Автоматизированная банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Современные информационные технологии (ИТ) - важнейший источник и средство развития банковского дела. В большинстве банков руководство понимает, какую выгоду может принести использование последних достижений в области ИТ и как они кардинально изменяют бизнес, выводя его на принципиально иной уровень.
Первым и самым важным фактором среди составляющих процесса организации, оснащения, функционирования и развития ИТ являются тесное взаимодействие с бизнесом, связь со стратегией инноваций конкретных банков, удовлетворение требований бизнеса и достижение бизнес-целей.

Оглавление

Введение 2
1. Современный этап развития банковской системы 4
2. Особенности автоматизации в банковской деятельности 6
2.1 Автоматизация банковской деятельности 6
2.2 Преимущества АБС 12
3. Развитие инновационных процессов в банках 15
3.1 Инновационные процессы в банках 15
3.2 Программное обеспечение АБС 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Банк.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

• BS7799 — организация информационной безопасности и т.д.

Внедрение указанных методологий  является сложной задачей и не всегда может быть осуществлено без  внешней поддержки. Связано это  с тем, что в процессе внедрения  необходимо оценить последовательность действий и сформировать систему  приоритетов. Для больших банков помимо выбора и использования проверенных  методологий необходимостью является централизация методологического  управления информационными технологиями, как в головном офисе, так и  в удаленных филиалах.

Разработкой и реализацией  таких методологий занимаются очень  крупные компании, преимущественно  международные, так как при этом требуются весьма объемная научная  и исследовательская работа и  ресурсы. Применение таких методологий  связано с более высокой эффективностью. В них предлагается структурированный  подход к управлению ИТ, они соответствуют международным нормативам и стандартам и т.д.

Ключевым подходом в управлении ИТ является необходимость их постоянного совершенствования и оптимизации. Еще одной составляющей правильной организации и управления ИТ является документальное отражение главных аспектов внедрения и функционирования ИТ. В качестве примеров таких направлений можно привести следующие: стратегия в области ИТ, программно-техническая платформа, политика информационной безопасности, соглашения об обслуживании бизнес-процессов и их подразделений, ИТ-бюджет и др.

Эффективность работы банка  оценивается на основании ряда ключевых показателей, отражающих, насколько  успешно менеджеры управляют  собственными и привлеченными средствами, какова доходность процентных и непроцентных операций, степень прибыльности активов, капитала, долю расходов на аппарат  управления и др. Однако финансовые показатели надежны для оценки уже  проведенной работы и не в полной мере адекватны, когда речь заходит  о будущем развитии банка. У собственников банка в основном преобладает стратегический взгляд на его развитие. Они решают, в каких направлениях бизнеса обозначить приоритеты и придать им статус стратегических. Уделяя внимание отдаленной перспективе, необходимо обеспечить ресурсами программу развития банка. Тем самым подготавливается почва для реализации будущих конкурентных преимуществ. Опыт показывает, что банки, которые имеют ясную стратегию и четкие планы, чаще добиваются успеха.4

Процесс перевода стратегии  и планов банка в действие неразрывно связан с развитием информационных технологий. Поэтому необходимо расширить  систему показателей, придать ей сбалансированность для отражения  не только прошедшего периода, но и  будущего, формируя цели и этапы  их достижения.

Сведение стратегической задачи банка к мониторингу (контролю) отдельных показателей, многие из которых  надо отслеживать в процессе оперативной  деятельности, и представляет собой  в будущем перевод стратегии  в действие. Степень выполнения отдельных  целей определяется обратной связью, столь необходимой для корректировки  развития банка по осуществлению  долгосрочной программы.

Для оценки, анализа и  прогнозирования состояния информационных технологий необходимо так же, как  и для банка в целом, иметь  объективную систему показателей по основным аспектам деятельности АБС. Такие показатели обеспечивают контроль, управление и достижение конечных результатов деятельности по направлениям ИТ. В зарубежной практике такие показатели называют ключевыми индикаторами выполнения. В качестве примеров можно привести следующие: удовлетворенность пользователей работой служб ИТ, количество поддерживаемых пользователей на одного работника АБС, процент загруженности работников АБС, рост бюджета АБС по сравнению с ростом операций, время разрешения проблем у пользователей, процент проектов ИТ, не укладывающихся в сроки или бюджет, доступность критичных ресурсов (100% означают, что определенные ресурсы доступны 24 часа) и т.д. Важно определить, какие из показателей необходимо учитывать при оценке деятельности ИТ банка.

