Правовой статус физического лица как налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, контрольная работа

Краткое описание

Налогообложение физических лиц представляет собой комплексную социально-экономическую и правовую проблему. Снижению бюджетных потерь, оздоровлению социально-экономического климата в стране могла бы способствовать разработка государством рада последовательных мер, направленных на согласование публичных и частных интересов в налоговой сфере. Для этого, в первую очередь, требуется научное осмысление правового статуса налогоплательщика - физического лица, полная и объективная оценка регулирования его обязанностей, прав и ответственности, а также возможностей налогоплательщика в области защиты своих прав и законных интересов от злоупотреблений со стороны уполномоченных органов и их должностных лиц.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Физическое лицо как налогоплательщик………………………………..4
1.1 Права физических лиц как налогоплательщиков……………………...7
1.2 Обязанности физических лиц как налогоплательщиков………….....10
1.3 Отдельные категории физических лиц как налогоплательщиков…..13
2. Определение налогового статуса физического лица………………….14
2.1 Плательщики налога на доходы физических лиц……………………16
2.2 Налоговая ставка……………………………………………………….19
2.3 Статус физического лица как налогового агента…………………….19
3. Налогообложение иностранных физических лиц……………………..22
Заключение……………………………………………………………...….26
Список используемой литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 53.01 Кб (Скачать)

Принцип резидентной принадлежности (иначе принцип гражданства или  домициль) гласит, что физические лица облагаются налогом в той стране или налоговой юрисдикции, где  находится место их постоянного  проживания или домициля, независимо от источника дохода.

В ряде стран, включая Канаду, США, концепция резидентной принадлежности определяется более узко с учетом гражданства. В этих государствах физическое лицо подлежит налогообложению по принципу его гражданства, а не по месту  фактического проживания.

Принцип источника доходов  утверждает преимущественное право  страны источника доходов или  страны, где физическими лицами был  получен доход, облагать такой доход  налогом без учета других критериев, факта физического присутствия.

На практике государства  часто не ограничиваются применением  одного из вышеприведенных принципов  и в качестве основы прямого налогообложения  используют определенное сочетание  принципов резидентной принадлежности и источника дохода. При этом первый принцип применяется в отношении  граждан, проживающих на территории страны, а второй - в отношении дохода, полученного на территории страны нерезидентами.

Рассмотрим критерии определения  налогового статуса физических лиц  в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Таким образом, налоговыми резидентами  Российской Федерации могут быть как физические лица, имеющее российское гражданство, так и лица, имеющее  иное гражданство, то есть иностранные  граждане. В свою очередь, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, могут не быть налоговыми резидентами Российской Федерации. Режим налогообложения доходов  физических лиц в Российской Федерации  зависит не от их гражданства, а от того факта, являются они налоговыми резидентами Российской Федерации  или нет.

Как установить налоговый  статус физического лица?

При определении налогового статуса физического лица значение имеет временной фактор, то есть время нахождения физического лица на территории Российской Федерации  в календарном году.

Период временного пребывания на территории Российской Федерации  иностранного гражданина устанавливается  с учетом отметок пропускного  контроля в заграничном паспорте такого гражданина.

Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются  по отметкам пропускного контроля в  документе, удостоверяющем личность гражданина.

Днем прибытия на территорию Российской Федерации признается день пересечения государственной границы  Российской Федерации.

Течение срока фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной  даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации.

Календарная дата дня отъезда  за пределы территории Российской Федерации  включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.

При отсутствии отметки пропускного  контроля в паспорте физического  лица доказательством нахождения на территории Российской Федерации могут  служить любые иные документы, которые  удостоверяют фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации (например, трудовой договор, заключенный  с иностранным гражданином, табель учета рабочего времени и расчета  заработной платы или другие формы  первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, а также командировочное удостоверение).

Граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете  по месту жительства и по месту  пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту  проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января текущего календарного года в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающие продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Компетентным органом  по урегулированию спорных вопросов (например, по вопросу налогового резидентства конкретного физического лица) является Минфин России.

 

2.1 Плательщики налога  на доходы физических лиц

В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации, по доходам, полученным от источников, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Налог на доходы с физических лиц является одним из важнейших  Федеральных налогов. С 01.01.200. г. вступила в действие гл.23 ч.2 НК. Теперь налог  на доходы уплачивают все. Нет таких  граждан, освобожденных от него, хотя налоговые льготы сохраняются. Налог  исчисляется не по прогрессивной  шкале, а по фиксированным ставкам. Доходы гражданина классифицируются на доходы, полученные от трудовой деятельности, и доходы не связанные с трудовой деятельностью. Трудовые доходы, т.е. все  виды оплаты труда, облагаются по ставке 13%. Пассивные доходы облагаются по ставкам 30%- суммы дивидендов, доходы, полученные лицами не являющимися налоговыми резидентами РФ, 35%-доходы в виде выигрышей по лотереям, стоимости призов и выигрышей и т.д. Налоговая база определяется под каждую ставку налога отдельно. Исчисление налога производится без учета доходов, полученных от других организаций. Налоговая база включает в себя доходы в денежной и натуральной форме и доходы в виде материальной выгоды. Налоговые льготы классифицируются по 4 видам: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные, и устанавливаются в твердой сумме. Стандартные вычеты представляют собой вычеты в форме необлагаемого минимума за каждый месяц в след. размерах: 3000 руб. для лиц пострадавших от ЧАЭС, 500 руб. для инвалидов с детства, 1и 2 групп, Героев СССР, Героев РФ, 400 руб. для всех остальных граждан при получении ими дохода в налоговом периоде до 20000 руб., если превысил то вычет не предоставляется. Имеются вычеты на детей за каждый месяц 300 руб. на каждого ребенка до 18 лет, а на учащихся студентов до 24 лет. Социальные налоговые вычеты позволяют уменьшить налогооблагаемый доход на суммы, направленные из личных средств на : оплату обучения но не более 25000 руб., на лечение и приобретение лекарственных средств но не более 25000 руб. Имущественные налоговые вычеты это вычеты при продаже имущества, принадлежащего налогоплательщику на правах собственности, и по расходам при строительстве или покупке жилья. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в случае документального подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от осуществления предпринимательской деятельности или выполнения работ по договорам. По окончании года все организации и учреждения обязаны представить в налоговые органы до 1 апреля сведения о выплаченных доходах и суммах исчисленного и удержанного налога.

