Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа
Современные информационные технологии (ИТ) - важнейший источник и средство развития банковского дела. В большинстве банков руководство понимает, какую выгоду может принести использование последних достижений в области ИТ и как они кардинально изменяют бизнес, выводя его на принципиально иной уровень.
Первым и самым важным фактором среди составляющих процесса организации, оснащения, функционирования и развития ИТ являются тесное взаимодействие с бизнесом, связь со стратегией инноваций конкретных банков, удовлетворение требований бизнеса и достижение бизнес-целей.
Введение 2
1. Современный этап развития банковской системы 4
2. Особенности автоматизации в банковской деятельности 6
2.1 Автоматизация банковской деятельности 6
2.2 Преимущества АБС 12
3. Развитие инновационных процессов в банках 15
3.1 Инновационные процессы в банках 15
3.2 Программное обеспечение АБС 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Содержание
Введение 2
1. Современный этап развития банковской системы 4
2. Особенности автоматизации в банковской деятельности 6
2.1 Автоматизация банковской деятельности 6
2.2 Преимущества АБС 12
3. Развитие инновационных процессов в банках 15
3.1 Инновационные процессы в банках 15
3.2 Программное обеспечение АБС 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Современные информационные технологии (ИТ) - важнейший источник и средство развития банковского дела. В большинстве банков руководство понимает, какую выгоду может принести использование последних достижений в области ИТ и как они кардинально изменяют бизнес, выводя его на принципиально иной уровень.
Первым и самым важным фактором среди составляющих процесса организации, оснащения, функционирования и развития ИТ являются тесное взаимодействие с бизнесом, связь со стратегией инноваций конкретных банков, удовлетворение требований бизнеса и достижение бизнес-целей.
Так как ИТ являются специфической и стремительно меняющейся областью деятельности, то к ним применяются организационные подходы, соответствующие их специфике. ИТ могут быть не только источником развития банковских технологий, но и средством серьезных ограничений бизнес-инициатив по стоимости, времени, качеству и реализуемости. Оптимизация и постоянное совершенствование ИТ являются ключевым подходом в реализации бизнес-процессов и эффективном достижении бизнес-целей.
Современная банковская система - это сфера многообразных услуг предоставляемых своим клиентам - от традиционных денежно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг и т.д.).
В условиях усиливающейся
межбанковской конкуренции
Прошли времена, когда
можно было легко зарабатывать на
спекулятивных операциях с
Трудно представить себе
более благодатную почву для
внедрения новых компьютерных технологий,
чем банковская деятельность. В принципе
почти все задачи, которые возникают
в ходе работы банка, достаточно легко
поддаются автоматизации. Быстрая
и бесперебойная обработка
Интенсивное развитие банковской системы России в предшествующее кризису 1998 г. десятилетие определило ее формирование и присущие ей особенности. За этот период были созданы 2500 коммерческих банков, которые имели около 39 тыс. филиалов. Резкому росту числа коммерческих банков способствовала также либеральная политика лицензирования банков, которую проводил Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).
Докризисная (до 1998г.) банковская
система характеризовалась
Реформирование банковской системы в большей степени приближает ее к практике, принятой в западных странах. Были разработаны обязательные экономические нормативы для ключевых областей деятельности банков. Нормативы касаются достаточности капитала, ссудной деятельности, минимальной ликвидности, концентрации операций, валютного риска и т.д.
Стратегия развития банковской
системы включает следующие положения:
принятие полного набора международных
норм в области бухгалтерского учета
и отчетности, введение механизмов
прозрачного распространения
Многие вопросы еще
не реализованы. Переход коммерческих
банков от российских стандартов бухгалтерского
учета к Международным
Работа на основе международных стандартов для ряда банков приведет к необходимости или уйти с рынка, или прибегнуть к слиянию мелких банков с более сильными и подготовленными банками. Неизбежным будет сокращение слабых структур и поглощение их крупными.
