Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:51, творческая работа
Классический период, в нем философия приобретает свою зрелость, выходит на высший уровень развития того времени. Яркие представители: Сократ, Платон, Аристотель. Особый интерес философы классического периода проявляли к природе и космосу. Однако, в отличие от предшественников, они пытались объяснить их сущность и рассматривали более подробно. «Сократики» не отрицали участие богов в жизни людей, а также, считали, что бог создал природу и Космос в целом. Проявляли особый интерес и участие в рассмотрении проблем человека, жизни общества и страны, положили начало возникновению логики, а также рассматривали различие в понятиях материализма и идеализма.
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Нальчикский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Философия права |
Тема |
Античная философия права |
Фамилия студента |
Абазов |
Имя студента |
Казбек |
Отчество студента |
Хазраилович |
№ контракта |
0100012402221022 |
Этапы античной философии……………………………………………………3
Представители античной философии………………………………………….4
Этапы античной философии
Античная философия, то есть философия древних римлян и древних греков, существовала довольно длительный период. Свое начало берет в VI в. до н. э. в Греции, и просуществовала до VI в. н. э.
На судьбу античной философии влияние оказывали, как мифология, так и наука, берущая свое начало именно в Древней Греции. В эту эпоху появляются товарно-денежные отношения, первые государства, увеличивается потенциал научных знаний, возрастает роль религии и жрецов в жизни человека. Все это послужило благоприятными факторами для возникновения и дальнейшего развития философии.
Зарождение античной философии в VI в. до н. э. проходит в параллель с зарождением рабовладельческого строя. Общинно-родовой строй, также имел значение в то время, а в последную эпоху своего существования приобрел главенствующую роль в мировоззрении.
Античная философия прошла четыре главных этапа в своем развитии:
Классический период, в нем философия приобретает свою зрелость, выходит на высший уровень развития того времени. Яркие представители: Сократ, Платон, Аристотель. Особый интерес философы классического периода проявляли к природе и космосу. Однако, в отличие от предшественников, они пытались объяснить их сущность и рассматривали более подробно. «Сократики» не отрицали участие богов в жизни людей, а также, считали, что бог создал природу и Космос в целом. Проявляли особый интерес и участие в рассмотрении проблем человека, жизни общества и страны, положили начало возникновению логики, а также рассматривали различие в понятиях материализма и идеализма.
Досократический период. Яркими представителями являлись: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Гераклит. Именно в период досократический и происходит зарождение, формирования философии в целом. Особое внимание и интерес уделяется природным явлениям, миру, который окружает человека.
Эллинистический период. Здесь происходит закат философской мысли. Период характерен деятельностью "сократических" философских школ, а именно Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы. Происходит упадок прежних моральных и философских ценностей, у людей появляется бесстрашие перед государством, отсутствие авторитетов, человек начинает надеяться только на себя и на свои силы, ищет духовную опору в самом себе, пытается отойти от реального мира путем отрешения.
Римский - период упадка и гибели античной философии. Известными представителями этого периода были Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар, и другие. В этом периоде взаимодействуют между собой древнегреческая и древнеримская философии, сливаясь в одну, античную философию. Окружающей природе уделяется уже значительно меньший интерес, чем это было ранее. Внимание к проблемам человека, общества и государства достигает высоких вершин, идеализм берет верх над материализмом, предпочтение отдается духовному развитию личности. Проявляется огромный интерес к загробной жизни, берет свое начало в развитии эстетика.
В римский период античная философия сливается с христианской философией. И их соединение преобразуют средневековую теологическую философию.
Представители античной философии.
Пифагор со своими учениками (VI-V вв. до н.э.) пропагандировали идею о том, что жизнь людей должна быть пересмотрена и приведена в соответствие с идеями философии о справедливости и праве. Важную роль в формирования идей правового равенства сыграли их новые взгляды на соразмерность.
Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.). Его идеи основаны на справедливости, в необходимости следовать всеобщему божественному закону, без которого у людей не было бы и самого представления о справедливости. Он утверждал, что существует всеобщая закономерность, то есть вечный закон, который является основой всех событий мира. К его идеям о разуме как объективной основе изменчивых человеческих представлений о правде и справедливости обращаются все последующие концепции об объективно-разумной природе и сущности права.
