Понятие финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским. Связь финансового права с гражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права

Оглавление

Введение__________________________________________________3
Цель работы_______________________________________________4
Актуальность______________________________________________4
Методологическая база______________________________________4
I Предмет и метод финансового права__________________________5
1.1. Понятие и предмет финансового права____________________5
1.2. Финансовые правоотношения____________________________6
1.3. Метод финансового права_______________________________8
II Система финансового права_________________________________11
2.1. Финансово-правовые нормы_____________________________11
2.2. Финансовая система Российской Федерации_______________12
III Источники финансового права______________________________17
Выводы____________________________________________________25
Заключение_________________________________________________28
Список использованной литературы____________________________30
нормативные акты________________________________________30

Файлы: 1 файл

Предмет.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

2.2 Финансовая система Российской Федерации

.  Финансовая система Российской Федерации как совокупность финансовых институтов включает:[5]

- государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный и банковский кредит;

- фонды страхования (имущественного и личного);

- финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

Рассмотрим финансовую систему России как совокупность государственных органов и учреждений.

1. Государственная Дума, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

  - федерального бюджета;

  - федеральных налогов и сборов;

  - финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

    Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

2. Правительство РФ, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:

  - разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

  - представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

- обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соответствующей территории.

    В компетенцию представительных и исполнительных органов власти, наряду с другими функциями, входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Российской Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня.

3. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

4. Министерство финансов РФ, которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

    Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

5. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ (Банк России), одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе с Правительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

6. Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:

- Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной;

- Счетная палата РФ, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

       Таким образом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.
      Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; б)внебюджетные целевые фонды; в) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей; г) имущественное и личное страхование; д) кредит(государственный и банковский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Источники финансового права

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления

Итак, источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты  представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.

1. Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:

- Конституция Российской Федерации. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.[6] Ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

- Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе - ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др.

Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

- Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.

- Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

- Часто источником финансового права являются ведомственные нормативно-правовые акты. Основное место среди них занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового права приобретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

- Источником финансового права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

2. Помимо нормативно-правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор.  В данном случае в качестве источника финансового права выступают международные договоры Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения. К примеру. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

Информация о работе Понятие финансового права