При переходе банков на формирование
отчетности по международным стандартам
основные проблемы связаны с разработкой
соответствующих информационных технологий
и подготовкой кадров. К настоящему
времени в России более 120 банков
готовят отчетность по международным
стандартам, что составляет менее 10%
всех коммерческих банков, но ими выполняется
более 90% всех банковских операций. Специалисты
таких банков прошли обучение, информационные
технологии модернизированы. Передовая
группа банков может стать лидером
комплексного перехода на международные
стандарты финансовой отчетности. Однако
международные стандарты не решают
всех проблем, но являются необходимым
условием для реформирования экономики
России, а также международной
экономической интеграции. Для полного
использования потенциала стандартов
следует развивать
Использование современных
информационных технологий кардинально
влияет и изменяет бизнес-процессы
в банках, выводя их на принципиально
иной уровень. Банковские технологии неразрывно
связаны с информационными
Рост объемов банковского
бизнеса, его управление и оценка
деятельности требуют использования
не только количественных методов оценки,
но и качественных критериев, что
вызывает необходимость модернизации
информационно-технологических
Переход на международные стандарты отчетности, снижение банковских рисков также предопределяют условия выбора направлений развития автоматизации банковского бизнеса, выбора той или иной информационной системы и планирования инвестиций в них.
Реализация информационных процессов в банках осуществляется на основе автоматизированных банковских систем (АБС). АБС - спроектированная и функционирующая объединенная совокупность элементов (информации, техники, программ, технологий и т.д.), выполняющих единым комплексом информационные и управленческие задачи, стоящие перед банком. Таким образом, АБС представляет собой взаимосвязанный набор средств и методов работы с информацией с целью управления банком.2
При выработке идеологии
построения АБС создается модель
работы банка, объединяющая ряд уровней
и звеньев: разнообразие банковских
услуг и операций, обслуживание юридических
и физических лиц, обеспечение внутренних
и внешних информационных потребностей
и т.д. Так как в российском
банковском деле нет устоявшихся
магистральных технологий, то для
обеспечения устойчивого
Использование информационной
системы российского
Собственные разработки банка
в сфере автоматизации
Рассмотрим важнейшие
направления развития банковского
бизнеса, которые на сегодня наиболее
актуальны и определяют выбор
информационно-технологических
Во-первых, это возросшая конкуренция за клиентуру, особенно за качественного клиента. Необходимо, чтобы банк обладал достаточной информацией о рынках и клиентах, мог гибко и оперативно реагировать на запросы клиентов, прогнозировать меняющиеся потребности клиентуры и разрабатывать новые продукты с учетом таких прогнозов. Такое положение касается в первую очередь тех банков, которые стали развивать розничный бизнес, приватный банкинг и т.д.
Во-вторых, возрос интерес к системам, обеспечивающим комплексное управление рисками, и прежде всего кредитными.
В-третьих, внедрение современной корпоративной информационной системы, охватывающей все стороны деятельности крупной кредитной организации, т.е. банка.
В-четвертых, насущной является проблема стратегического управления и планирования. Последние нормативные документы и рекомендации Банка России о бизнес-планах кредитных организаций стимулируют банки к использованию современных информационных систем в сфере стратегического развития бизнеса.3
Во избежание технологического
отставания банки должны определить
свою нишу и сконцентрироваться на
автоматизации избранных
Первой и самой важной задачей информационных технологий (ИТ) среди прочих является достижение бизнес-целей. Любая деятельность в области ИТ лишь тогда имеет смысл, когда она направлена на получение конечного результата и связана со стратегией развития банка. При правильной организации управления кредитной организацией ИТ-менеджер должен принимать непосредственное участие в определении целей и выработке стратегии их достижения. В области ИТ средствами достижения являются ресурсы, их сбалансированность. Основные ресурсы ИТ — это технологии, информация, персонал, программно-техническое оснащение.
Общим ресурсом являются деньги, время. В области ресурсного обеспечения ИТ использование сторонних ресурсов, т.е. аутсорсинг, для некоторых задач является более предпочтительным и все более расширяется. Например, банк приобрел у фирмы-разработчика банковских программ и технологий систему автоматизации банковской деятельности. Спустя некоторое время для расширения деятельности понадобилось добавить функцию работы с новыми фондовыми инструментами (допустим, с векселями). Аутсорсинговая услуга предполагает обращение банка к фирме-разработчику для проектирования и закупки информационной технологии, обеспечивающей банку работу с векселями. Новая функция в деятельности конкретного банка реализуется внешним исполнителем и его ресурсами, что является более экономичным способом ее реализации. Услуги по аутсорсингу могут быть связаны с переводом информационных технологий банка на новое программно-техническое оснащение (платформу), с заменой и обновлением сетевой операционной системы и т.д. При решении конкретных задач необходимо определить: какой вид использования ресурсов является более эффективным - внутренний или сторонний. С аутсорсингом связаны и новые специфические риски, управление которыми является частью оперативной деятельности ИТ-служб.
Наиболее известными методологиями
и стандартами в области