Нлоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью контрольного исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. Дать определение объекту налогового правоотношения – налогу. Перечислить основные его виды;
Определить, что такое налоговая система и система налогообложения и какое место они занимают в налоговом правоотношении;
Дать определение налоговому правоотношению, установить его особенности по сравнению с правоотношением в других отраслях права;
Определить состав и структуру налогового правоотношения;
Установить основных участников налоговых правоотношений в РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ………………………………5
Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений……………………………………………..…………………5
Налогового правоотношения, его особенности и структура………...…14
НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ………………………………………17
Участники признаки………………………………………………..……..17

Юридические факты как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Юридические акты……………………………………………...………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………..…………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...………26

Файлы: 1 файл

курсовая по финансовому праву.docx

— 48.30 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И  ОПРЕДЕЛЕНИЯ………………………………5

    1. Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений……………………………………………..…………………5
    2. Налогового правоотношения, его особенности и структура………...…14
  1. НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ………………………………………17
  2. Участники признаки………………………………………………..……..17

 

    1. Юридические факты как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Юридические акты……………………………………………...………………………....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………..…………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование экономики  России было нацелено на переход к  рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию  роли налогов и их воздействия  на различные стороны жизнедеятельности  общества и государства. Налоги выступают  основным источником доходов бюджетной  системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой  для выполнения социально-экономических  и других задач государства, в  том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и  гражданина.

Механизм налогообложения  приводится в действие с помощью  правовых норм, совокупность которых  именуется налоговым правом. В  современных условиях - это крупная  отрасль права, имеющая свои особенности  предмета и метода правового регулирования. Именно поэтому исследуемый в  контрольной работе вопрос «Налоговое правоотношение» является актуальным.

Значение налоговых правоотношений также обусловлено значением  налогов для жизни общества и  государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают  интересы каждого человека, каждой организации.

Целью контрольного исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
  2. 2. Дать определение объекту налогового правоотношения – налогу. Перечислить основные его виды;
  3. Определить, что такое налоговая система и система налогообложения и какое место они занимают в налоговом правоотношении;
  4. Дать определение налоговому правоотношению, установить его особенности по сравнению с правоотношением в других отраслях права;
  5. Определить состав и структуру налогового правоотношения;
  6. Установить основных участников налоговых правоотношений в РФ.

Объектом курсового исследования является налоговое правоотношение. Предметом исследования – проблемы правоотношений субъектов налогового права.

При проведении контрольного исследования были использованы различные  методы исследования. Среди использованных методов можно выделить: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы и библиографических  источников, метод обобщения.

Теоретической основой для  написания контрольной работы послужили  различные литературные источники, полный список которых приведён в  конце работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения —  это урегулированные нормами  налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций  и физических лиц.

Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика  внести определенную денежную сумму  в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные  сроки и обязанность налоговых  компетентных органов обеспечить уплату налога.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ «налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации  и физические лица, на которых в  соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Указанные  в данной статье плательщики налогов  зачастую именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями  и физическими лицами плательщиками  налогов являются и индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое  получение дохода от оказания платных  услуг, и не подлежащие регистрации  в этом качестве (например, частные  нотариусы, частные охранники, частные  детективы и т.д.).

Итак, к участникам налоговых  правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):

  1. Организации и физические лица;
  2. Налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
  3. Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
  4. Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
  5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
  6. Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
  7. Органы государственных внебюджетных фондов;
  8. Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.

Впервые об участниках налоговых  правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в  законодательных и иных актах, относящихся  к конкретному налоговому платежу

Налоговый кодекс РФ уточнил  содержание прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.

Налогоплательщики (плательщики  сборов) имеют следующие права (ст. 21 НК РФ):

  1. получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
  2. получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  4. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
  5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
  6. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
  7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
  8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
  10. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
  12. обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  13. требовать соблюдения налоговой тайны;
  14. требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов.

В перечне обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ выделил две  группы:

1) общие обязанности для  организаций и физических лиц;

2) дополнительные обязанности,  относящиеся только к налогоплательщикам: — организациям и индивидуальным предпринимателям.

В первую группу входят следующие  обязанности налогоплательщиков и  плательщиков сборов:

1)       уплатить законно установленные налоги;

2)       встать  на учет в налоговых органах;

3)        вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

4)        представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5)    представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6)      выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7)       предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

8)  в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;

9)       нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Во вторую группу входят налогоплательщики — организации  и индивидуальные предприниматели, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган  по месту учета следующую информацию:

  1. об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
  2. обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  3. обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  4. об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  5. об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Следовательно, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на первом месте  стоит обязанность уплатить законно  установленные налоги и сборы. Эта  обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что  «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы...».

Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т.е. со своего счета или из своего кармана). Налог  может быть уплачен его представителем. Налогоплательщик может участвовать  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, через законного  или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации  признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании  закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика  — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика  признается физическое или юридическое  лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах (ст. 26, 27, 29 НК РФ).

Различают два вида представительства: по закону и по назначению.

Представительство по закону. Например, в соответствии с законодательством  Российской Федерации доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов, а составляется самостоятельная  декларация. Это уплата налогов родителями, опекунами, попечителями.

Представительство по назначению. Данный вид представительства используется, в частности, в том случае, когда  налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, который причитается налогоплательщику  от этого лица. Причем сумма долга  сокращается на сумму налога, уплаченную этим лицом от имени налогоплательщика.

Экономические отношения  налогоплательщиков и государства  строятся на основе принципа физического  присутствия (резидентства). Этот принцип  позволяет различать две группы налогоплательщиков: резиденты и  нерезиденты. Такое различие связано  с неодинаковым налогообложением данных категорий.

Резиденты несут полную налоговую  обязанность, у нерезидентов — ограниченная налоговая обязанность. Различен и  порядок декларирования доходов  и уплаты налогов. В тех случаях, когда критерия постоянного местожительства  недостаточно для определения места  налогообложения лица (например, наличие  двойного резидентства), используются дополнительные признаки:

Информация о работе Нлоговые правоотношения