Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:49, автореферат
Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и практических положений, касающихся договорно-правового регулирования страхования рисков в банковской деятельности.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- исследована динамика формирования в российском законодательстве и мировой практике правовых норм, понятий, принципов договорно-правового регулирования страхования рисков в банковской деятельности
- изучены и проанализированы источники правового регулирования договорных и публично-правовых отношений, связанных со страхованием рисков в кредитной; расчетной, инвестиционной, валютной деятельности;
- выявлены актуальные договорно-правовые проблемы регулирования правоотношений с участием страховых компаний, исследованы конкретные виды договоров страхования банковских рисков;
- проанализировано юридическое содержание новых понятий, таких как страхование «типичных банковских рисков», «группы корпоративного страхования банковских рисков», «управление банковскими рисками» и других, используемых в практике договорных отношений;
- изучены существенные условия договоров страхования типичных банковских рисков по характеру, объему прав и обязанностей участников;
- проведен анализ международных принципов и правовой практики зарубежных государств по формированию правовых норм о страховой деятельности, сформулированы предложения по совершенствованию действующего банковского и страхового законодательства.
Структура работы определена кругом исследуемых проблем, её целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются ее объект, предмет, цель и задачи исследования, дается характеристика методологической и теоретической основы договоров страхования банковских рисков, характеризуются новизна и практическая значимость полученных результатов, формулируются выводы и положения, выносимые на защиту, освещаются вопросы апробации и внедрения результатов диссертационного исследования.
Первая глава «Развитие гражданско-правового института страхования банковских рисков в современном российском законодательстве» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Договор страхования рисков как правовой инструмент повышения гарантий исполнения денежных обязательств в банковской деятельности» анализируется договор страхования банковских рисков как правовой инстурмент стабильности кредитной организации. Юридические конструкции о страховании имущественных рисков и гражданско-правовой ответственности неисполнения обязательств Главы 48 ГК РФ способствовали развитию на практике следующих видов договоров, охватывающих основные направления страхования банковских рисков: договоры об обязательном страховании банковских вкладов; договоры об обязательном страховании вкладов физических лиц в коммерческих банках; договоры о страховании финансовых рисков и предотвращении недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг; договоры страховых компаний о взаимном страховании; договоры об условиях обеспечения страховыми организациями перестрахования банковских рисков; договоры об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; договоры о создании профессиональных объединений страховщиков, являющихся саморегулируемыми некоммерческими организациями; договоры о страховании финансовых рисков по договорам с ценными бумага и инструментами финансового рынка; договоры об условиях уплаты страхователями страховых взносов страховым компаниям; договоры об обязательном страховании банковских рисков при инвестирования средств страховой компании. Учитывая, что в определении страховых правоотношений в сфере финансовых (банковских) рисков среди ученых не сложилось единого мнения, автором анализируются научные позиции с участием Н.Г. Семилютиной., Е.А.Суханова, Ю.К.Толстого, В.А. Удинцева, Е.А. Флейшиц, Яковлева В.Ф. о соотношении частноправовых и публично-правовых норм в отношениях обязательного и добровольного имущественного страхования. Отмечено, что идет активная подготовка проектов законов о различных видах страхования банковских рисков.Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: а) субъекты страхования; б) объекты, подлежащие страхованию; в) перечень страховых случаев; г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа; е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); ж) срок действия договора страхования; з)порядок определения размера страховой выплаты; и) контроль за осуществлением страхования; к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.
Во втором параграфе «Место договора страхования банковских рисков в системе страховых правоотношений» анализируются источники договорно-правового регулирования страхования банковских рисков такие как Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон «О взаимном страховании», Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и другие. Исследованы правовые и экономические основания договорно-правового режима страхования банковских рисков. К ним относятся: 1) обеспеченность страховых резервных фондов страховых организаций активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности;2) обеспеченность нормативного соотношения активов страховых организаций и принятых страховых обязательств;3)соблюдение требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервных фондов;4)целевое использование средств страховых резервных фондов.