Одним из основных аспектов реализации стратегии развития банка  является организация информационных технологий в направлении комплексной  автоматизации банковской деятельности на основе интеграции функций управления банком в целом. Поэтому автоматизированная банковская система АБС кредитной  организации должна функционировать  как интегрированный комплекс, в  котором кроме традиционных решений, современных средств, имеет место  система визуализации ключевых показателей, в том числе и о будущей  деятельности банка.

Уровень автоматизации любого кредитного учреждения в силу достигнутого прогресса в области ИТ определяется целесообразностью, потребностями специалистов и ресурсными возможностями банка. Главная задача банковского менеджмента состоит в поиске оптимального решения в отношении цены и качества, экономичности и прибыльности.

2.2 Преимущества  АБС

Цель применения современных  автоматизированных банковских систем - обеспечение роста прибыли банка, а так же беспрепятственное развитие и расширение бизнеса в будущем.

Основой данного подхода  является анализ и оптимизация бизнес-процессов  банка, которые должны быть выявлены, отлажены, приведены в соответствие с эффективной стратегией развития банка и взаимоотношений с  клиентами. Следующий шаг – их автоматизация, требующая:

  • Выбора информационных технологий, адекватных стратегиям банка.
  • Экономически эффективной последовательности внедрений, ориентированной на быстрый поэтапный возврат инвестиций.
  • Привлечения высококвалифицированных специалистов по внедрению и сопровождению.
  • Обучения персонала банка.
  • Потенциальные возможности увеличения прибыли
  • Средствами повышения экономической эффективности автоматизации банковской деятельности являются:
  • Активное их использование в бизнес-процессах, способствующих быстрому увеличению прибыли банка.
  • Снижение себестоимости услуг за счет оптимизации бизнес-процессов банка и внедрения стратегий управления отношениями с клиентами.
  • Увеличение объемов бизнеса за счет значительного ускорения обслуживания каждого конкретного клиента.
  • Сокращение расходов за счет значительного снижения общего числа рутинных операций, выполняемых сотрудниками банка.
  • Оптимизация управления финансовыми и информационными потоками банка.
  • Внедрение АБС имеет целью повысить уровень автоматизации операционной деятельности и создать единое информационное пространство банка.

Это позволяет:

- увеличить эффективность  работы подразделений банка;

- уменьшить затраты на  выполнение операций;

-повысить качество клиентской  работы с юридическими и физическими  лицами;

- организовать дистанционное  обслуживание клиентов;

- обеспечить максимальную  прозрачность технологических процессов;

- создать механизм разделение  доступа к информации и ее защиту;

- интегрировать бухгалтерский  и управленческий учет;

- обеспечить высокую надежность  и скорость обслуживания клиентов.

Наличие единого информационного  пространства обеспечивает единый и  целостный взгляд на процессы, происходящие в банке, что, в свою очередь, повышает управляемость и надежность банка.

АБС обеспечивает автоматизацию  традиционных задач банковской деятельности: ведение бухгалтерского учета, получение  обязательной отчетности, автоматизированное расчетно-кассовое обслуживание клиентов, кредитно-депозитную деятельность и  многих других. Как правило, внедрение  современной АБС приносит еще  и дополнительный эффект, поскольку  на этапе разработки решения в  банке перестраиваются и оптимизируются бизнес-процессы - просто за счет того, что внедрение системы позволяет  по-новому взглянуть на существующие механизмы, упразднить "лишние звенья", использовать опыт поставщиков решения  и консультантов.5

Автоматизация повышает эффективность  работы банка, обеспечивает более высокую  надежность безошибочной обработки  документов за счет сочетания различных  видов автоматического и визуального  контроля, а также дает возможность  получения в любой момент времени  общей картины деятельности и  текущего состояния банка.

Автоматизированная система  обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции.

