Государственное регулирование эмиссии денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В работе описано,каким образом происходит регулирование эмиссии денег, виды эмиссии, какими рычагами обладает государство для контроля эмиссии денег.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….………2
Понятие и виды эмиссионных операций………………………………………4
Теоретические аспекты денежной эмиссии……………………………………8
Правовое регулирование эмиссионной деятельности……………………..…12
Эмиссионная политика Центрального Банка РФ……………..………………16
Контроль над эмиссионными операциями наличности
Центральным Банком………………………………………………..…………20
Осуществление контроля над эмиссией электронных денег…………………22
Кредитная эмиссия………………………………………………………………25
Сущность и механизм банковского мультипликатора…………………..……26
Оптимальность денежной эмиссии……………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Государственное регулирование эмиссии денег.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

  Таким образом, Банк России, выпустив свои нормативные  документы и выделив новую  категорию  «предоплаченных финансовых продуктов», в которую попадают и электронные деньги, дает возможность кредитным организациям организовать процесс эмиссии и распространения последних в обход законодательного запрета эмиссии наличных денег, но под контролем Центрального Банка.

  По нашему мнению, при первоначальном внедрении  электронных денег необходимо ограничить круг эмитентов небольшим числом кредитных организаций, с целью жесткого регулирования, контроля и минимизации возможных рисков. В то же время распространение и обслуживание электронных денег могут проводить как банковские, так и небанковские организации. Решение же данного вопроса в дальнейшем должно основываться на анализе состояния и развития систем электронных денег в каждой конкретной стране. В настоящее время логичными и экономически обоснованными можно назвать действия Банка России, который своевременно предпринял шаги, направленные на осуществление контроля за нововведениями в денежно-кредитной сфере.

  При разрешении эмиссии электронных денег частными кредитными организациями центральные  банки сталкиваются с необходимостью оценить ее влияние на денежно-кредитную  политику, денежную массу, эмиссионный доход и другие факторы.

  Негативное  влияние на состояние денежного  обращения могут оказать два  фактора: бесконтрольное увеличение объема денежной массы и ускорение оборачиваемости  денежной единицы, что может привести к существенному росту инфляции.

  Бесконтрольная  со стороны Центральных банков эмиссия  электронных денег частными кредитными организациями может привести к  росту денежной массы. В случае реинвестирования денежных средств, полученных в обмен  на электронные, возникнет кредит, который приведет к возникновению новых денег под действием банковского мультипликатора.

  Другой  фактор - увеличение скорости оборота  денежной единицы. Рассмотрим уравнение  обмена Фишера:  

  MV = PT

  где

  M — объем  денежной массы,

  V — скорость  ее обращения, 

  P — общий уровень денежных цен на товары,

  T — объем  текущих сделок в экономике.  

  Обычно  при решении данного уравнения  показатель скорости обращения денег (V) признается стабильной величиной. Однако, если происходит увеличение скорости обращения денег, то оно должно соответствовать или пропорциональному уменьшению денежной массы, или же в результате приведет к росту уровня цен (P) при неизменном объеме текущих сделок в экономике (T).

  Использование электронных денег приведет к  существенному ускорению оборачиваемости наличной денежной единицы, используемой при расчетах, при том, что адекватного уменьшения денежной массы не произойдет, а наоборот, возможно она частично увеличится. Однако, по нашему мнению, фактор роста денежной массы и влияние на общую скорость обращения денег будут не таким существенными. 3начительная доля рас-четов в денежном выражении происходит путем использования безналичных денег, а платежи электронными деньгами будут происходить на небольшие суммы эквивалентные от долей центов до двух-трех сотен долларов) за товары и услуги реального спроса и предложения. И, соответственно, количество электронных денег необходимое для обслуживания расчетов на малые суммы не должно быть значительной величиной.