В третьем параграфе «Гражданско-правовые особенности предмета договора страхования банковских рисков» проводится сравнительно-правовой анализ договорных норм предпринимательского, банковского, страхового законодательства. В Федеральном законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации», пункты 21-23 статьи 32.9., проведена классификация видов страхования, в числе которых и страхование банковских рисков; 1) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору; 2) страхование предпринимательских рисков;3) страхование финансовых рисков. Отмечено, что Центральный Банк Российской Федерации принял Письмо Банка России «О типичных банковских рисках» от 23 июня 2004 № 70-Т, в котором конкретизировал объекты (предмет) договоров страхования банковских рисков. Согласно этому акту к типичным банковскими рисками относятся: кредитные, страновые, рыночные, фондовые, валютные, процентные, операционные, правовые, риски ликвидности, риски утраты деловой репутации, стратегические риски. При рассмотрении положений ГК РФ диссертант приходит к выводу о возможности определить договор страхования банковских рисков в качестве частного случая договора страхования предпринимательских рисков.. Автор присоединяется к выводам Л.Г. Ефимовой, М.М. Агаркова, О.С. Иоффе и других исследователей, которые утверждают, что все существенно важные элементы для определения правовой природы договора страхования имущественных рисков в сфере предпринимательства и денежного обращения совпадают.
Вторая глава «Юридическая природа отдельных видов договоров страхования рисков в банковской деятельности» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Правовая динамика развития договоров страховании рисков в банковской сфере» автором исследуется динамика становления юридических понятий, связанных со страхованием банковских рисков. Отмечается множество мнений о недостатках законодательства в области страхования банковских рисков.. Так В.В. Попов считает, что банковское законодательство, регламентирующее различные виды договоров кредитных организаций, связанные с финансовыми рисками представляет собой бессистемное, специализированное, комплексное законодательство, включающее нормативно-правовые акты, как целиком посвященные вопросам правосубъектности кредитных организаций, так и содержащие отдельные соответствующие положения. По мнению И.А. Суховой, основная проблема законодательства о страховании рисков кредитных организаций состоит в нечетком определении понятия «банковские операции» и связанной с ней проблемой определения объема и видов предполагаемых рисков неполучения доходов кредитной организации. В сложившейся ситуации представляется целесообразным расширить стимулирование работы кредитных организаций путем предоставления ряда привилегий страхования финансовых рисков. В.А. Белов подчеркивает, что современная российская практика финансовых услуг кредитных организаций вызвала к жизни необходимость профессиональной юридической разработки целого ряда известных, а также новых договорных институтов и конструкций.
Во втором параграфе «Особенности содержания прав и обязанностей сторон отдельных видов договоров страхования банковских рисков» анализируются возможности законодательного закрепления специальных видов договоров страхования банковских рисков в отношении целого комплекса финансовых рисков на рынке финансовых услуг, портфельных инвестиций (купли-продажи портфельных ценных бумаг, финансового риска неоплаты долговых ценных бумаг. Особенности содержания прав и обязанностей отдельных видов договоров страхования банковских рисков вытекают из организационно-правовых договоров как: а)договоры саморегулируемых организаций страховщиков и профессиональных участников фондового рынка для антикризисного регулирования финансовых рынков; б)договоры об оказании страховых услуг за счет усиления конкурентной среды прямыми мерами государственного регулирования, введения и применения действенных ограничений конфликтов интересов, манипулятивной и инсайдерской практики, страхования рисков от нечестных брокерских практик в отношениях с клиентами; в)договоры страхования финансовых операций с ценными бумагами розничных клиентов, торговли блоками, акциями молодых компаний роста (венчурных компаний), для обращения биржевых коммерческих бумаг; г) договоры страхования крупных финансовых сделок с ценными бумагами крупнейших российских эмитентов через организованные рынки; д)договоры страхования финансовых рисков в клиринговой деятельности
В третьем параграфе «Договорно-правовое обеспечение перестрахования в деятельности страховых компаний как субъектов рынка финансовых услуг» рассматривается регулируемый государством порядок формирования финансовых результатов страховых организаций, учитывающий формирование страховых резервных фондов. Гарантированная государством защита прав и законных интересов страхователей стимулирует привлечение денежных средств в страховую систему страны. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти, Федеральной службы страхового надзора, наделенного властными полномочиями, осуществляя финансово-правовое регулирование образования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций, обеспечивает не только принцип гарантированное защиты интересов страхователей, но и фактически государством реализуется собственный принцип - привлечение посредством норм гражданского права частного капитала страхователей в национальную экономику.