Современная интегрированная  АБС может помочь банку выстроить  эффективные бизнес-процессы, уменьшить  расходы и риски, связанные с  операциями на рынке и обслуживанием  клиентов. Кроме того, система помогает объективно оценивать риски, анализировать  и управлять ими. Таким образом, современная АБС не только может позволить банку контролировать риски в соответствии с требованиями регулирующих органов, но и способна дать ощутимые преимущества перед конкурентами.

  1. Развитие  инновационных процессов в банках

3.1 Инновационные  процессы в банках

 

Инновационные процессы в  сфере банковской деятельности связаны  с целесообразностью новых предложений  и получением от них выгоды для  хозяйствующих субъектов. Рациональность является реальным двигателем инновационных  процессов, которые в свою очередь  обеспечивают эволюционное развитие банковской системы.

Неоднородность потребительской  массы банковских услуг обусловливает  ее сегментированность, т.е. наличие устойчивых групп организаций, физических лиц, ряда разнообразных структур и институтов. Границы, состав и объем этих сегментов подвержены изменениям, что открывает возможность для появления новых идей, товаров, услуг, технологий, информационных продуктов. Новшества лучше удовлетворяют потребности покупателей, приносят дополнительную прибыль предлагающей стороне. Очевидная рациональность новых предложений рождает инновации.

На этом фоне резко возрастает значение маркетинга, который позволяет  распознавать сегменты покупательского  рынка, выявлять их характеристики. Маркетинговые функции предшествуют этапу разработки нового банковского продукта, услуги для снижения риска его продвижения на рынок.

Продвижение новшеств на российском рынке банковских продуктов сдерживается рядом факторов: недостаточным развитием  законодательной базы, инфраструктуры, телекоммуникационной среды; относительно высокой по сравнению с западными  рынками стоимостью транзакций; низким финансовым уровнем российских потребителей (юридических и физических лиц). Отсюда более бедный набор используемых финансовых инструментов, более медленное  освоение новых продуктов и др. Основная масса банковских инноваций  нацелена на межкорпоративный сегмент  рынка. Это связано с большим  объемом сделок, быстротой внедрения, информированностью участников рынка, неоднородностью клиентов, что является предпосылкой появления новых предложений.

Отмечается усиление конкуренции  для банковской сферы со стороны  организаций, чей бизнес не связан с  предложением банковских и финансовых услуг. Многие крупные розничные  торговые предприятия предлагают своим  постоянным покупателям собственные  кредитные карты, потеснив коммерческие банки на рынке услуг. Это относится  как к кредитованию населения, так  и к привлечению его средств. Масштабы такого явления на примере  одной из сетей магазинов составляют около 60% полученной прибыли от выпуска  и обслуживания своих кредитных  карточек. Иногда появление инновации  связано с целой комбинацией  факторов неоднородности рынка потребителей.

Интенсивный рост числа инноваций  в банковской сфере обусловлен высоким  уровнем развития информационных и  телекоммуникационных технологий. Высокий  уровень этих технологий снижает  издержки участников сделок. Постоянно  уменьшающиеся затраты на разработку и реализацию инноваций способствуют их росту. Эти особенности и определяют динамику инновационного развития банковской системы.

Основными направлениями  развития инноваций в российской банковской системе можно назвать  следующие6:

  • дистанционное обслуживание в самых разнообразных формах;
  • наращивание функций и услуг в клиентских отношениях, персонифицирование услуг (индивидуализация услуг под отдельных клиентов);
  • обеспечение безопасности информации, документов, сетей,
  • программно-технического оборудования и с соблюдением «прозрачности» для государственных надзорных и налоговых органов, для акционеров, в том числе обеспечение юридической
  • поддержки и защиты;
  • развитие информационного обеспечения для управленческих
  • функций анализа, прогноза, стратегического долгосрочного
  • планирования;
  • расширение розничного банкинга;
  • участие банков в электронной коммерции;
  • наращивание функций и повышение качественного уровня
  • информационных технологий;
  • углубленные проработки в расширении информационных и
  • функциональных возможностей рабочих мест специалистов,
  • администраторов, менеджеров и других пользователей и др.

Информация о работе Автоматизированная банковская система