Правовое регулирование функционирования финансовых рынков РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой "золотую середину" между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала.

Оглавление

Введение 3
Понятие и структура Финансового рынка РФ 4
Функции финансового рынка 8
Принципы государственного регулирования 9
Государственное регулирование рынка ценных бумаг 11
Государственные структуры РФ по регулированию 15
Пути развития финансового рынка Российской Федерации 19
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

максимальное снижение и разделение рисков;

поддержка конкуренции  на рынке;

предотвращение или  частичное снятие конфликтов интересов  на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Очевидно, что названные  принципы относятся к разноуровневым по своему характеру отношениям. Кроме  того, не ясно, как соотносится с  нормой п. ж ст. 71 Конституции РФ, относящей финансовое регулирование  к исключительному ведению Федерации, принцип распределения полномочий между органами власти РФ и ее субъектов.

4.Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

 

Государство на рынке  ценных бумаг выступает в следующих  качествах: эмитент, инвестор, профессиональный участник, арбитр, "строитель", регулятор.

Как эмитент государство превосходит  всех и вся на фондовом рынке. В  поисках средств для финансирования дефицита бюджета, Министерство финансов России эмитировало ГКО/ОФЗ. Областные  администрации выпускают облигационные займы для реализации региональных инвестиционных программ, решения проблемы дефицита местных бюджетов. С другой стороны, Центральный банк является крупным участником на рынке государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги образуют целые сектора финансового рынка - рынки ГКО, федеральных, сберегательных, валютных облигаций, конкурирующих как между собой, так и с рынками муниципальных и корпоративных фондовых активов.

В качестве инвестора государство (федеральные и местные органы власти) выступает при управлении пакетами акций, которые оно оставило в своей собственности в результате приватизации, при реализации крупных, имеющих государственное значение инвестиционных проектов, а также при реструктуризации крупных системообразующих корпораций.

Как профессиональный участник - торговец и посредник - государство проявляет  себя при реализации пакетов акций, оставшихся в госсобственности после  приватизации, и в ходе приватизации государственных компаний.

Судебная система позволяет  государству выполнять роль арбитра в спорах между другими участниками рынка ценных бумаг.

Функция "строителя" рынка ценных бумаг присуща государству только в тех странах, где в прошлом  насаждалась командно-административная экономика, т. е. бывшим социалистическим, не имевшим рынка ценных бумаг как такового.

Государственное строительство  рынка ценных бумаг заключается  в следующем: закладке и совершенствовании  законодательной базы инвестирования; создании на начальном этапе самоорганизующихся локальных рыночных инфраструктуры дальнейшем - интеграции их в единую, централизованную инфраструктуру.

Помимо участия в  качестве инвестора или эмитента, государство осуществляет регулирование  рынка ценных бумаг, целью которого является создание понятных правил, определяющих отношения между участниками  рынка, и обеспечивающими его дальнейшее развитие. Основными законодательными актами, действующими в данной области, являются федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах", вступившие в силу в конце 1995 - начале 1996 года. Разработка финансового законодательства продолжается.

Лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке остается наиболее эффективным способом контроля государства за субъектами рынка. Лицензии профессионального участника рынка  ценных бумаг выдаются Федеральной  комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг может носить как административный, так и финансово-экономический  характер.

К административным рычагам  воздействия на рынок ценных бумаг  относятся: установление правил деятельности на фондовом рынке посредством издания законов, указов, постановлений правительства, инструкций руководящих органов; регистрация эмиссий ценных бумаг; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; контроль за этой деятельностью; создание специальных регулирующих органов, таких как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; обеспечение гласности и одинаковой информированности всех заинтересованных лиц.

Финансово-экономические  инструменты государственного регулирования рынка ценных бумаг включают: фискальную политику (налогообложение, в том числе установление процентных ставок налогов, льгот и освобождений; формирование государственного бюджета и внебюджетных фондов и т. п.); денежную политику (денежную эмиссию, регулирование инфляции, установление процентных ставок рефинансирования Центрального Банка и обменных курсов национальной валюты и т. п.); политику государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках; - распоряжение государственной собственностью (национализацию, приватизацию, природопользование и т. п.).

