Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести анализ кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её оптимизации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность обязательств предприятия;
- рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие структуру обязательств;
- выявить особенности способов привлечения обязательств;
- рассмотреть процесс привлечения заемного капитала и разработать рекомендации по его совершенствованию;
- провести анализ использования заемных средств в ОАО «Лукойл»;
- предложить рекомендации по выбору политики привлечения заемных средств в ОАО «Лукойл».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Обязательства предприятия, их структура и состав
1.2. Источники формирования обязательств предприятия
1.3. Методы управление обязательствами предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ЛУКОЙЛ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лукойл»
2.2. Структура и динамика обязательств
2.3. Управление обязательствами на предприятии
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ
3.1. Пути оптимизации кредиторской задолженности
3.2. Использование банковских кредитов для финансирования деятельности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
2. Плечо финансового рычага - характеризует силу воздействия финансового рычага и определяется по следующей формуле
ПФР =
3. Дифференциал – это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам. Из-за налогообложения от дифференциала остаются, к сожалению, только две трети (1 - ставка налогообложения прибыли), т.е.:
Д = 2/3 (Рентабельность капитала - СРСП),
4. Эффект финансового рычага:
5. Рентабельность собственных средств (РСС):
РСС = Рентабельность капитала + ЭФР,
6. Доля эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств:
ДЭФР = ЭФР / Рентабельность собственного капитала,
7. Расчет отношения
На основании выше приведенных формул рассчитаем эффективность использования заемного капитала в ОАО «Лукойл» за 2010г, полученные значения представлены в таблице 3.
По данным таблицы можно сделать следующий вывод:
Произошло значительное увеличение прибыли до налогообложения на 88 450 336 тыс.руб., что является положительным моментом. Это позволило расширить возможности привлечения заемного капитала на 120 938 248 тыс.руб., в 2010 году в среднем он составил 567 469 990 тыс.руб.
Помимо этого, для поддержания финансовой стабильности предприятия пополнилась сумма собственных средств, по сравнению с 377 395 429,5тыс.руб. в 2009 году средняя сумма собственного капитала возросла на 1 309 898 тыс.руб.
При этом следует отметить, что увеличился показатель плеча финансового рычага на 0,3 пункта, но значение осталось в рамках нормы (ПФР не больше 2).
Таблица
3. Анализ эффективности использования
заемного капитала на
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
53962446 |
142412782 |
88450336 |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
9883873 |
2565107 |
-7318766 |
Уровень налогообложения, коэф. |
0,2 |
0,2 |
0 |
Средняя сумма активов, тыс.руб. |
823927171,5 |
946175317,5 |
122248146 |
Средняя сумма собственного капитала, тыс.руб. |
377395429,5 |
378705327,5 |
1309898 |
Средняя сумма заемного капитала, тыс.руб. |
446531742 |
567469990 |
120938248 |
Плечо финансового рычага |
1,183 |
1,498 |
0,315 |
Рентабельность активов, % |
6,55% |
15,05% |
8,50% |
Проценты к уплате, тыс.руб. |
32886068 |
22833804 |
-10052264 |
Средняя расчетная ставка процента за кредит, % |
2,45% |
3,2% |
0,0075 |
ЭФР |
0,032 |
0,118 |
0,086 |
Дифференциал |
0,027 |
0,079 |
0,052 |
Источник: сделано самостоятельно в MS Excel
В 2010 году ЭФР увеличился на 8,6% и составил 0,118, т.е. за счет заемных средств прирост рентабельности собственного капитала не было больше 11,8%. Дифференциал в данном случае составлял 0,79, что на 0,052 пункта больше чем в 2009 году, он увеличился за счет увеличения рентабельности. Также при увеличении доли заемных средств увеличилась средняя процентная ставка за кредит.
3.2. Использование банковских кредитов для финансирования деятельности предприятия
Политика привлечения банковского кредита представляет собой конкретизацию условий привлечения, использования и обслуживания банковского кредита. Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.
Для получения банковского кредита необходимо предоставить банку экономические расчеты, подтверждающие способность заемщика расплатиться в дальнейшем за полученный кредит и погасить его в срок. Кроме того, кредитный договор может предусматривать и целевое использование кредита. Исходя из этого, можно разработать следующую политику привлечения банковского кредита:
1. определение цели использования кредита
2. оценка собственной кредитоспособности на основе уровня финансового состояния предприятия, характера погашения предприятием ранее полученных кредитов
3. выбор вида кредита, а также банков. Критериями такого выбора являются: цели, период и сроки использования кредита; формы обеспечения кредита23.
Используя данные про компанию ОАО «Лукойл» и схему привлечения банковского кредита, можно разработать политику привлечения краткосрочного и долгосрочного займа для финансирования текущей деятельности.
Во-первых, отметим, что видом деятельности компании «Лукойл» является добыча, разведка и переработка нефтегазовых продуктов, значит цель привлечения заемных средств могут направляться на масштабные проекты для разработки местонахождений нефти и газа. Также компания преобладает хорошей социальной политикой, где они могут финансировать своих работников для оплаты жилья и других нужд. Т.е. компания также может быть посредником на рынке ипотечного кредитования.
Затем, на основании проделанной работы во второй главе, можно сказать что у «Лукойла» нестабильное финансовое состояние, но при этом нельзя не отметить, что компания является одной из крупных нефтегазовых компаний мира и, как было указано выше, она обладает также положительными факторами кредитоспособности.