Демокрит (ок. 470-366 гг. до н.э.). Идеи и его законы представляют собой искусственные, человеческие образования, установленные людьми в процессе их эволюции от первобытности к цивилизованному обществу. Естественное и искусственное у него, соотношение того, что существует в природе, в истинной действительности, и того, что существует лишь согласно "общему мнению".
Софисты (V-IV вв.). Основную роль в учениях софистов играет различение естественного и искусственного понятия. Несмотря на разнородность их учения, можно выделить следующие общие подходы софистов к праву:
справедливость Пифагора трансформируется у софистов в естественное право, которое отличается от закона (и от официально установленных правил); писаный закон отличается от неписаной справедливости; естественное право противостоит у софистов ошибочному, искусственному, полисному закону; позитивное право понимается софистами как условное, изменчивое, временное, зависимое от законодателей; естественное право воспринимается как не писание законов, одинаковых для граждан любой страны; все люди по природе считаются равными.
Однако, помимо позитивных моментов в философско-правовом творчестве софистов было и ряд слабых мест. Так, морально-правовая философия софистов, доказывающая условность существующих в обществе морали и правопорядка, подрывала основы нравственности, расшатывала правопорядок. А логические доказательства об отсутствии абсолютных запретов и вседозволенности человека, часто приводили их последователей к неисполнению установленных законов. Полис и законы, считал Протагор, являются умными изобретениями, а не дарами природы. Он призывал к человеческим добродетелям, к справедливости, рассудительности и благочестию. Софист Горгий (ок. 483-375 гг. до н.э.). Написание законов он относил к достижениям человека. Писаный закон – талантливое человеческое изобретение. Превыше считается справедливость, которую по ценности ставится как "божественный и всеобщий закон".
Сократ (469-399 гг. до н.э.). В основе его философского учения об объективной нравственной природе полиса и его законов, лежит рационалистическое представление о том, что справедливость и всякая другая добродетель, является знанием. Считает, что неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют, одну и ту же справедливость. Интерес нравственной и правовой проблематики Сократ вывел на уровень логических понятий.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он пытался разработать науку о политике, которая включает в себя учение о праве и законе как форма политической справедливости. Аристотель различает справедливость распределяющую и справедливость уравнивающую. Политическая же справедливость, может быть лишь между свободными и равными людьми.
Платон (427-347 гг. до н.э.). Идея – это образ и сущность вещи, определяющее ее первоначало и принцип. Мир идей – является миром вещей и явлений. Там, где речь идет о разумном упорядочении земного мира явлений и отношений, идея выступает не только как первопричина мира явлений, но и как руководящий принцип, стандарт и образец его организации. Справедливость как идея состоит в том, чтобы каждый человек занимался своим делом и не вмешивался в чужие дела. Под этим словом Платон понимает определенное равенство. Он высоко ценил науку о законах, считал не случайным созвучие божественного и чудесного закона и ума.
Зенон считал, что естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей иное. Нужно жить в согласии с природой, с требованиями естественного закона мироздания.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.). Он считает условием добродетельной и счастливой жизни, освобождение человека от верховенства внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы. Высшим достоинством считает свободу человека от власти внешнего мира.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.) развивал идею о том, что право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями.
Марк Аврелий Антонин (в 161-180 гг.) развивал представление о таком государстве, где закон для всех один, управление согласно равенству и равноправию, и царстве, высоко чтущем свободу подданных.
Рассматривая развитие античной философии права можно сделать следующие выводы:
Греческие философы положили начало естественно-правовой философии. Но изучение права еще не выделяется в особую часть научного знания.
Важнейший этап в процессе превращения правоведения в самостоятельную науку — это эпоха поздней классики (договорно-правовая концепция права, обязательность и равенство для всех естественного права, идея правового равенства, различие естественного и писаного права, деление писаного права на частное и публичное).
Дальнейшее развитие проблема правопонимания находит у Платона (идеальное право — стремление к должному; естественное и позитивное право — лишь тени идеального права) и Аристотеля, который определил политический характер права, деление его на естественное и условное.