Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа
Тема, на наш взгляд, весьма актуальна. Это обусловлено тем, что в настоящее время в науке финансового права существует ряд видов данных правоотношений, а также сложностью их регулирования и целью нашей работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов. Кроме того, тема предполагает плотное изучение законодательства о каждом виде правоотношений.
Введение……………………………………...……………………………………...3
1. Понятие и признаки финансовых правоотношений…………………5
2. Виды финансовых правоотношений………………………………...11
2.1. Бюджетные правоотношения………………………………….12
2.2. Налоговые правоотношения…………………………………...15
2.3. Отношения по страхованию…………………………………...19
2.4. Валютные правоотношения…………………………………...23
2.5. Правоотношения в области банковской деятельности………27
Заключение………………………………..……………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..31
Финансовые правоотношения возникают только по поводу денежных средств вне зависимости от их формы выражения. Поэтому финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями.
2. Виды финансовых правоотношений
Рассмотрев в предыдущей главе понятие и основные признаки финансово-правовых отношений, теперь можно смело переходить к основному смыслу данной работы – их видам.
Дело в том, что общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности многообразны и весьма неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.
Данные отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие основные виды4:
1) бюджетные правоотношения;
2) налоговые правоотношения;
3) отношения по страхованию;
4) валютные правоотношения;
5) правоотношения в области банковской деятельности.
2.1. Бюджетные правоотношения
Бюджетное
право является важнейшей подотраслью
финансового права, с которой
так или иначе связаны все
составные части финансового
права – его подотрасли, разделы,
институты. Роль бюджетного права в
системе финансового права
В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Он определяется как экономическая категория, т.е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет – это основной финансовый план государства или муниципального самоуправления, роспись его доходов и расходов. В Бюджетном кодексе содержится легальное определение бюджета. Он определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения задач и функций государства5.
Бюджет
государства имеет значительную
роль в политической и хозяйственной
жизни страны. В связи с тем,
что Россия является федеральным
государством, под бюджетом государства
понимают бюджет России и бюджеты
субъектов Федерации. Бюджет государства
должен обеспечивать необходимым финансированием
социально-экономическое
Отношения,
возникающие в процессе образования,
распределения и использования
бюджетов, чрезвычайно разнообразны
и сложны. Они возникают в процессе
установления бюджетной системы
РФ, распределения доходов и
Таким образом бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.
К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. Также права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.
Субъекты данных правоотношений – это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле – субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, РФ и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Значение бюджетного права и правоотношений в этой области определяется той важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.
2.2. Налоговые правоотношения
Существуют
различные доктринальные
Несмотря
на некоторые различия, все они
указывают на ряд общих признаков,
характерных для данного
1) отчуждение
при уплате налога части
2) законность
установления и введения
3) обязательность
уплаты налога при наличии
определённых в законе условий,
4) индивидуальная безвозмездность;
5) внесение
в бюджет публичного
Законодательное
же определение налога дано в Налоговом
кодексе. Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платёж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств, в целях
финансового обеспечения
НК РФ
устанавливает, что ни на кого не может
быть возложена обязанность
Так что
же такое налоговые
Правоотношения
по поводу установления налогов предшествуют
правоотношениям, возникающим в
связи с взиманием налогов. В
них участвуют органы государственной
власти РФ, её субъектов и органов
местного самоуправления соответственно
предусмотренному законодательством
порядку установления налогов разных
территориальных уровней и
Установленные
в законном порядке налоги реализуются
через налоговые
Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.
В налоговых
правоотношениях участвуют: налогоплательщики,
налоговые органы и кредитные
организации – банки, которые
принимают и зачисляют
Налог должен
быть точно определён, а не произволен.
В законе о каждом налоге должен
содержаться исчерпывающий
1) обязанное
лицо, размер налогового
2) границы
требований государства в
Объект
налогообложения – это те юридические
факты, которые обуславливают
Налоговая база количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог объектом налогообложения. НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Теперь немного об ответственности за неуплату налогов и сборов. Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершение налогового правонарушения. НК РФ устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера как штраф.
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены НК РФ. Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющимся предпринимателем.
Кодекс
устанавливает обязанность
После удовлетворения
судом исковых требований налогового
органа реальное взыскание сумм штрафов
производится в общем порядке
путём исполнительного
Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»10. Установить налог и сбор можно токмо законом. Налоги, взимаемые не на законных основаниях не могут считаться «законно установленными». Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.
2.3. Отношения по страхованию
Страхование
как система защиты имущественных
интересов граждан, организаций
и государства является необходимым
элементом социально-
Социальное
страхование в современных
Вторая форма страхования – собственно страхование, с вязанное с непредвиденными чрезвычайными ситуациями. Т.е. правоотношения на этой почве возникают, как правило, если человек попал в какую-то непредвиденную негативную ситуацию в случае, если он надлежащим образом застрахован.
В современном
русском языке основной смысл
понятия «страхование»
Информация о работе Понятие и признаки финансовых правоотношений