Автоматизированная банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Современные информационные технологии (ИТ) - важнейший источник и средство развития банковского дела. В большинстве банков руководство понимает, какую выгоду может принести использование последних достижений в области ИТ и как они кардинально изменяют бизнес, выводя его на принципиально иной уровень.
Первым и самым важным фактором среди составляющих процесса организации, оснащения, функционирования и развития ИТ являются тесное взаимодействие с бизнесом, связь со стратегией инноваций конкретных банков, удовлетворение требований бизнеса и достижение бизнес-целей.

Оглавление

Введение 2
1. Современный этап развития банковской системы 4
2. Особенности автоматизации в банковской деятельности 6
2.1 Автоматизация банковской деятельности 6
2.2 Преимущества АБС 12
3. Развитие инновационных процессов в банках 15
3.1 Инновационные процессы в банках 15
3.2 Программное обеспечение АБС 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Банк.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 2

1. Современный этап развития банковской системы 4

2. Особенности автоматизации в банковской деятельности 6

2.1 Автоматизация  банковской деятельности 6

2.2 Преимущества  АБС 12

3. Развитие инновационных процессов в банках 15

3.1 Инновационные  процессы в банках 15

3.2 Программное  обеспечение АБС 18

Заключение 20

Список использованной литературы 22

 

 

 

Введение

 

Современные информационные технологии (ИТ) - важнейший источник и средство развития банковского дела. В большинстве банков руководство понимает, какую выгоду может принести использование последних достижений в области ИТ и как они кардинально изменяют бизнес, выводя его на принципиально иной уровень.

Первым и самым важным фактором среди составляющих процесса организации, оснащения, функционирования и развития ИТ являются тесное взаимодействие с бизнесом, связь со стратегией инноваций конкретных банков, удовлетворение требований бизнеса и достижение бизнес-целей.

Так как ИТ являются специфической и стремительно меняющейся областью деятельности, то к ним применяются организационные подходы, соответствующие их специфике. ИТ могут быть не только источником развития банковских технологий, но и средством серьезных ограничений бизнес-инициатив по стоимости, времени, качеству и реализуемости. Оптимизация и постоянное совершенствование ИТ являются ключевым подходом в реализации бизнес-процессов и эффективном достижении бизнес-целей.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг  предоставляемых своим клиентам - от традиционных денежно-ссудных и  расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими  структурами (лизинг, факторинг и  т.д.).

В условиях усиливающейся  межбанковской конкуренции успех  предпринимательской деятельности будет сопутствовать тем банкирам, которые лучше овладеют современными методами управления банковскими процессами, а автоматизированные информационные технологии этому очень помогают.

Прошли времена, когда  можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой  и мошенничестве. Сегодня все  больше банков делает ставку на профессионализм  своих сотрудников и новые  информационные, компьютерные технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для  внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают  в ходе работы банка, достаточно легко  поддаются автоматизации. Быстрая  и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной  из основных задач любой крупной  финансовой организации.

 

 

 

  1. Современный этап развития банковской системы

 

Интенсивное развитие банковской системы России в предшествующее кризису 1998 г. десятилетие определило ее формирование и присущие ей особенности. За этот период были созданы 2500 коммерческих банков, которые имели около 39 тыс. филиалов. Резкому росту числа  коммерческих банков способствовала также  либеральная политика лицензирования банков, которую проводил Центральный  Банк Российской Федерации (Банк России).

Докризисная (до 1998г.) банковская система характеризовалась дефицитом  банковских услуг, централизованным распределением кредитов, высокой зависимостью банков от рынка государственных краткосрочных  облигаций (ГКО), теневой структурой собственности, высоким уровнем  кредитного риска и т.д. И как  следствие такого состояния - рост неплатежей в российской экономике, который показал уязвимость банковского сектора.

Реформирование банковской системы в большей степени  приближает ее к практике, принятой в западных странах. Были разработаны  обязательные экономические нормативы  для ключевых областей деятельности банков. Нормативы касаются достаточности  капитала, ссудной деятельности, минимальной  ликвидности, концентрации операций, валютного  риска и т.д.