Налог на имущество физ. лиц  относится к числу местных  налогов. Налогом облагается находящееся  в собственности граждан недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, и  др. строения, а также часть движимого  имущества самолеты, вертолеты, яхты, катера и т.д. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, но в пределах, определенных федеральным законом. Стоимость имущества до 300т.р. до 0,1%, от 300 до 500 т.р. от 0,1-0,3%%, свыше 500 т.р. от 0,3-2%% . Налоговой базой для исчисления налога на водно-воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость или пассажиро-место. От уплаты налога освобождены Герои СССР, Герои РФ, инвалиды 1и 2 гр., инвалиды с детства, участники ВОВ и др.

Уплата налога производится равными долями в два срока  не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения  относится к Федеральным налогам. Налогом облагаются граждане, во владение к которым переходит имущество  по акту наследования или дарения. Облагается такое имущество, как жилые дома, приватизированные квартиры, предметы искусства, ювелирные изделия, автомобили, ценные бумаги и т.д. Стоимость имущества  в налогообложении определяется как величина, кратная величине МРОТ.

Разграничение доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, регулируется ст. 208 НК РФ.

В частности, к доходам  от источников в Российской Федерации  относятся дивиденды и проценты, полученные от российской организации; страховые выплаты при наступлении  страхового случая, полученные от российской организации или от иностранной  организации в связи с деятельностью  ее постоянного представительства  в Российской Федерации; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного  использования имущества, находящегося в Российской Федерации; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации и иное.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, в частности, относятся доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования  имущества, находящегося за пределами  Российской Федерации; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации; вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государству др.

 

2.2 Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается  в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  Российской Федерации (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Налоговая ставка в размере 13% устанавливается во всех остальных  случаях, за исключением случаев, упомянутых в п.2 и 4 ст. 224 НК РФ.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая  ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких  подлежащих налогообложению доходов, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.

В отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации, налоговые вычеты при определении налоговой базы не предусмотрены.

Именно от того, является физическое лицо налоговым резидентом или не является таковым, и зависит  применяемая налоговая ставка. Следует  также отметить, что иностранные  граждане наряду с российскими лицами имеют одинаковые права на предоставление им налоговых вычетов.

 

2.3 Статус физического  лица как налогового агента

Налоговый агент налогоплательщиком не является (ст.24). Вначале надо развести понятие налогового агента и налогоплательщика. Налоговый агент - это лицо, принудительно  вовлеченное государством в процесс  уплаты налогов, то есть НК на это лицо возложены дополнительные обязанности и эти обязанности его личными по уплате налогов не являются.

Налоговыми агентами могут  выступать как организации, так  и физические лица. Физические лица налоговыми агентами будут тогда, когда  они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации.

Права налоговых агентов  и налогоплательщиков совпадают  практически полностью. Разница  есть в налоговых обязанностях. Но для того, чтобы понять разницу, надо сначала обрисовать те ситуации, когда  возникает налоговый агент.

Первая наиболее распространенная ситуация налогового агента - это уплата подоходного налога юридическим  или физическим лицом за своих  работников. В этой ситуации государство, чтобы не взваливать на себя обязанности по индивидуальной работе с каждым физическим лицом, эту свою обязанность по сбору налога возлагает на налоговых агентов, и налоговые агенты обязаны от имени налогоплательщика без всякого на то его поручения, а по поручению государства уплатить за счет налогоплательщика и от имени налогоплательщика его подоходный налог. Понятно, что это удобнее. Иначе, какой надо иметь штат налоговых инспекций для того, чтобы работать с каждым физическим лицом по уплате подоходного налога, и технологически это очень дорого.

Уплата через налоговых  агентов бесплатная и позволяет  контролировать налоговых агентов, так как контроль самих физических лиц будет в этой ситуации затруднен. То есть здесь важно, что налоговый  агент уплачивает не свой налог, а  налог физического лица за счет его  средств и от его имени. Кроме  того, он должен вести учет всех уплаченных от его имени налогов да еще  справочку ему дать о том, какие  налоги у него удерживаются.

Информация о работе Правовой статус физического лица как налогоплательщика