Деятельность организационно-правовых институтов в сфере страхования, страховых компаний, на финансовых рынках проявляется в следующем: 1)концентрации страхового капитала, приводящего к формированию транснациональных страховых обществ;2)образовании транснациональных финансовых корпораций вследствие сращивания страхового и банковского капитала;3)росте численности страхователей, изменении их спроса на традиционные страховые услуги; 4)изменении традиционных форм и видов страховых услуг, вследствие сращивания страховых и иных видов финансовых услуг;5)расширении сферы страхования: страхование от политических и военных рисков, страхование кредитов и гарантий, страхование информационных рисков и т.д.;6) использовании Интернета для продажи страховых и перестраховочных услуг;7)расширении доступа иностранных страховых компаний на ранее "закрытые" национальные рынки; 8)создании Международной Ассоциации страховых надзоров (МАСН).
Глава третья «Сравнительно-правовой анализ российского и мирового опыта правового регулирования страхования рисков в банковском секторе» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Мировая практика развития договорно-правовых норм о страхования рисков на кредитных рынках» отмечено, что основу эффективного надзора составляют главные международно-правовые страховые принципы.
Предлагается на основе международного опыта усовершенствовать договорные основы надзорной деятельности при страховании рисков. Страховая служба должна заботиться о том, чтобы страховые компании и страховые агенты принимали необходимые меры для предупреждения, раскрытия и пересечения случаев мошенничества. Законодатель должен предоставить необходимые инструменты для защиты от финансовых рисков, в частности, включить в законы соответствующие составы нарушений, караемые на основании статей уголовного кодекса или определением денежного штрафа. Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма должны побуждать страховщиков и страховых агентов принимать меры, направленные на предупреждение, раскрытие и пресечение отмывания денег.
Во втором параграфе «Тенденции совершенствования норм российского и зарубежного законодательства по страхованию рисков в банковской деятельности» на примере Франции показано, что для этой страны характерна высокая степень взаимодействия государственного и договорного страхового регулирования, саморегулирования деятельности в сфере страхования. К основным функциям Комиссии по контролю за страхованием во Франции относятся: 1)проверка на соответствие законодательству проводимых бухгалтерских операций;2)анализ бухгалтерской отчетности страховых компаний,3)оценка страховых обязательств, соотношение страховых взносов и страховых сумм по каждому виду страхования; 4)обязательное страхование гражданской ответственности; 5) контроль за формированием страховых резервных фондов; 6) контроль за обеспечением страховыми компаниям их платежеспособности, включающий соблюдение нормативного соотношения между собственными средствами страховой компании и объемом собранных страховых взносов, между объемом инвестиций и страховых обязательств; 7) контроль за инвестиционной деятельностью страховых компаний .
В компетенцию Министерства экономики и финансов Франции входят: 1) анализ условий договоров страхования (покрытые риски, гарантированные суммы, срок действия); 2) регламентация процедуры рассмотрения материалов о возможности выдачи лицензии и выдача лицензий; 3) регламентация деятельности страховых брокеров; 4) контроль тарифов по страхованию жизни; 5) доступ на национальный рынок субъектов страхового дела, находящихся под юрисдикцией других государств.
Автор отмечает, что в США, по контрасту со многими другими государствами, не имеет федеральной системы регулирования деятельности в сфере страхования. В рамках конституционных ограничений, с разрешения Конгресса США, органы законодательной власти штатов осуществляют правовое регулирование деятельности в сфере страхования. Специальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере страхования, принимаются в основном на уровне штатов. Финансово-правовые принципы, на которых строится юридическая деятельность органов исполнительной власти в сфере регулирования страхования, в разных штатах принципиально различаются. Каждый штат фактически имеет собственную, автономную страховую систему и соответственно развивает собственную модель ее правового регулирования. Можно сказать, что в США существует 55 моделей правового регулирования страхования (50 штатов и округа: Колумбия, Американское Самоа, Гуама, Пуэрто-Рико и Вирджинские острова). Контроль за обеспечением платежеспособности и финансовой устойчивости субъектов страхового дела также осуществляется только на уровне штатов на основании анализа их годовых отчетов. Каждый штат устанавливает свои требования к собственному капиталу, страховым резервным фондам и размещению инвестиций субъектов страхового дела, порядок подтверждения этих показателей аудиторами, ограничения в тарифной политике. Инвестиции страховых денежных ресурсов ограничиваются, как правило, правительственными ценными бумагами, обеспеченными корпоративными долгами, займами владельцев полисов.
Информация о работе Договорно-правовое регулирование страхования рисков в банковской деятельности