Нлоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью контрольного исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. Дать определение объекту налогового правоотношения – налогу. Перечислить основные его виды;
Определить, что такое налоговая система и система налогообложения и какое место они занимают в налоговом правоотношении;
Дать определение налоговому правоотношению, установить его особенности по сравнению с правоотношением в других отраслях права;
Определить состав и структуру налогового правоотношения;
Установить основных участников налоговых правоотношений в РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ………………………………5
Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений……………………………………………..…………………5
Налогового правоотношения, его особенности и структура………...…14
НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ………………………………………17
Участники признаки………………………………………………..……..17

Юридические факты как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Юридические акты……………………………………………...………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………..…………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...………26

Файлы: 1 файл

курсовая по финансовому праву.docx

— 48.30 Кб (Скачать)

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют  те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым  кодексом. Например, работодатель выступает  в качестве налогового агента, когда  удерживает у работника налог  на доходы физических лиц и перечисляет  его в соответствующие бюджеты.

Сборщики налогов и  сборов, - это государственные органы, органы местного управления, другие уполномоченные органы и должностные лица на которых  государством возложена обязанность  по сбору налогов и (или) сборов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. До 2003 года функции налоговых органов выполняло Министерство РФ по налогам и сборам. Сейчас функции МНС переданы Минфину РФ. Полномочиями налоговых органов также обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством  реализации полномочий, предусмотренных  Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности  налоговых органов по взиманию налогов  и сборов при перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством  Российской Федерации, привлечение  к ответственности лиц за нарушение  законодательства о налогах и  сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах  и сборах.

Органы внутренних дел  включаются в проверку предприятия  либо при поступлении запроса  налогового органа, либо при выявлении  обстоятельств, свидетельствующих  о совершении налогового преступления. Если в ходе своей деятельности органы внутренних дел выявили обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям  налоговых органов, то они обязаны  в десятидневный срок со дня выявления  указанных обстоятельств направить  материалы в соответствующий  налоговый орган для принятия по ним решения.

Признаки налоговых правоотношений.

Формальная определенность предполагает достаточную точность налоговых правоотношений и одинаковое их понимание всеми участниками.

Связь участников налоговых  правоотношений юридическими правами  и обязанностями, так как их участники  выступают по отношению друг к  другу и как управомоченные, и  как правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы только лишь через действия другого.

Волевой характер, проявляющийся  в том, что налоговые отношения  возникают и реализуются только при наличии воли хотя бы одной  из сторон.

Индивидуализация участников, которая состоит в выделении  конкретного участника налоговых  отношений среди всех других участников, и именно выделение участника способствует наиболее четкому и верному соотношению прав и обязанностей конкретных участников правоотношений.

Охрана налоговых правоотношений государством путем установления санкций  за нарушение установленного порядка  поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Юридические факты как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Юридические акты.

Налоговые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются при  наличии соответствующего юридического факта. В зависимости от правовых последствий юридические факты  делятся на правопорождающие, правоизменяющие  и правопрекращающие.

Кроме того, по волевому признаку юридические факты подразделяются на действия (бездействие) и события. Если юридические действия — это  волевое поведение людей, внешнее  выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований, то юридические события  — это обстоятельства, не зависящие  от воли людей.

В свою очередь, действия делятся  на правомерные и неправомерные.

Неправомерные действия —  это действия, нарушающие предписания  законов, иных правовых актов или  принципов права. К их числу можно  отнести:

-непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов;

-уплату налогоплательщиком неполной суммы налога, взысканного налоговым органом излишней суммы налога и др.

Неправомерные действия, влекущие правовые последствия, именуются налоговыми правонарушениями.

Правомерные действия подразделяются на юридические поступки и юридические  акты. Действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, называются юридическими поступками.

Основное место в системе  правомерных юридических действий в налоговом праве занимают юридические  акты, которые могут быть разделены  на две группы.