Далее мы должны рассмотреть банковский сектор территории, в которой зарегистрирована компания, т.е. банковский сектор Москвы. По состоянию на 1 декабря 2011 года в Москве действует 509 пунктов банковского обслуживания, т.е. у компании есть огромный выбор для привлечения заемных средств.
Предположим, что компания хочет взять долгосрочный кредит под 12% годовых для финансирования крупного социального проекта: строительство жилого комплекса своим работникам в размере 100 000 тыс.руб. на срок 4 года.
Так как привлечение банковского кредита достаточно сложен и связан с дополнительными затратами, то предприятию-заемщику необходимо создать максимально благоприятные условия для его наиболее эффективного использования. Для этого следует соблюдать следующее правило: уровень кредитной ставки по долгосрочному банковскому кредиту должен быть ниже коэффициента рентабельности активов (по данным табл.3. в 2007г он составил 15,05%), а по краткосрочному - ниже уровня кредитуемых хозяйственных операций24.
Как известно, кредитные ресурсы привлекаются на срок более 1 года, соответственно используется схема начисления сложных процентов.
I= P х [(1+i)N-1],
где I - общая сумма процентных денег за весь период начисления;
Р - величина первоначальной денежной суммы;
i - относительная величина годовой ставки процентов;
N - количество периодов начисления в течение срока использования кредита.
I= P х[(1+i)N-1] = 100 000 [(1+0.12)4-1] = 100000[1.574-1] = 57 352 тыс.руб.
Однако данная сумма изменяется в зависимости от количества периодов выплаты процентных денег. Рассмотрим их подробнее.
1) выплата процентов может осуществляться ежеквартально. В данном случае формула дополняется и имеет следующий вид:
I= P [(1+
где m - количество периодов начисления в году.
В нашем случае ежеквартальные процентные платежи составят:
I= Pх [(1+
2) уплата процентов производится по полугодиям. В данном варианте платежи составят:
I= P [(1+
3) уплата процентов производится ежемесячно. Рассчитаем процентные платежи в данном случае:
I=Pх[(1+
64 500тыс.руб.
На основании выше приведенных расчетов видно, что несмотря на выбор варианта уплаты основной суммы кредитных ресурсов в размере 100 000 тыс. руб. , ОАО «Лукойл» целесообразно уплачивать проценты по кредиту по полугодиям. Так как именно в этом случае наблюдается наиболее экономная сумма – 59 400 тыс. руб. Таким образом, итоговые расходы при данной политики привлечения заемных средств составляют: 100000+59400 = 159 400 тыс.руб.
Заключение
Подведя итог по данной курсовой работе, мы можем сказать, что обязательства компании являются одним из важных элементов функционирования предприятия. Сущность кредитных ресурсов предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях процесса привлечения внешних источников финансирования.
Формирование заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его цена и структура, которые определяется в соответствии с внешними условиями.
Обязательства представляют собой структуру, которая постоянно взаимодействует с внешней средой, результатом чего является улучшение качества всего капитала предприятия. Результатом грамотно сформулированной и осуществленной политики заимствования капитала будет повышение благосостояния компании. В настоящее время компания действительно имеют большой выбор источников заемного финансирования, и связано это в первую очередь с тем, что сегодня рынок капитала предлагает огромный выбор инструментов, как заемщикам, так и кредиторам.
В данной курсовой работе были изложены характеристики и анализ использования заемных средств на конкретном примере, т.е. в компании ОАО «Лукойл». Были проведены оценки ликвидности и платежеспособности компании, а также изучения ее финансового состояния. Следует упомянуть, что в структуре заемного капитала у компании преобладают краткосрочные обязательства, которые в основном направлялись на увеличении доли в дочерних предприятиях. На протяжении всего анализируемого периода долгосрочные пассивы в среднем не превышают 15% от общей суммы обязательств. Исходя из этого можно сделать вывод, что большая часть заемных средств служила источником покрытия оборотных активов и лишь 15% направлялось на формирование внеоборотных и части оборотных активов.
Говоря про финансовую устойчивость нужно сказать, что теоретически компания в 2009 и 2010 годах имела неустойчивость в управлении финансовыми ресурсами, однако, в данных периодах компания имела тенденцию увеличения чистой прибыли, а также снижение операционных издержек. Это можно объяснить сферой деятельности компании в нефтегазовой отрасли, т.е. у компании существуют позитивные факторы кредитоспособности. Такими являются значительный объем экспорта нефти, дополняемый экспортом нефтепродуктов, а также высокие показатели прибыльности, программа модернизации ключевых активов компании, хороший уровень интеграции в нефтепереработку внутри страны и за рубежом, а также улучшение прозрачности.
Также в проделанной работе была проведена оценка эффективного использования заемных средств с использованием финансового левериджа, расчет которого показал низкий уровень управления обязательства. Но здесь, опять-таки, нужно учесть сферу и масштаб деятельности компании.
Затем для примера был использован долгосрочный банковский кредит для финансирования деятельности компании, где была проведена оценка выплат кредита в зависимости от их количества периодов. Для компании ОАО «Лукойл» самым оптимальным оказался кредит на 100 000 тыс.руб. на 4 года под ставку 12%, который будет выплачиваться раз в полгода.
Подведя итог по проделанной работе можно сказать, что предприятие может выработать собственную стратегию формирования капитала предприятия, оценивая сильные и слабые стороны заемных источников финансирования.
Список литературы
Информация о работе Обязательства компании: структура и методы управления