Бюджетные права РФ,Субъектов РФ и муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определенным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий) материального и процессуального содержания, через использование которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Теоретическая сущность бюджета…………………………………5
Понятие и роль бюджета…………………………………………….5
2. Бюджетное устройство Российской федерации…………………..6
1.3. Бюджетный федерализм как основа построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………..9
2. Бюджетные права Российской Федерации ………………………….18
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курс..docx

— 51.32 Кб (Скачать)

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации  является пересмотр сложившихся  отношений между бюджетами различных  уровней.

Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна  проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма.

С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней.4

Согласно Конституции, Россия является федеративным государством. Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

Согласно Конституции  РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.

Бюджетный федерализм — это разграничение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней.

Конкретные же воплощения концепции бюджетного федерализма  опираются на определенное сочетание  двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными  органами на “рынке” социальных услуг, с одной стороны, и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения  на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов - с другой.

Таким образом, бюджетный  федерализм есть одно из сложнейших направлений  экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. Наша страна делает еще только первые шаги к  становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами различных  уровней. Тем не менее основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и немало проблем.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — основной принцип федерализма, предусмотренный  в ст. 11 Конституции Российской Федерации, федеративных и иных (двусторонних) договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

Правовой формой разграничения  предметов ведения и Полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и субъектов  России является заключенный между  ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции  Российской Федерации перечислены  все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 50 областей, в  том числе одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации конституцией республики, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономно округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта РФ.

Согласно ст. 71 Конституции  РФ в ведении Российской Федерации  находятся:

  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;
  • федеральные фонды регионального развития;
  • внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
  • внешнеэкономические отношения РФ;
  • оборона и безопасность.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции):

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Важную роль в бюджетной  системе России играет местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают Местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.5

Компетенция органов местного самоуправления (бюджетные права) в  области регулирования бюджетных  правоотношений изложена ниже.

Развитие федерализма  в России предполагает учет региональных особенностей в хозяйственной жизни  при проведении экономических реформ и особенно соблюдения федеральных  законов Российской Федерации, повышение  исполнительной дисциплины, обеспечение  единого правового пространства Российской Федерации. Одним из недостатков  в реализации федерализма наблюдается  несоответствие законов и решений  субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов  в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения  эффективности деятельности федеральных  органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано 7 федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Согласно Указу Президента полномочный представитель федерального округа выполняет следующие функции:

  • обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями;
  • разрабатывает совместно с межрегиональными экономическими ассоциациями программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
  • организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
  • согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;
  • принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
  • вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод человека и гражданства РФ.

Бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса, при формировании бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:

1) законодательном  разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

2) обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них функций;

3)  обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) самостоятельности и  равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему.  Этот принцип предполагает самостоятельность  бюджетного процесса, в том числе  в определении использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим  представительным органом власти;

5) организации межбюджетных  отношений в рамках бюджетной  системы РФ.

В основе межбюджетных отношений  лежат следующие положения:

  • распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы — закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами субъектов Федерации, исключительно за местными бюджетами;
  • разграничение (закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
  • равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Статьей 48 Бюджетного кодекса  РФ установлено, что при распределении  налоговых доходов по уровням  бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Проблемы бюджетного федерализма  решаются главным образом при  осуществлении бюджетного процесса Российской Федерации.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетные права Российской Федерации

 

 

Бюджетные права – это полномочия различных субъектов бюджетного права.

Содержание бюджетных  прав Российской Федерации обусловлено  ее суверенитетом, распространяющимся на всю территорию России. Принадлежность бюджетных прав суверенному государству  придает им особый характер, отличает их от прав других субъектов. Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем. 7

Бюджетные права РФ обеспечивают создание финансовой базы, без которой  невозможно действительное осуществление  государственного суверенитета и компетенции  РФ. С помощью этих прав в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный бюджет, необходимый  для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних  задач.

Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и  в конечном итоге единая социально-экономическая  политика.

Эти права создают финансовые возможности для координации  и объединенных действий России в  рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного  масштаба.

Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а  также в текущем законодательстве.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  Российской Федерации относятся:

  • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
  • разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
  • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  • определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
  • установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;
  • установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
  • установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;
  • установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
  • утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;
  • установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;
  • определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
  • установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ (ст. 7 Бюджетного кодекса РФ).

Информация о работе Бюджетные права РФ,Субъектов РФ и муниципальных образований