Философия права Фихте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:56, реферат

Краткое описание

В XX в. стало, общепринятым положение о том, что «не только логически, но и исторически возникновение личности опосредовано правом». Первым, кто вообще задумался над этим вопросом, показал, что это именно так и из чего это следует, был И. Г. Фихте.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3 стр.

Обоснование права как необходимого условия
самосознания Я…………………………………………………..…….…4 стр.

Государство как служебное средство для достижения цели человеческого существования………………………………………….8 стр.

Система естественных прав человека исходя из условий его самосознания, назначения, цели и смысла существования…………


Заключение…………………………………………………………….…16 стр.

Файлы: 1 файл

Философия права Фихте. готовый.docx

— 46.83 Кб (Скачать)

соответствуют состоянию  данного народа... Если же государство  хочет изменить для своих выгод мнения народа, оно отчасти берется за невыполнимую задачу, отчасти же обнаруживает, что его законы не приспособлены к установившемуся состоянию нации, включающему в себя и систему мнений последней...»9

Государство лишь создает  условия для того, чтобы взаимодействие людей, не отягощенное беспорядком и несправедливостью, было открыто для их самовоспитания путем свободного обмена знаниями, способностями, деятельностью, или другими словами для выполнения человечеством своего предназначения: «Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ - вот наше назначение в обществе»10.

Истинным же средством  для самосовершенствования выступает  не государство и  не какие-либо иные структуры внешнего регулирования, а культура. Культура есть «последнее и высшее средство для конечной цели человека — полного согласия с самим собой»11. Культура по Фихте представляет собой неотчужденный и не довлеющий над человеком, а органично присущий ему способ самосовершенствования себя и других, человечества в целом. Культура вечна и самоцельна, поскольку только в ней возможно наиболее полное воплощение «природного замысла», назначения человека.

 

 

3.  СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ИСХОДЯ ИЗ УСЛОВИЙ ЕГО САМОСОЗНАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЯ, ЦЕЛИ И СМЫСЛА СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Реализация своего назначения считает Фихте  - есть долг и неотъемлемое  право человека. Традиционно понимаемая система естественных прав человека (право на жизнь, свободу, собственность и достоинство) в концепции Фихте имеет иную структуру и опосредованность. Это, связано, прежде всего, с тем, что Фихте исходит из рефлексивного обоснования принципов естественного права. Это, как отмечают исследователи, сообщает всей системе естественных прав более высокий ранг общности. Неотъемлемые естественные права человека Фихте выводит, во-первых, из коренных условий самосознания, во-вторых - из идеи назначения человека, высшей цели и  смысла его существования.

Первое неотъемлемое, заложенное в «природном замысле» человека право - это право на жизнь в обществе, на участие в жизни рода. Именно отсюда Фихте выводит более конкретное право человека - на сохранение и поддержание жизни в индивидуальном смысле. Никто не может быть лишен жизни, поскольку «в каждой личности надо признавать и уважать человеческий род»12. Государство же должно прибегать к лишению преступника жизни только «в случаях крайней необходимости и только тогда, когда не остается никаких других средств; ибо преступник все же всегда остается членом рода и как таковой имеет право на возможно более долгую жизнь для самоисправление»13

Второе неотъемлемое право  человека - право на свободу. В идеально-реальном плане взаимодействия Я и не-Я оно разворачивается в пределах разумного взаимного самоограничения на основании закона.

Третье право, заложенное в назначении человека,- право на достойную жизнь: «Не только благочестивое пожелание человечеству, а неустранимое требование его права и назначения, чтобы оно жило на земле так легко, так свободно, так господствуя над природою, так истинно по-человечески, как только ему это позволяет природа... Это его право уже потому, что он человек»

Отсюда Фихте выводит  понятие об ответственности государства  перед

гражданами за условия  их жизни: «Я не мог бы назвать иначе  как антиправовым, такое правительство которому были бы известны лучшие порядки, а оно ...исходило бы из того же расчета, не делая ничего, чтобы выйти самому из такого состояния и вывести из него нацию»14.

Четвертое неотъемлемое, заложенное в назначении и условиях самосознания человека право — это право суверенности личности. «Человек может пользоваться неразумными вещами как средствами для своих целей, но не разумными существами; он не смеет даже пользоваться ими как средством для их собственных целей; он не смеет на них действовать как на мертвую материю или на животное, чтобы только при помощи их достигнуть своей цели, не считаясь с их свободой»15. Однако этим негативным аспектом Фихте не исчерпывает понятие суверенности. Каждый человек, отмечает Фихте, есть уникальное, неповторимое воплощение «замысла природы». Он несет в себе высшее назначение, которое, собственно, и делает его человеком, а значит, существом, обладающим соответствующими правами. Личность независима от воли других людей, которая не может быть ей навязана даже из благих побуждений, однако эта независимость не есть право индивидуума на обособление от своего человеческого назначения.

«Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством  свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ - вот наше назначение в обществе»16. Отсюда как конкретизация этого общего права проистекают права человека на уважение и охрану его достоинства, личной  неприкосновенности и собственности, т. е. всех форм объективации суверенности.

