Обязательства компании: структура и методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её оптимизации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность обязательств предприятия;
- рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие структуру обязательств;
- выявить особенности способов привлечения обязательств;
- рассмотреть процесс привлечения заемного капитала и разработать рекомендации по его совершенствованию;
- провести анализ использования заемных средств в ОАО «Лукойл»;
- предложить рекомендации по выбору политики привлечения заемных средств в ОАО «Лукойл».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Обязательства предприятия, их структура и состав
1.2. Источники формирования обязательств предприятия
1.3. Методы управление обязательствами предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ЛУКОЙЛ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лукойл»
2.2. Структура и динамика обязательств
2.3. Управление обязательствами на предприятии
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ
3.1. Пути оптимизации кредиторской задолженности
3.2. Использование банковских кредитов для финансирования деятельности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения

Файлы: 3 файла

Курсовая работа - Мамедова Наргиз, гр 2501.docx

— 353.92 Кб (Скачать)

Следует отметить, что для российских предприятий наиболее выгодными являются долгосрочные займы и кредиты, к которым в отечественной практике относятся обязательства со сроком погашения свыше 1 года (в развитых странах долгосрочными считаются обязательства сроком свыше 5 и даже 10 лет). Долгосрочные источники являются полноценным инвестиционным ресурсом, который может быть вложен в масштабные проекты, способные окупить затраты к моменту погашения задолженности. В этом смысле долгосрочные источники идентичны собственному капиталу. В финансовой практике они называются долгосрочным заемным капиталом, или долгосрочными пассивами. К ним относятся задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п. Кредиты и займы, привлекаемые на долгосрочной основе, направляются на финансирование приобретения имущества длительного использования.

Краткосрочные обязательства  обычно привлекаются для покрытия дополнительной потребности в оборотных активах. Эти обязательства погашаются обычно в течение сравнительно короткого периода времени ( не более одного года).

Среди краткосрочных обязательств следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате коммерческих и других текущих расчетных операций. К ней относятся: задолженность персоналу по оплате труда; задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплата заказов и продукции; задолженность поставщикам и другие виды задолженности7.

Выделяют различные формы  привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для  обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах (Рис.1.2)

Рис.1.2.  Формы привлечения заемных средств.

Выбор форм привлечения заемных  средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и  специфики его хозяйственной деятельности.

Однако в какой бы форме  не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества — сами арендуемые основные фонды8).

Исходя из состава заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами предприятия могут являться:

а) коммерческие банки и  другие учреждения, предоставляющие  кредиты в денежной форме (ипотечные  банки, трастовые компании и т. п.);

б) поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков  и авансовые платежи покупателей);

в) фондовый рынок (выпуск облигаций  и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.

Основным способом привлечения  заемных средств большинства  российских фирм становятся банковские кредиты. Банковский кредит - кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд на конкретный срок и  под определенный процент.

В настоящее время существует большое многообразие форм и условий  привлечения банковского кредита, что определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности  в заемном капитале. В этом случае цели и политика привлечения заемных  финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитования9.

Все большее распространение  в современной финансовой практике получает коммерческий кредит, предоставляемый  по товарным операциям в форме  отсрочки платежа. Для привлекающих его предприятий он является маневренной  формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — запасов товарно-материальных ценностей.

Формы привлечения коммерческого  кредита, используемого в современной  финансовой практике, представлены на рис.1.3:

Рис.1.3. Формы коммерческого кредита.

Еще одним способом привлечения  заемных средств является расширение практики финансового  лизинга. Федеральный  закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О  финансовой аренде (лизинге)" дает следующее  определение этому виду деятельности, лизинг – это совокупность экономических  и правовых отношений, возникающих  в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением  предмета лизинга. Предметом лизинга  могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия  и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности10.

Финансовый лизинг классифицируется по нескольким видам, которые представлены в таблице 1.

Помимо выше рассмотренных  способов привлечения заемных средств, существует еще ряд источников, не играющих в современных условиях столь заметной роли в финансовой деятельности большинства предприятий.