Стратегия развития банковской системы включает следующие положения: принятие полного набора международных  норм в области бухгалтерского учета  и отчетности, введение механизмов прозрачного распространения информации о финансах, соблюдение более действенного надзора за деятельностью банков и др. Такие меры способствуют интеграции банковской системы России в мировую  финансовую среду. Предполагается повышение  прозрачности банковских операций с  широким спектром универсальных  финансовых инструментов (ценных бумаг). Совершенствование банковской системы  — сложный и многоступенчатый процесс, требующий решения комплексных проблем, что выведет банковскую систему России на новый качественный уровень .

Многие вопросы еще  не реализованы. Переход коммерческих банков от российских стандартов бухгалтерского учета к Международным стандартам бухгалтерского учета (МСБУ) потребует  согласованности банковского бухгалтерского учета с международными нормами. Переход на новый план счетов в 1997 г. принес изменения в правилах ведения  бухгалтерского учета, в структурах счетов, в формах банковской отчетности. С 1 января 2004 г. Банк России и Правительство  РФ обязали банки перейти на международные  стандарты финансовой отчетности. Реализация такого перехода потребует соответствующей  подготовки управленческого персонала, принятия поправок в Законе о бухгалтерском  учете и в связанных с ним  нормативных актах, совершенствования  налогообложения и т.д.

Работа на основе международных  стандартов для ряда банков приведет к необходимости или уйти с  рынка, или прибегнуть к слиянию  мелких банков с более сильными и  подготовленными банками. Неизбежным будет сокращение слабых структур и  поглощение их крупными.

При переходе банков на формирование отчетности по международным стандартам основные проблемы связаны с разработкой  соответствующих информационных технологий и подготовкой кадров. К настоящему времени в России более 120 банков готовят отчетность по международным  стандартам, что составляет менее 10% всех коммерческих банков, но ими выполняется  более 90% всех банковских операций. Специалисты  таких банков прошли обучение, информационные технологии модернизированы. Передовая  группа банков может стать лидером  комплексного перехода на международные  стандарты финансовой отчетности. Однако международные стандарты не решают всех проблем, но являются необходимым  условием для реформирования экономики  России, а также международной  экономической интеграции. Для полного  использования потенциала стандартов следует развивать корпоративные  принципы управления, повышать уровень  обеспечения и использования как внешней, так и внутренней управленческой информации.1

  1. Особенности автоматизации в банковской деятельности

2.1 Автоматизация  банковской деятельности

 

Использование современных  информационных технологий кардинально  влияет и изменяет бизнес-процессы в банках, выводя их на принципиально  иной уровень. Банковские технологии неразрывно связаны с информационными технологиями, которые обеспечивают комплексную  автоматизацию бизнеса.

Рост объемов банковского  бизнеса, его управление и оценка деятельности требуют использования  не только количественных методов оценки, но и качественных критериев, что  вызывает необходимость модернизации информационно-технологических систем в банках, повышения качества клиентской работы, определения стратегии развития банка и стратегического планирования.

Переход на международные  стандарты отчетности, снижение банковских рисков также предопределяют условия  выбора направлений развития автоматизации  банковского бизнеса, выбора той  или иной информационной системы  и планирования инвестиций в них.

Реализация информационных процессов в банках осуществляется на основе автоматизированных банковских систем (АБС). АБС - спроектированная и функционирующая объединенная совокупность элементов (информации, техники, программ, технологий и т.д.), выполняющих единым комплексом информационные и управленческие задачи, стоящие перед банком. Таким образом, АБС представляет собой взаимосвязанный набор средств и методов работы с информацией с целью управления банком.2

При выработке идеологии  построения АБС создается модель работы банка, объединяющая ряд уровней  и звеньев: разнообразие банковских услуг и операций, обслуживание юридических  и физических лиц, обеспечение внутренних и внешних информационных потребностей и т.д. Так как в российском банковском деле нет устоявшихся  магистральных технологий, то для  обеспечения устойчивого развития банка на рынке банковского сектора  предлагаются разнообразные семейства  АБС, в которых сочетаются различные  концептуальные (идеологические) подходы. Множество предлагаемых к использованию  автоматизированных банковских систем отражает сложнейший технологический  уровень развития банковского дела в России.

