Материальная ответственность за нарушение финансового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является теоретическое всестороннее рассмотрение вопроса о материальной ответственности за нарушение финансового законодательства. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:

•изучить научные труды отечественных авторов;

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты финансового законодательства Российской Федерации………………………………………………………………………....6

1.Понятие, сущность финансовых отношений и финансовой ответственности.…………………………………………………………….6
1.2Финансовый контроль, методы финансового контроля, органы, осуществляющие финансовый контроль……………………………………….8

Глава 2 . Материальная ответственность за нарушения финансового законодательства……………………………………………………………..…11

2.1 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства, материальная ответственность…………………………………………...… ….11

2.2 Порядок привлечения к материальной ответственности ……………..14

Заключение…….………………………………………………………………...21

Список использованных источников…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

реферат_ФЗ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

   Наделение государства правом принуждать к  несению финансовой ответственности не означает вседозволенности. Обе стороны охранительного правоотношения могут действовать только в границах финансового законодательства, а реализация финансовой ответственности возможна исключительно на основе норм финансового права, устанавливающих ответственность за конкретно определенное правонарушение [2.3, с.52].

    Методы проведения финансового контроля:

  1. Проверка - основная форма финансового контроля, представляющая совокупность действий органа, осуществляющего контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.
  2. Надзор - система мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
  3. Анализ финансовой деятельности - комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
  4. Ревизия  - проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности[2.2, с.7].

    Финансовый  контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти:

  • Счетной  палатой Российской Федерации;
  • Федеральной  налоговой службой России;
  • Федеральной служба страхового надзора ;
  • Федеральной службой финансово-бюджетного надзора ;
  • Федеральной службой по финансовому мониторингу ;
  • Федеральным казначейством;
  • Федеральной таможенной службой Российской;
  • Центральным        Банком Российской Федерации.[2.3, с.29].
 
 

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства,  материальная ответственность.

   За  совершенные в финансовой сфере  противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материальная.

   Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ [1.5, с.14].

   Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации  и другими правовыми актами.

   Налоговая ответственность — это вид  юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.

   Гражданско-правовая ответственность — это система  мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида — возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

   Материальная  ответственность — это обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и рядом других нормативных актов.

   Дисциплинарная  ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

    Материальная  ответственность - одна из действенных  мер охраны финансовых отношений, существующая самостоятельно наряду с иными мерами защиты субъективных прав и мерами превентивного характера, обеспечивающими  эффективность механизма финансово-правового регулирования [2.8,  с.36].

    Роль  материальной  ответственности в  сфере укрепления финансовой дисциплины находит свое проявление в качестве ее юридических функций. Принципиальное назначение материальной ответственности  заключается в том, что ее реализация в виде финансовых санкций имеет не только мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм, но и восстановительный характер. Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности. Материальная  ответственность имеет принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с учетом его характеристики, а также для компенсации потерь соответствующих фондов денежных средств.

    На  основе анализа финансового законодательства и общего понятия материальной ответственности выделены виды финансовой ответственности, применяемые за различные финансовые правонарушения. К видам финансовой ответственности отнесены финансово-правовые санкции за нарушения бюджетного, таможенного, валютного, банковского законодательства, за совершение налоговых правонарушений, а также за нарушение порядка ведения кассовых операций. В каждой их этих сфер правового регулирования объем мер финансово-правового воздействия различен и не везде полностью сформировался[3.2,  с.15-16].

    Реализация  материальной ответственности состоит в применении к виновному лицу финансовых санкций. Характеризуя их как меру финансовой ответственности, необходимо выделить следующие отличительные черты финансовых санкций:

    • финансовая санкция является мерой материальной ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
    • финансовые санкции имеют имущественно - организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя.  Они могут быть направлены на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;
    • основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
    • финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
    • в основе применения финансовых санкций лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
    • денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
    • финансовым санкциям присущ правовосстановительный характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя[3.3, с.20-21].
 

2.2. Порядок привлечения к материальной ответственности.

    Нормативной базой привлечения к материальной ответственности являются:

  • Глава 39 ТК РФ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»;
  • Постановление Минтруда №85.

   Согласно  статье 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

   Руководитель  организации и, как правило, главный  бухгалтер несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный организации.

   Кроме того, если с работником заключен гражданско-правовой договор (например, об оказании услуг  или подряда), то ущерб возмещается  в порядке, установленном гражданским  законодательством. Статьей 15 ГК РФ предусмотрено  полное возмещение ущерба, включая неполученные доходы (упущенную выгоду).

   Полная  материальная ответственность работников в возрасте до 18 лет предусмотрена  статьей 242 ТК РФ только в случаях:

  • умышленного причинения ущерба;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

    Статьей 240 ТК РФ предусмотрена возможность  для работодателя отказаться (полностью  или частично) от взыскания с работника  материального ущерба.

    Материальная  ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (статья 239 ТК РФ).

Согласно  статье 247 ТК РФ до принятия решения  о возмещении ущерба конкретными  работниками работодатель обязан провести проверку, необходимую для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию, включив в ее состав соответствующих специалистов. Истребование от работника объяснения в письменной форме для установления причины возникновения ущерба является обязательным.

     Работник  имеет право знакомиться со всеми  материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном ТК РФ (статья 247 ТК РФ). Работник может воспользоваться  своим правом независимо от того - признан  он виновным в причинении ущерба или нет.

     Законодатель  предоставляет органам по рассмотрению трудовых споров возможность, при наличии  достаточных оснований (соответствующих  документов), смягчающих степень и  форму вины, с учетом прежних заслуг перед обществом или, например, значительный вклад в развитие производства, снизить размер ущерба, подлежащий взысканию. И лишь совершение работником корыстного преступления исключает такую возможность (статья 250 ТК РФ).

     Кроме того, законодательно работодателю (с  учетом обстоятельств, при которых причинен ущерб) предоставлено право самому решать вопрос о полном или частичном отказе от взыскания ущерба с виновного работника (статья 240 ТК РФ).

     Работник  же, на любой стадии разбирательства  по вопросу о возмещении, вправе удовлетворить денежные требования работодателя, а работодатель обязан принять от работника денежную сумму, подлежащую к возмещению ущерба.

   Бесспорное  списание денежных средств со счетов лиц, нарушивших финансовое законодательство, осуществляется на основе постановления судебного, финансового или налогового органа. Такое постановление принимается на основе акта финансовой проверки, в ходе которой было выявлено нарушение финансового законодательства, составленного в установленной форме, либо на основании заключения уполномоченного должностного лица. При списании денежных средств в бесспорном порядке с банковского счета непосредственным основанием для совершения данной банковской операции служит инкассовое поручение.

   Списание  денежных средств со счета лица, нарушившего финансовое законодательство, производится кредитной организацией, в которой открыт такой счет, либо Федеральным казначейством в первоочередном порядке. При недостаточности средств на таком счете постановление о бесспорном списании денежных средств исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом[1.2, с.238].

Информация о работе Материальная ответственность за нарушение финансового законодательства