 

 

 

Таблица 1. Виды финансового  лизинга

 

Классификационный признак

Вид финансового лизинга

По  составу участников лизинговой операции

  • прямой;
  • косвенный;

По  региональной принадлежности

  • внутренний;
  • внешний;

По  формам лизинговых платежей

  • денежный;
  • компенсационный;
  • смешанный;

Вне зависимости от объекта лизинга

  • движимого имущества;
  • недвижимого имущества

 

1.3. Методы управление  обязательствами предприятия

Методы управления обязательствами  представляют собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам11.

1. Анализ  привлечения и использования  обязательств в предшествующем периоде для выявления объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств  на предприятии в сложившихся  объемах и формах.

2. Определение  целей привлечения обязательств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения обязательств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий значительную часть этого финансирования осуществляют за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов.

3. Определение предельного объема привлечения обязательств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа.

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования обязательств в своей хозяйственной деятельности.

4. Оценка  стоимости привлечения заемного  капитала из различных источников - основа разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения обязательств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

5. Определение соотношения объема обязательств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных обязательств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых обязательств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования обязательств12.

6. Определение  форм привлечения обязательств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения обязательств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение  состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения обязательств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание .

8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся срок предоставления кредита; ставка процента за кредит; условия выплаты суммы процента; условия выплаты основной суммы долга; прочие условия, связанные с получением кредита.

9.Обеспечение  эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

10.Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности13.

На предприятиях, привлекающих большой объем обязательств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общее управление привлечением обязательств может быть детализировано затем в разрезе указанных форм кредита.

Таким образом, мы выяснили, что разработка политики привлечения  обязательств – это достаточно трудоемкий процесс, проходящий несколько этапов. При этом наиболее важным является первый этап, в котором анализируется привлечение и использование обязательств в предшествующем периоде14.

 

Глава 2. Анализ обязательств на примере компании ОАО «Лукойл»   
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лукойл»

Перед тем как проанализировать использование заемных ресурсов на примере конкретного предприятия, нам необходимо дать общую характеристику данному предприятию и сгруппировать  основные показатели его деятельности.

ОАО «ЛУКОЙЛ»  — одна из крупнейших международных вертикально  интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти.

Лидирующие позиции Компании  являются результатом двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов  деятельности и заключению стратегических сделок.

Группа была учреждена  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. № 1403. Согласно этому Указу Правительство  Российской Федерации 5 апреля 1993 г  передало Компании 51% голосующих акций  пятнадцати компаний. В соответствии  с постановлением Правительства  РФ от 1 сентября 1995 г. № 861 в течение 1995 г. Группе были переданы акции еще  девяти компаний. Начиная с 1995 г. Группа осуществила программу обмена акций  в целях доведения доли собственного участия в уставном капитале каждой из этих двадцати четырех компаний до 100%15.

С момента образования  Группы до настоящего времени ее состав значительно расширился за счет объединения  долей собственности, приобретения новых компаний и развития новых  видов деятельности.

Компании Группы "ЛУКОЙЛ" осуществляют производственную, торговую и финансово-инвестиционную деятельность на 4 континентах мира. Продукция  Компании реализуется более чем  в 80 субъектах Российской Федерации, государствах Европы, Азии и США.

ОАО "ЛУКОЙЛ" (головная компания) является обособленной коммерческой организацией с самостоятельным балансом. Помимо управления пакетами акций дочерних и зависимых обществ, ОАО "ЛУКОЙЛ" осуществляет производственную, торговую, финансовую, инвестиционную и прочую деятельность. Основные виды деятельности ОАО "ЛУКОЙЛ" указаны в п. 3.2 Устава.

Согласно Уставу ОАО "ЛУКОЙЛ" основной целью Компании является получение  прибыли.

Миссия Компании: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека, способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления»16

приложение 1.docx

— 22.62 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2.docx

— 28.25 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Обязательства компании: структура и методы управления