Бюджетные права РФ,Субъектов РФ и муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определенным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий) материального и процессуального содержания, через использование которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Теоретическая сущность бюджета…………………………………5
Понятие и роль бюджета…………………………………………….5
2. Бюджетное устройство Российской федерации…………………..6
1.3. Бюджетный федерализм как основа построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………..9
2. Бюджетные права Российской Федерации ………………………….18
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курс..docx

— 51.32 Кб (Скачать)

Бюджетные права РФ и бюджетные  права ее субъектов между собою  тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского  государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные  отношения.

Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты федерации согласно Конституции являются равноправными.

Правовой основой компетенции  субъектов РФ, помимо конституционных  норм, является текущее бюджетное  законодательство Российской Федерации, а также законодательство субъектов  РФ: конституции республик в составе  РФ, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции  названных субъектов, и их законодательство. 8

Бюджетные права субъектов  РФ отражают связи последних по линии  бюджета по трем направлениям:

  • федеральными органами власти;
  • с другими субъектами федерации;
  • с органами власти местного самоуправления.

Совокупность следующих  прав характеризует бюджетно-правовой статус субъектов РФ:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
  • составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ меду бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
  • определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в соответствии с законодательством РФ;
  • установление совместного с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
  • установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
  • определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ;
  • осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ.

Все муниципальные образования  обладают бюджетными правами. Значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Бюджетные права также обеспечивают возможность органам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Основы бюджетных прав муниципальных образований (органов местного самоуправления) закреплены в Конституции РФ, российских законах. Положения этих нормативных актов конкретизируются в законодательстве субъектов федерации. А низовые звенья органов местного самоуправления (поселковые, сельские, городские районного подчинения, районов в городах) руководствуются также решениями соответствующих вышестоящих органов местного самоуправления по вопросам бюджета.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  органов местного самоуправления относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
  • составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов; определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
  • определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
  • осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конституция РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения РФ в области  бюджета и предметы ее совместного  ведения с субъектами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации  самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование  бюджетных отношений, принимают  законы и иные нормативные правовые акты.

Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов  РФ выступает их равноправие. При  всем своем разнообразии субъекты Федерации  согласно Конституции (ч. 4 ст. 5) являются равноправными.

Правовой основой компетенции  субъектов РФ, помимо конституционных  норм, является текущее бюджетное  законодательство Российской Федерации, а также законодательство самих  субъектов РФ — конституции и  уставы, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции  субъектов РФ, их другое законодательство.

К федеральному законодательству, действующему в данной области до 1 января 2000 г., относятся, например. Закон  РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса»; Закон РФ «Об основах бюджетных прав... »; Закон РФ «О субвенциях краям, областям, республикам в составе Российской Федерации», ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете, в которых  определяются конкретные права субъектов  РФ на получение определенных доходов  для зачисления в их бюджеты. Перечень доходов, подлежащих зачислению в бюджеты  субъектов РФ, комплексно определен  в Бюджетном кодексе РФ 1998 г. (ст. 55—57). В кодексе перечислены также  полномочия, входящие в компетенцию  органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования  бюджетных отношений (ст. 8).

В случае нарушения вышестоящими органами власти бюджетных прав административно-территориальных единиц соответствующие представительные органы местного самоуправления вправе обратиться за их защитой в арбитражный суд. Конституционная гарантия усиливает значимость этого права.

Законодательство исходит  из принципа равенства всех муниципальных  образований в праве на самостоятельный  местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления, в  их правах на получение, распределение  и самостоятельное использование  бюджетных доходов. Однако особенности  муниципальных образований, обусловленные, в частности, законодательством  субъектов РФ, влияют на конкретное содержание принадлежащих им бюджетных  прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Утвержден 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.97г. N 126-ФЗ.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «Постановление Правительства Российской Федерации» от 15 августа 2005г. № 584.
  5. Артемьева С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики, 2009. – №5 – С. 5 – 14.
  6. Афанасьев М. Бюджетная политика и бюджетный процесс: Материалы к лекциям. Ч. 1,2. М.: ГУ ВШЭ, 2008.
  7. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Судостроение, 2010.-412с.
  8. Бушмин Е.В. Бюджет: процедуры и эффективность. М.: Альтер-натива-Евролинц, 2010.
  9. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Поляк Г., Астахов А., Вафина Л. и др.; Под ред. Г. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2011.
  10. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. М.: Юрайт, 2009.
  11. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Баранова Л., Врублевская О., Косарева Т., Юринова Л. М.: Перспектива, 2009.
  12. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути их решения // Финансы, 2009. - №2 – С. 3.
  13. Лавриков И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и пути их решения // Финансы, 2009. – №5 – С. 6.
  14. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2009. – 608 с.

 

 

 

1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. М.: Юрайт, 2009.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Утвержден 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

3 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Баранова Л., Врублевская О., Косарева Т., Юринова Л. М.: Перспектива, 2009.

4 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

5 Афанасьев М. Бюджетная политика и бюджетный процесс: Материалы к лекциям. Ч. 1,2. М.: ГУ ВШЭ, 2008.

6 Афанасьев М. Бюджетная политика и бюджетный процесс: Материалы к лекциям. Ч. 1,2. М.: ГУ ВШЭ, 2008.

7 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Баранова Л., Врублевская О., Косарева Т., Юринова Л. М.: Перспектива, 2009.

8 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Баранова Л., Врублевская О., Косарева Т., Юринова Л. М.: Перспектива, 2009.


Информация о работе Бюджетные права РФ,Субъектов РФ и муниципальных образований