиваемых физическими лицами, имеет существенное значение для бюджета[12].

Между тем фискальный потенциал  налогов с физических лиц в  достаточной степени не реализовывается. Если в консолидированном бюджете  Российской Федерации доля налогов  с физических лиц немногим превышает 10 %, то в развитых странах этот показатель достигает 30 -35 %. Эти данные говорят, прежде всего, о несовершенстве правовых норм, регулирующих налогообложение  физических лиц.

О несовершенстве законодательного регулирования налогообложения физических лиц свидетельствует и распространенность такого явления, как сокрытие от контролирующих органов информации об истинных размерах доходов и имущества населения и, как следствие, массовое уклонение от уплаты налогов. По оценкам специалистов, только по налогу на доходы физических лиц налоговым органам показывается доход, составляющий около 30 % от номинальных доходов населения.

Следует также учитывать, что налогам с физических лиц  свойственна, помимо фискальной, регулирующая функция. Разумное использование государством регулирующей функции налогов может оказать существенное положительное влияние на социально-экономические процессы. Например, применение прогрессивных налоговых ставок служит сокращению разрыва в доходах представителей различных социальных групп и в конечном итоге способствует снижению социальной напряженности в обществе. К сожалению, в современной России разрыв в доходах населения (25 раз по данным на осень 2006 года) слишком велик и неуклонно продолжает расти[13].

Установленная Конституцией РФ обязанность по уплате налогов (ст. 57 Конституции РФ) в известной  степени ограничивает основные, конституционные  права человека, прежде всего право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ) и право на неприкосновенность частной жизни (п. 1 ст. 23 Конституции РФ). Излишнее либо недостаточное вмешательство властных субъектов в имущественную и частную сферы личности с целью взимания налогов влечет за собой нарушение прав как налогоплательщика, так и государства, а в целом порождает дисбаланс публичных и частных интересов в налоговой сфере.

Сказанное позволяет утверждать, что налогообложение физических лиц представляет собой комплексную  социально-экономическую и правовую проблему. Снижению бюджетных потерь, оздоровлению социально-экономического климата в стране могла бы способствовать разработка государством рада последовательных мер, направленных на согласование публичных  и частных интересов в налоговой  сфере. Для этого, в первую очередь, требуется научное осмысление правового  статуса налогоплательщика - физического  лица, полная и объективная оценка регулирования его обязанностей, прав и ответственности, а также  возможностей налогоплательщика в  области защиты своих прав и законных интересов от злоупотреблений со стороны уполномоченных органов  и их должностных лиц.

 

 

1. Физическое лицо как  налогоплательщик

Физическими лицами в соответствии со ст.11 НК выступают граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а  также лица без гражданства. Таким  образом, на самом деле для того, чтобы выступать налогоплательщиками, совершенно не важен факт наличия  или отсутствия гражданства. С самим  фактом гражданства законодатель статус налогоплательщика не связывает. Статус связывается именно с физическим лицом. Поскольку специального подтверждения  статус физического лица не требует, то никакого документа, подтверждающего  статус физического лица налогоплательщика, не требуется. Наоборот, действует обратный принцип: налогоплательщик - физическое лицо должен доказать, что он не налогоплательщик, представив соответствующие документы. В противном случае действует  презумпция того, что он признается налогоплательщиком.

Точно так же законодателю не важен факт возраста налогоплательщика  и его дееспособности. Поэтому  налоговая правосубъектность возникает у физического лица с момента его рождения. Поэтому, рождаясь, физическое лицо рождается как налогоплательщик и через какое-то время ему будет присваиваться ИНН.

Наличие или отсутствие дееспособности точно так же безразлично. Физическое лицо может быть сколь угодно сумасшедшим, но это не освобождает его от обязанности  платить налоги. Естественно, и малолетние, младенцы скажем, несовершеннолетние в целом, если говорить, и недееспособные граждане в налоговых отношениях должны быть представлены надлежащим образом, то есть, будучи налогоплательщиками, исполнять обязанности они должны особым образом. На сегодняшний день эта особенность реализована  через институт законных представителей для физических лиц, каковыми выступают  либо родители, либо усыновители, либо опекуны в соответствии с гражданским  законодательством.

И есть очень хороший вопрос и хороший ответ. На самом деле, обязан ли родитель уплачивать налоги за своих детей? На сегодняшний день НК позволяет доказать, что не обязан, хотя, наверное, законодатель не хотел  этой конструкции. Но, тем не менее, те нормы, которые посвящены представительству, посвящены ответственности и  порядку исполнения налоговой обязанности, указывают на то, что законный представитель - это законный представитель, но обязанность  по уплате налогов предусмотрена  все-таки за самим недееспособным или  за самим несовершеннолетним гражданином. И если родитель не исполняет эту  обязанность, то в отношении ответственности  на сегодняшний день можно утверждать, что ответственность не предусмотрена.

В таком налогоплательщике, как физическое лицо, важна еще  такая категория, как индивидуальный предприниматель. Индивидуальные предприниматели  выделяются законодателем, как особая категория плательщиков, и опять  в ст.11 НК под индивидуальными  предпринимателями понимаются те лица, которые таковыми являются и по ГК. Но для целей налогообложения, то есть исключительно в рамках налоговых  отношений к индивидуальным предпринимателям приравниваются также частные нотариусы, частные охранники и частные  детективы. Это лица, которые должны иметь лицензию на осуществление  этих видов деятельности, деятельность которых предпринимательской не признается по действующему законодательству. Поэтому в данном случае НК толкует  расширительно понятие индивидуального  предпринимателя, но это опять, же исключительно  в рамках налоговых отношений. И  проявляется это в том, что  они уплачивают налог в особом порядке, не как остальные физические лица, а в особом порядке - на основании  поданной декларации, постановки на учет, авансовым образом и т.д.

