Бюджетные права РФ,Субъектов РФ и муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определенным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий) материального и процессуального содержания, через использование которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Теоретическая сущность бюджета…………………………………5
Понятие и роль бюджета…………………………………………….5
2. Бюджетное устройство Российской федерации…………………..6
1.3. Бюджетный федерализм как основа построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………..9
2. Бюджетные права Российской Федерации ………………………….18
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курс..docx

— 51.32 Кб (Скачать)

 

Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований

 

 

Введение……………………………………………………………………3

  1. Теоретическая сущность бюджета…………………………………5
    1. Понятие и роль бюджета…………………………………………….5

  1. 2. Бюджетное устройство Российской федерации…………………..6

1.3. Бюджетный федерализм как  основа построения бюджетной  системы Российской Федерации………………………………………………..9

2. Бюджетные права Российской  Федерации ………………………….18

Заключение……………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных  подразделений. Основа этого статуса  — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определенным органам  государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий  круг бюджетных прав (полномочий) материального  и процессуального содержания, через  использование которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это право на получение определенных доходов, распределение и использование  их на нужды соответствующей территории, а также права по регулированию  бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции  установлены Конституцией РФ.

Итак, бюджетные права  Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных  образований — это принадлежащие  им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных  органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных  отношений на своей территории в  определенных законодательством пределах.

Основное содержание бюджетных  прав Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:

— собственный бюджет;

— получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов  и включение их в данный бюджет;

— использование средств  собственного бюджета для финансирования потребностей государства или его  территориальных подразделений  соответственно их задачам и функциям;

— самостоятельное определение  направлений расходов собственных  бюджетов;

 

— распределение собственных  бюджетных доходов между бюджетами  данной территории;

— формирование, и использование  в рамках собственного бюджета целевых  и резервных фондов;

— объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;

— привлечение в бюджеты  заемных средств (выпуск облигаций  федеральных займов, займов субъектов  Федерации и муниципальных займов, использование банковского кредита  и др.);

— оказание финансовой поддержки  нижестоящим бюджетам;

— компенсацию за счет средств  вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения  бюджета вследствие решений вышестоящих  органов государственной власти;

— самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или  сэкономленными средствами (свободными остатками средств);

— правовое регулирование  отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и  др. нормативных актов);

— судебную защиту бюджетных  прав.

Цель работы – раскрыть сущность бюджетных прав.

Для достижения цели в данной работе изложены вопросы понятия  и роли бюджета, бюджетного устройства Российской федерации, а также бюджетных прав.

 

 

 

 

 

1.Теоретическая сущность бюджета

1.1. Понятие и роль бюджета

 

Как экономическая категория  бюджет представляет совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Бюджет - форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задачи функций государства  и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).1

Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов РФ, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо порядке, установленном уставами муниципальных  образований.

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетные средства предназначены  для:

  • функционирования органов государственного управления;
  • осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурные и информационные связи;
  • национальной обороны;
  • правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
  • функционирования федеральной судебной системы;
  • фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
  • развития промышленности, энергетики и строительства;
  • развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
  • осуществления социальной политики и т. д.

Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.

1.2. Бюджетное устройство Российской федерации

 

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ от 17 июля 1998г.

Правовые нормы, закрепляющие бюджетное  устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании. 2

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством.

В унитарном государстве  бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня – государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Бюджетная система РФ является частью финансовой системы России.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации бюджетная  система России состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень –  федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

-второй уровень – бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

-третий уровень – местные  бюджеты. 

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Консолидированный бюджет используется для расчетов и  анализа.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджета районов, областных городов, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджета сел, поселков, городские бюджета районных городов, расположенных на территории района.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

 Региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные  бюджета субъектов Российской Федерации  составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

 Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как «минимальные государственные социальные стандарты» и «минимальная бюджетная обеспеченность».3

Минимальные государственные  социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых гражданам на. безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность – минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

1.3. Бюджетный федерализм как основа построения бюджетной системы Российской Федерации

 

Развитие демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении, происходящее в последние годы в России, сделало  обязательным компонентом системы  государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом  управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и  роль местных бюджетов. Величина местных  финансов растет во многих странах: они  становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но здесь же возникает  множество проблем. Как осуществить  справедливое распределение доходов  и расходов между бюджетами различных  уровней?  Как определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого  на одном из уровней? И главное - как  добиться одинаковой направленности бюджетной  политики всех уровней?

Одной из основных характеристик  федеративного государства является соответствие базовых направлений  экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем не менее, именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного устройства.

Информация о работе Бюджетные права РФ,Субъектов РФ и муниципальных образований