Пятым неотъемлемым правом каждого человека выступает право  на культуру как на универсальный способ самосовершенствования, снимающий противоположность Я и не-Я. Культуру Фихте определяет как «способность давать или действовать на других как на свободных существ и способность брать или извлекать наибольшую выгоду из воздействия других на нас». (Речь в данном случае идет о духовной выгоде). Человек имеет право (и обязанность) реализовать свое «стремление развить кого-нибудь в той области, в какой мы особенно развиты, стремление, насколько возможно, уравнять всякого другого с нами самими, с лучшей самостью в нас,  и затем стремление к восприятию, т. е. стремление приобрести от каждого культуру в той области, в какой он особенно развит, а мы не развиты»17. Только с помощью культуры человек способен реализовать свои права.

Только культура делает их неотъемлемыми, действительно принадлежащими человеку, а не «пожалованными» ему от милостей властно установленного порядка. Только в культуре достигается соответствие внешней меры свободы внутренней  обеспеченности ее в самой личности. Именно поэтому право на культуру выступает у Фихте, как отмечают исследователи,  «суперправом» на саму правоспособность  в высшем смысле этого слова18.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, заканчивая рассмотрение философии Фихте, а именно вопросов связанных с правом, государством и естественными правами человека, подведем итоги.

Рассматривая право в  двух аспектах (объективное и субъективное), Фихте отдает субъективным правам человека приоритетную роль в самопознании человеком самого себя и внешнего мира (Я и не-Я). А именно, он с помощью рефлексии делает вывод о том, что, полагая о существовании других Я, мы соответственно требуем от них достойного к нам отношения, или другими словами возможности реализации наших прав.

Конечно, с данными выводами Фихте можно поспорить, но они  интересны и

перспективны хотя бы в  том, что в определенной степени  раскрывают механизм правосознания и правового поведения, то есть помогают нам осознать сущность наших прав и обязанностей по отношению к людям которые нас окружают и являются точно такими же личностями как и мы.

Государство Фихте также  рассматривает в двух аспектах: как  служебное средство для обеспечения жизнедеятельности общества и как средство достижения обществом своей высшей цели. Цель же любого общества и человечества вообще – самосовершенствование, которое заключается в подчинении и овладении человеком всего неразумного. Средством самосовершенствования является культура, которая позволяет каждому человеку давать другим и брать от других духовные выгоды.

Идеи Фихте о государстве  как о служебном инструменте  не новы. В своих рассуждениях Фихте просто еще раз доказывает нам, что не мы созданы для государства, а государство для нас, что правители должны удовлетворять не свои интересы, а интересы общества и т.п. Новым же в рассуждениях Фихте является лишь та служебная цель, которую, по его мнению, должно преследовать любое государство – самосовершенствование человеческого рода.

Исходя из своего назначения, утверждает Фихте, человек обладает рядоместественных прав, которые присущи ему по праву рождения. Это право на жизнь в обществе, право на свободу, право на суверенность личности и, наконец, право на культуру, как самое главное и определяющее.

Система естественных прав, предложенная Фихте интересна хотя бы потому, что все права выводятся им из самого понятия человека и смысла его существования (деятельности), то есть не являются надуманными и навязанными.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев С. С. Теория права – М., 1995
  2. Малинова И. П. Классическая философия права – Екатеринбург, 1998
  3. Тихонравов Ю. В. Основы философии права: Учеб. пособие – М., 1997
  4. Фихте И. Г. Назначение человека // Сочинения в 2 т., Т.2 – СПб, 1993
  5. Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Сочинения в 2 т., Т.1 –
  6. СПб, 1993
  7. Фихте И. Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии
  8. //Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993
  9. Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство // Сочинения в 2 т.,
  10. Т.2 – СПб, 1993
  11. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого//Сочинения в 2
  12. т., Т.2 – СПб, 1993
  13. Фихте И. Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии
  14. //Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993
  15. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи// Сочинения в 2 т., Т.2
  16. – СПб, 1993
  17. Фихте И. Г. О достоинстве человека// Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993
  18. Фихте И. Г. Ясное как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии// Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993

1 Фихте И. Г. Назначение человека //Сочинения в 2 т., Т.2 – СПб, 1993, с. 121, 105

2 Малинова И. П. Классическая философия права – Екатеринбург, 1998, с. 51

3 Фихте И. Г. Основа общего наукоучения// Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993, с. 295, 298, 113, 250

4 Фихте И. Г. Назначение человека // Сочинения в 2 т., Т.2 – СПб, 1993, с. 165

5 Малинова И. П. Классическая философия права – Екатеринбург, 1998, с. 54

6 Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство // Сочинения в 2 т., Т.2 – СПб, 1993, с. 285-286

7 Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого//Сочинения в 2 т., Т.2 – СПб, 1993, с. 29

8Фихте И. Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии //Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993,с. 18

9 Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство // Сочинения в 2 т., Т.2 – СПб, 1993,с. 262

10 Фихте И. Г. Назначение человека // Сочинения в 2 т., Т.2 – СПб, 1993,с. 177

11 Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи// Сочинения в 2 т., Т.2 – СПб, 1993,с. 504

12 Фихте И. Г. О достоинстве человека// Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993,с. 441

13 Фихте И. Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии //Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993, с. 29

14 Малинова И. П. Классическая философия права – Екатеринбург, 1998, с. 60-61

15 Фихте И. Г. Ясное как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии// Сочинения в 2 т., Т.1– СПб, 1993, с. 579

 

16 Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993, с. 262

17 Фихте И. Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии //Сочинения в 2 т., Т.1 – СПб, 1993, с. 27-28

18 Малинова И. П. Классическая философия права – Екатеринбург, 1998, с. 63

 


Информация о работе Философия права Фихте