Налогово-правовые акты индивидуального  регулирования, среди которых главное  место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом  финансово-правового регулирования. Субординационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования  принимаются органами государства  или местного самоуправления в одностороннем  порядке на основе их компетенции  и содержат индивидуально-императивные волеизъявления. Они выступают в  качестве юридических фактов возникновения, изменения и прекращения налоговых  правоотношений, в частности, в следующих  случаях:

1) предоставление налогоплательщику  налогового кредита или инвестиционного  налогового кредита (ст. 67 НК РФ), что служит основанием изменения  налогового правоотношения;

2) предоставление судом  отсрочки и рассрочки уплаты  госпошлины или уменьшение ее  размера (ст. 333.20 НК РФ) и др.

Прочие акты волеизъявления субъектов налогового права, к которым, например, относятся заявления, которые  подают субъекты налогового права для  получения налоговых отсрочек, инвестиционного  налогового кредита и т.п. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённые в контрольной  работе исследования позволяют сделать  определённые выводы по тем вопросам, которые были поставлены в начале работы.

Правоотношение - общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства.

Все налоги связаны с государственным  принуждением. Ни один налогоплательщик не будет добровольно платить  налоги, если данный вопрос не будет  контролироваться государством.

Все налоги можно разделить на две основные категории: прямые и косвенные.

Прямые налоги являются исторически более ранней формой налоговых платежей. В современных условиях к ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

Говоря о налоговых правоотношениях, следует различать такие понятия, как налоговая система и система  налогообложения.

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных  налогов, взимаемых в стране, и  методов налогообложения, сбора  и использования налогов, а также  налоговых органов.

Система налогообложения, - это более  узкое понятие. В общих словах, система налогообложения, - это порядок  взимания налогов и контроля за их поступлением.

Таким образом, налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами налогового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Особенностью налогового правоотношения является регулирование  правоотношений, возникающих в связи  с взиманием налогов. Кроме этого, налоговое право выделяет только отношения по однонаправленному  движению денежных средств снизу  вверх - от плательщиков к бюджетам в форме налогов и сборов, то есть, затрагивает вопросы формирования бюджетов различных уровней. Другая особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в  них публичного и частного интересов, в высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости  их от состояния всей финансово-экономической  системы государства и ее места  в мировом хозяйстве.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов:

  1. субъекты налоговых правоотношений;
  2. объекты налоговых правоотношений;
  3. содержание налоговых правоотношений;
  4. предмет налоговых правоотношений.

Согласно действующему в  нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых  правоотношений:

  1. Налогоплательщики (плательщики сборов);
  2. Налоговые агенты;
  3. Сборщики налогов и сборов;
  4. Налоговые органы;
  5. Таможенные органы;
  6. Финансовые органы (Министерство Финансов РФ);
  7. Органы внутренних дел.

И конечно же, подводя  итог по проделанной работе нельзя не затронуть вопрос реформирования в РФ налоговой системы.

Начатая в 90-х годах XX века реформа налоговой системы продвигается в основном намеченным путем. Достигнуты огромные результаты в области налогообложения, и если оценить итоги налоговой  реформы, то можно прогнозировать дальнейшие позитивные процессы в экономике  нашего государства. Основная заслуга  налоговой реформы состоит в  том, что она свела практически  до минимума намеченные в 90-х годах XX века противоречия между налогоплательщиками  и государством. В настоящее время  налоговые правоотношения в РФ принимают  всё более цивилизованный характер с учётом норм международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. А. Апель, “Основы финансового права – краткий курс лекций”, СПб, 2008г.
  2. Воронов Л. К., Давыдова Л. А. и др. "Финансовое право" М., 2009г.
  3. Финансы: Учебник / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2010г.
  4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. “Финансовая система России”. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010г.
  5. Мадрица В.М., “Финансовое право”, Ростов-на-Дону,2003г.
  6. Российское право, учебник для вузов, Кашанина Т.В., Кашанин А.В., м, 2007г
  7. Налоговый кодекс РФ 2011г.
  8. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н.И. Химичева. — М.: Юристь, 2009г.
  9. Налоги и налоговое право: Учебн. пос. / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 2008г.
  10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М: Перспектива, Юрайт, 2009г.

Информация о работе Нлоговые правоотношения