Кроме этих трех категорий  лиц, которые являются приравненными, в ч.2 НК всплывает еще одна категория - адвокаты (именно в социальном налоге), как отдельная самостоятельная категория, которые в ч.1 НК не приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Кроме того для целей налогообложения физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но которые не зарегистрированы в качестве таковых, по ГК указано, что не имеют права ссылаться на то, что они не индивидуальные предприниматели в гражданских правоотношениях.

И по НК почти аналогичная  ситуация: при возложении налоговых  обязанностей нет прав ссылаться  на то, что они не являются индивидуальными  предпринимателями. То есть речь идет о том, что для НК факт регистрации  или отсутствия таковой не важен, если лицо занимается предпринимательской  деятельностью. На практике это ситуации, когда граждане сдают внаем свое жилище и получают доход. Так вот, налоговые органы считают, что такая  деятельность есть предпринимательская  деятельность и, следовательно, эти  граждане, не будучи даже зарегистрированными  в качестве предпринимателей, обязаны  уплачивать налоги так, как их уплачивают индивидуальные предприниматели. Но этот вывод сталкивается с целым рядом  практических проблем, когда реализовать  этот подход достаточно затруднительно, хотя прямое толкование ст.11 и 19 НК на самом  деле это позволяет.

Наконец, в отношении физических лиц еще один момент выделяется законодателем - это деление физических лиц на резидентов и нерезидентов. Резидентами  являются физические лица, находящиеся  на территории РФ не менее 183 дней в  календарном году.

Обратите внимание, речь идет не о гражданах РФ, а о  физических лицах, поэтому резидентами  могут оказаться как граждане Российской Федерации, так и иностранные  граждане, так и лица без гражданства, если они проживают требуемое  количество дней. Нерезидентами являются физические лица, столь долго не проживающие на территории РФ. Поэтому  нерезидентами могут оказаться  и российские граждане. И резиденты, и нерезиденты являются плательщицами. А выделение этих двух категорий  обусловлено только тем, что законодатель определяет особый порядок уплаты ими  налогов. В данном случае речь идет о разнице в объектах налогообложения. Резиденты уплачивают налог со всех доходов, а нерезиденты - только с  тех доходов, которые получены на территории РФ.

 

1.1 Права физических лиц  как налогоплательщиков

Ст.21 НК содержит перечень тех  прав, которые на сегодняшний день закреплены за налогоплательщиками, как  юридических, так и физических лиц. Есть маленький нюанс, который характеризует  развитие ситуации. В Законе "Об основах  налоговой системы" сначала шла  статья об обязанностях налогоплательщиков, а потом статья о правах налогоплательщиков. В кодексе - наоборот, что указывает  на уважение нашего законодателя к  налогоплательщику, который за период с 1992 года сумел все-таки добиться уважения к себе.

Итак, все права, которые  представлены в ст.21, можно сгруппировать  по определенным критериям и представить  в определенной системе. Первая группа прав - права налогоплательщиков в  сфере информации об установлении, введении и уплате налогов. Здесь  три права и все они новые. В НК они появились как новые, ранее отсутствовавшие и, безусловно, положительные.

Первое право заключается  в том, что налогоплательщик имеет  право на получение налоговых  органов бесплатной информации о  действующих налогах, сборах и о  правовом регулировании уплаты налогов  и сборов. Здесь важно, что это  право бесплатное, во-вторых, что  оно предоставляется по месту  учета налогоплательщика. На самом  деле западный стандарт заключается  в том, что каждый налогоплательщик наделяется бесплатным пакетом действующих  нормативных актов. Для нас это  дорого и каждому налогоплательщику  выделять пакет налогового законодательства невозможно, тем более что оно  обновляется регулярно. До этого  мы еще не дошли, но в каждой налоговой  инспекции оборудован стенд, в котором  дана информация налогоплательщику  о тех налогах и сборах, которые  взимаются, о его правах и обязанностях. По желанию налогоплательщику можно  получить пакет документов, но это  уже как платная услуга.

Кроме того, ст.16 НК отдельно требует от налоговых органов  ежеквартального опубликования  сведений о региональных и местных  налогах. По федеральным налогам  этого требования нет, потому что  есть официальное опубликование  и предполагается, что эти источники  доступны. А вот по региональным и местным налогам как раз  на МНС возложена эта обязанность  ежеквартального опубликования  региональных и местных налогов, что совершенно справедливо, в источниках МНС. В Санкт-Петербурге это журнал "Налоговый вестник".

Второе право из этой серии - это право на получение от налоговых  органов письменных разъяснений  по вопросам применения налогового законодательства. Важнейшее право, кардинально по-иному  выстраивающее технологию взаимоотношений  налогоплательщика и налогового органа. То есть предполагается, что  добропорядочный налогоплательщик, затрудняющийся предусмотреть все  возможные налоговые последствия  какой-то сделки, может обратиться в  налоговый орган, который даст письменное разъяснение по этой сделке либо разъяснит  вопрос, который вызывает у него затруднение.

Но эта совершенная  справедливая вещь ограничена ст.111 НК, где сказано, что получение таких  письменных разъяснений и следование им снимает вину с налогоплательщика, если произойдет нарушение налогового законодательства. И понятно, что  у налоговых органов весь интерес  давать письменные разъяснения автоматически  исчезает, потому что тогда все  налоговые правонарушения, невозможность  взыскания штрафа и недоимок ложатся  на налоговые органы. Поэтому само это право реализовать очень  сложно.

Информация о работе Правовой статус физического лица как налогоплательщика