Использование информационной системы российского производства обеспечивает бухгалтерскую и операционную деятельность кредитной организации, но функциональность подобных систем в таких сферах бизнеса, как стратегическое управление, управление клиентскими  отношениями, управление рисками, значительно  отстает и является более узкой, чем у западных систем, хотя они  и дешевле.

Собственные разработки банка  в сфере автоматизации характерны для малых и средних банков, но они постепенно сходят на нет. Появилась тенденция перехода на аутсорсинг в сфере информационных технологий. Аутсорсинг означает передачу каких-либо функций, например по автоматизации банковских операций, внешнему исполнителю.

Рассмотрим важнейшие  направления развития банковского  бизнеса, которые на сегодня наиболее актуальны и определяют выбор  информационно-технологических решений.

Во-первых, это возросшая  конкуренция за клиентуру, особенно за качественного клиента. Необходимо, чтобы банк обладал достаточной  информацией о рынках и клиентах, мог гибко и оперативно реагировать  на запросы клиентов, прогнозировать меняющиеся потребности клиентуры  и разрабатывать новые продукты с учетом таких прогнозов. Такое  положение касается в первую очередь  тех банков, которые стали развивать  розничный бизнес, приватный банкинг  и т.д.

Во-вторых, возрос интерес  к системам, обеспечивающим комплексное  управление рисками, и прежде всего  кредитными.

В-третьих, внедрение современной  корпоративной информационной системы, охватывающей все стороны деятельности крупной кредитной организации, т.е. банка.

В-четвертых, насущной является проблема стратегического управления и планирования. Последние нормативные  документы и рекомендации Банка  России о бизнес-планах кредитных  организаций стимулируют банки  к использованию современных  информационных систем в сфере стратегического  развития бизнеса.3

Во избежание технологического отставания банки должны определить свою нишу и сконцентрироваться на автоматизации избранных направлений  бизнеса. Чем более высокотехнологичный  банк, тем выше его конкурентоспособность. Происходящие в российской банковской системе процессы слияний и поглощений требуют адекватности развития информационных систем в банках для минимизации  риска и потери их управляемости.

Первой и самой важной задачей информационных технологий (ИТ) среди прочих является достижение бизнес-целей. Любая деятельность в области ИТ лишь тогда имеет смысл, когда она направлена на получение конечного результата и связана со стратегией развития банка. При правильной организации управления кредитной организацией ИТ-менеджер должен принимать непосредственное участие в определении целей и выработке стратегии их достижения. В области ИТ средствами достижения являются ресурсы, их сбалансированность. Основные ресурсы ИТ — это технологии, информация, персонал, программно-техническое оснащение.

Общим ресурсом являются деньги, время. В области ресурсного обеспечения  ИТ использование сторонних ресурсов, т.е. аутсорсинг, для некоторых задач является более предпочтительным и все более расширяется. Например, банк приобрел у фирмы-разработчика банковских программ и технологий систему автоматизации банковской деятельности. Спустя некоторое время для расширения деятельности понадобилось добавить функцию работы с новыми фондовыми инструментами (допустим, с векселями). Аутсорсинговая услуга предполагает обращение банка к фирме-разработчику для проектирования и закупки информационной технологии, обеспечивающей банку работу с векселями. Новая функция в деятельности конкретного банка реализуется внешним исполнителем и его ресурсами, что является более экономичным способом ее реализации. Услуги по аутсорсингу могут быть связаны с переводом информационных технологий банка на новое программно-техническое оснащение (платформу), с заменой и обновлением сетевой операционной системы и т.д. При решении конкретных задач необходимо определить: какой вид использования ресурсов является более эффективным - внутренний или сторонний. С аутсорсингом связаны и новые специфические риски, управление которыми является частью оперативной деятельности ИТ-служб.

Наиболее известными методологиями  и стандартами в области информационных технологий являются:

  • СobIТ — управление, контроль и аудит всеми аспектами
  • информационных технологий (используется в американской
  • практике);
  • ITIL, ITSM — управление обслуживанием информационных
  • систем (используется в европейских странах);
  • ISO 9000 — управление качеством информационных технологий и программных продуктов;
  • TickIT — управление качеством ИТ и программных продуктов;
  • ГОСТы — государственные нормативно-технические документы, устанавливающие определенные нормы и правила создания и функционирования ИТ;

Информация о работе Автоматизированная банковская система