Государственное регулирование  призвано придать фондовому рынку  более цивилизованный характер и  сделать его привлекательнее  для абсолютного большинства  участников рынка. Привлекательность  эта обычно заключается в приемлемом соотношении между стабильностью и спекулятивностью. Государственное регулирование как раз и должно снизить многие виды рисков (например, риск неблагоприятных законодательных изменений, структурный риск и т. п.). Как показывает практика развитых стран, вмешательство государства должно в конечном счете повернуть российский рынок ценных бумаг лицом к частному инвестору.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг осуществляется с помощью различных структур:

  • Комитетов Госдумы по разработке законопроектов в области рынка ценных бумаг
  • Федеральных органов Правительства РФ
  • Федеральной комиссии по ценным бумагам
  • Министерства финансов РФ
  • Центрального Банка РФ
  • Российского фонда федерального имущества
  • Госкомимущества РФ
  • Антимонопольного комитета РФ
  • Министерства экономики РФ.
  1. Государственные структуры РФ по регулированию финансового рынка

 

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг осуществляется с помощью различных структур. Приведем краткое описание их функций.

1. В Государственной Думе создан ряд комитетов, ответственных за разработку законопроектов в области рынка ценных бумаг. В их числе:

- Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (законопроекты об акционерных обществах, о трасте и др.);

- Подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страховании (законопроекты о ценных бумагах и фондовом рынке);

- Подкомитет по банкам (законопроекты о банках и банковской деятельности, регламентирующие операции банков с ценными бумагами).

В работе комитетов Думы принимают участие и некоторые общественные организации; в частности, при Подкомитете по банкам создан Экспертный совет, в состав которого входят авторитетные специалисты - представители различных государственных органов, инвестиционных институтов, бирж, прессы.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием и функционированием рынка ценных бумаг с помощью федеральных органов исполнительной власти, а также участвует в подготовке законопроектов.

3. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг. Помимо лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке, ФКЦБ координирует деятельность государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами. Приоритетным направлением работы ФКЦБ является защита прав субъектов фондового рынка - инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ.

ФКЦБ, созданная в ноябре 1994 г. на базе Комиссии по ценным бумагам  и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации, объединяет ведущих  специалистов Администрации президента. Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Госкомимущества, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике, Российского фонда федерального имущества и др.

Комиссия имеет следующие  полномочия:

  • разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;
  • утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов;
  • эмиссии ценных бумаг эмитентов и порядка осуществления регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • установление обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению, котированию и листингу;
  • государственная регистрация фондовых бирж (фондовых отделов товарных бирж), их объединений и ассоциаций, а также лицензирование их деятельности;
  • обеспечение создания единого информационного пространства на фондовом и финансовом рынке Российской Федерации.

4. Министерство финансов РФ является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок. В его компетенцию входят: регламентирование правил совершения операций с ценными бумагами; регулирование учета и отчетности; лицензирование финансовых брокеров, инвестиционных консультантов, фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж; регистрация выпусков ценных бумаг; ведение Единого государственного реестра зарегистрированных в РФ ценных бумаг; контроль приобретения крупных пакетов акций и др.

5. Центральный банк России устанавливает для банков правила совершения операций на фондовом рынке, в том числе: лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; регистрация выпусков ценных бумаг банков и ведение их реестра; регулирование учета и отчетности в банках; аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами и др.

6. Российский фонд федерального имущества занимается продажей акций в процессе приватизации, управляет портфелем акций, находящихся в собственности государства, а также имеет право выполнять методические и регулирующие функции в отношении подобных операций.

7. Госкомимущество РФ совместно с другими органами регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения доверительной собственности (траста), создание холдинговых компаний, а также контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов.

8. Антимонопольный комитет РФ согласовывает: а) крупнейшие выпуски ценных бумаг; б) приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров; в) создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества и др. Кроме того, комитет контролирует рекламную деятельность в области ценных бумаг, а также регулирует обращение товарных фьючерсных и опционных контрактов посредством созданной при комитете Комиссии по товарным биржам.

9. Министерство экономики РФ участвует в разработке политики формирования рынка ценных бумаг, подготовке соответствующих законопроектов, занимается экспертизой создания промышленно-финансовых групп.

В той или иной степени  в регулировании рынка ценных бумаг участвует и ряд других государственных органов, отвечающих за некоторые специфические вопросы. Так, Государственная налоговая  служба совместно с Министерством финансов регулирует порядок налогообложения операций с ценными бумагами; Государственный таможенный комитет регулирует ввоз и вывоз ценных бумаг из страны.

  1. Пути развития финансового рынка Российской Федерации

Глобализация финансовых рынков. Глобализация финансовых рынков подразумевает расширение доступа инвесторов к финансовым рынкам мира. Финансовые рынки представляют собой сложную интегрированную систему, которая играет важнейшую роль в функционировании мировой экономики. Финансовые рынки не знают границ.

Проект Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации  на 2006-2008 годы, в целом одобренный на заседании Правительства РФ 16 февраля 2006 г., называет (раздел III) следующие главные направления государственной политики по развитию финансового рынка Российской Федерации в среднесрочной перспективе:

Информация о работе Правовое регулирование функционирования финансовых рынков РФ