  Решение проблем контроля эмиссии электронных  денег и компенсации от снижения эмиссионного дохода возможно несколькими путями. Во-первых, центральный банк должен устанавливать предельную величину Совокупной эмиссии электронных денег кредитными организациями. Во-вторых, Центральный банк может обязать эмитентов электронных денег вкладывать полученные денежные средства в обмен на электронные в определенного рода активы, например, государственные ценные бумаги или депозиты центрального банка. В-третьих, центральный банк может ввести определенную норму резервирования по выпущенным электронным деньгам, а также повысить норму резервирования по привлеченным средствам. Данный вариант целесообразен на начальном этапе внедрения электронных денег, так как позволяет активно регулировать и контролировать объем выпущенных денег. В-четвертых, центральный банк может ввести определенную плату за право эмиссии электронных денег в зависимости от объема выпуска и таким образом компенсировать свои потери. Однако необходимо осторожно подходить к использованию третьего и четвертого вариантов, так как чрезмерное финансовое ужесточение вызовет удорожание обслуживания электронных денег, что может привести к разделению на «дорогие» и «дешевые» деньги и к падению интереса потребителей к использованию электронных денег.

  Решить  вышеназванные проблемы возможно в ситуации, когда центральный банк сам начнет эмитировать электронные деньги. При этом возможно, но маловероятно, что эмиссия будет проводиться центральным банком параллельно с другими кредитными организациями, или, что более вероятно, монополизировав эмиссию. Рассмотрение данного варианта целесообразно только в случае, если электронные деньги будут иметь значительную долю в общей денежной массе и начнут существенно влиять на денежно-кредитную политику. Однако в данном случае существует опасение, что отсутствие конкуренции и, соответственно, стимулов к новаторству могут отрицательно повлиять на существование и развитие электронных денег. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Кредитная эмиссия 

  Кредитная эмиссияувеличение банком денежной массы страны за счет создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.

  Основой кредитной эмиссии стало осознание  банками того факта, что избыточные резервы не обязательно хранить в своих сейфах. Их можно превращать в деньги, всего лишь договорившись с заемщиками о том, что они теперь могут брать из банка деньги точно так же, как те граждане и фирмы, которые некогда действительно внесли свои сбережения в этот банк. Иными словами, избыточные резервы банк сам превращает для своих заемщиков в депозиты.

  За счет этих созданных самим банком депозитов  можно покупать блага, как и за счет наличных денег. Достаточно лишь дать банку указание оплатить эти блага за счет полученного кредита. А раз банковские депозиты заемщиков пригодны для оплаты покупок, то они экономически ничем не отличаются от наличных денег. Так банки и начинают создавать кредитные деньги — полноправный элемент общей денежной массы страны.

  Таким образом, в любом современном банке  существуют депозиты двух видов :

  1) внесенные владельцами сбережений;

  2) созданные банком при предоставлении кредитов и имеющие своей основой избыточные резервы.

  Очевидно, что механизм кредитной эмиссии  все же не лишен риска.

  Поэтому одному банку «играть» в систему  кредитования на основе резервирования лишь части реально полученных вкладов довольно опасно. Хотя опасность одновременного прихода вкладчиков за суммой большей, чем хранящиеся в его сейфах резервы, невелика, но она существует, а значит, есть и угроза банкротства, если этих резервов не хватит.

  Решением  этой проблемы, рожденным после ряда банковских кризисов, стало создание общенациональных систем частичных банковских резервов или проще — резервной банковской системы. Ее принципы лежат в основе устройства банковской сферы многих стран мира, в том числе и таких крупных, как Россия и США.

  Эта система  основана на централизации части  денежных средств всех коммерческих банков в специальных фондах (резервных). Распоряжается ими главный (центральный) банк страны. Он определяет и величину норм обязательных резервных требований (отчислений).

  Резервные требованияустанавливаемая центральный банком страны обязательная пропорция резервирования части внесенных в банк депозитов.

  Резервное требование устанавливается в процентах  к общей сумме денег, находящихся в банке на счетах разных типов. 
 
 

  Сущность  и механизм банковского  мультипликатора 

           При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора.

  Банковский  мультипликатор представляет собой  процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют  механизм мультипликации с разных позиций.

  Банковский  мультипликатор характеризует процесс  мультипликации с позиции субъектов  мультипликации. Здесь дается ответ  на вопрос: кто мультиплицирует деньги? Такой процесс осуществляется коммерческими  банками. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков.

  Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель  процесса мультипликации, то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства.

  Депозитный  мультипликатор отражает объект мультипликации – деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличивают в  процессе мультипликации).

  Как же действует  механизм банковского мультипликатора? Этот механизм может существовать только в условиях двухуровневой (и более) банковских систем, причем первый уровень – центральный банк управляет этим механизмом, второй уровень – коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом.

  Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые  в данный момент времени могут  быть использованы для активных банковских операций.

  Такое понятие  пришло в Россию из западной экономической  литературы. Следует отметить, что  оно не совсем точно. На самом деле свободные (оперативные) резервы коммерческих банков – это их ликвидные активы, из определения же видно, что данное понятие относится к ресурсам, т.е. пассивам коммерческих банков.

  Данное  понятие основывается на том, что  коммерческие банки могут осуществлять свои активные операции (выдавать ссуды, покупать ценные бумаги, валюту и т.д.) только в пределах имеющихся у  них ресурсов. Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных банков общая величина свободного резерва всей системы коммерческих банков не изменяется. Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка 

   (11) 

  где  - капитал коммерческого банка;

         - привлеченные ресурсы коммерческого банка (средства на депозитных счетах)

         - централизованный кредит, предоставленный коммерческому банку

                   центральным  банком;

        - межбанковский кредит;

        - отчисления в централизованный резерв, находящийся

                    в распоряжении центрального  банка;

        - ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные

                операции коммерческого банка. 

  Рассмотрим  механизм банковского мультипликатора  на условном примере (рис.1. размеры кредита и отчислений даны в млн. руб.), причем для упрощения сделаем три допущения:

  коммерческие  банки на данный момент не располагают  свободными резервами;

  каждый  банк имеет только двух клиентов;

  банки используют свои ресурсы только для кредитных операций.

  Клиент 1 нуждается в кредите для оплаты поставок от клиента 2, но банк 1 не может  предоставлять ему кредит, поскольку  не имеет свободного резерва. Банк 1 обращается к центральному банку  и получает от него централизованный кредит в сумме 10 млн. руб. У него образуется свободный резерв, за счет которого выдается ссуда клиенту 1.

  Клиент 1 со своего расчетного счета оплачивает поставку клиенту 2. В результате свободный  резерв в банке 1 исчерпывается, но возникает  свободный резерв в банке 2, поскольку клиент 2 держит свой расчетный счет именно в этом банке, и привлеченные ресурсы (ПР) этого банка возрастают.

  Часть свободного резерва банк 2 отдает в распоряжение центрального банка в виде отчислений в централизованный резерв (ОЦР). Условно  принимаем норму таких отчислений в размере 20% привлеченных ресурсов. Оставшиеся часть (8 млн. руб.) свободного резерва используется для  предоставления кредита в размере 8 млн. руб. клиенту 3.

  Клиент 3 расплачивается за счет этого кредита  с клиентом 4, обслуживаемым коммерческим банком 3. Таким образом, уже у этого банка возникает свободный резерв, в то время как у банка 2 он исчезает. Банк 3 часть свободного резерва 1,6 млн. руб. (20% ПР) отчисляет в централизованный резерв, а оставшаяся часть – 6,4 млн. руб. используется для выдачи ссуды клиенту 5. При этом деньги на расчетном счете клиента 4 остаются нетронутыми.

Информация о работе Государственное регулирование эмиссии денег