Управление оборотными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение структуры, состава и динамики оборотных активов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: «Понятие оборотных активов»………………………………………....5
1.1 Понятие, состав и значение управления оборотными активами…....5
1.2 Формирование оборотных активов……………………………….......8
1.3 Определение потребности в оборотных активах…………………...12
1.4 Эффективность использования оборотных активов………………..16
Глава 2: «Состав оборотных активов»…………………………………………21
2.1 Управление запасами предприятия………………………………….21
2.2 Управление дебиторской задолженностью………………………..23
2.3 Управление денежными средствами………………………………..27
2.4 Управление финансовыми вложениями……………………………28
Заключение ……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая фин мен Пугач внф-404.docx

— 56.74 Кб (Скачать)

     г) К числу комплектующих относятся продукты, не требующие обработки вообще или требующие ее в незначительной степени. К числу производящихся с ними операций могут относиться пересортировка, изменение размера партии, маркировка и т. п.

     Сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы  относятся к общей категории  сырье и материалы (так как  подвергаются обработке или переработке  в процессе изготовления конечной продукции). 
Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов, как по величине, так и по номенклатуре.  
Образование запасов связано также с необходимостью обеспечения не прерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.  
Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы.

          
    2.2 Управление дебиторской задолженностью
     

     Успешно вести бизнес и не предоставлять  коммерческие кредиты практически  невозможно в силу объективных причин: высокой конкуренции, дефицита денежных средств и пр. Тем не менее предприятие должно стремиться снижать уровень дебиторской задолженности и повышать ее оборачиваемость, чтобы обезопасить себя от потери ликвидности.

     Управление  дебиторской задолженностью требует  особого внимания, поскольку находится  на стыке юриспруденции и управления финансами.

     Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным  активам предприятия, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности  существенно увеличивает затраты  на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации и как следствие отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, увеличивая риск финансовых потерь. В то же время эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим признаком "финансового здоровья" предприятия.

     Зачастую  причиной высокого уровня дебиторской  задолженности становится абсолютное незнание предприятием своих контрагентов. В результате предприятие, имея деньги, не может рассчитаться по своим обязательствам, оказываясь на пороге кризиса.

     В условиях кризиса компания должна пересмотреть работу по следующим направлениям управления кредиторской задолженностью:

     1. Формирование кредитной политики  предприятия. 

     2. Знакомство с клиентом.

     3. Планирование дебиторской задолженности. 

     4. Оформление договорных отношений. 

     5. Исполнение своих обязательств.

     6. Контроль исполнения обязательств клиентом.

     7. Досудебное урегулирование спора. 

     8. Рассмотрение спора в суде.

     9. Исполнительное производство.

     Устанавливая  политику кредитования покупателей  продукции, предприятие должно определиться по таким ключевым вопросам, как:

  • срок кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
  • стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается финансовая состоятельность клиента и вытекающие отсюда варианты оплаты);
  • система скидок;
  • процедуры взаимодействия с покупателем в случае нарушения условий оплаты.

     При формировании кредитной политики также  необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности  как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту (кредитный  лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию. Например, стратегия, направленная на завоевание новых рынков сбыта, предполагает больший размер дебиторской задолженности, нежели стратегия удержания рынка.

     Не  стоит забывать о том, что как  бы ни была эффективна кредитная политика предприятия, в ходе взаимодействия компании с покупателями не исключаются  всевозможные накладки, поэтому предприятие  должно обязательно организовать систему  контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины (иными словами проводить мониторинг дебиторов). Это позволит заблаговременно увидеть кризисные явления и предпринять меры для их устранения.

     Таким образом, в целях оптимизации  политики продаж с отсрочкой платежа  у предприятия должны быть разработаны  следующие положения и регламенты:

  • Кредитная политика, включающая принципы кредитования клиентов.
  • Регламент работы с дебиторской задолженностью.
  • Регламент заключения договоров.
  • Положение о скидках.
  • Должностные инструкции, предусматривающие права, обязанности и ответственность персонала.
  • Формы договоров.

     Второй  этап работы по управлению дебиторской  задолженностью - знакомство с клиентом, подразумевающее оценку его платежеспособности. Каждое предприятие самостоятельно определяет критерии оценки клиентов и способы ранжирования их по группам. Поскольку использование метода оценки финансового состояния клиента, основывающегося на анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности, на практике ограничено из-за того, что либо отчетность компании искажена, либо вообще недоступна, предприятие может воспользоваться иными способами определения кредитоспособности покупателя.

     Особое  внимание следует уделить сбору  информации о контрагентах-нерезидентах. В случае непоступления валютной выручки со стороны контролирующих органов к предприятию могут быть применены экономические санкции, а к руководству - уголовная ответственность.

     В обязательном порядке требуйте от нерезидента  предоставления легализованной выписки  из торгового реестра страны местонахождения  клиента и доверенность представителю  нерезидента с апостилем компетентного органа государства, в котором этот документ был выдан, а также копии учредительных документов с нотариально удостоверенным переводом.

     После "знакомства с клиентом" и подготовки к оформлению договорных отношений  необходимо осуществить планирование дебиторской задолженности в  разрезе видов задолженности, сроков погашения, сумм по классам контрагентов и договоров, видов готовой продукции (товаров) и др. Данный этап имеет  отношение к бюджетному процессу предприятия, так как связан с  созданием таких плановых документов, как бюджет запасов, бюджет закупок, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс и, конечно, бюджет дебиторской и кредиторской задолженности.

     Структурирование  дебиторской задолженности (выделение  групп покупателей по срокам погашения, определение размера задолженности  по каждому покупателю) позволяет  значительно усилить контроль за ее объемом. Кроме того, руководству будет легче принимать решения по устранению проблемных ситуаций, связанных с дебиторской задолженностью (например, определить методы взыскания задолженности, способы воздействия на дебиторов и т.д.).

     Особое  внимание при управлении дебиторской  задолженностью надо уделять изменению  таких параметров, как общий объем  задолженности, задолженность отдельных  дебиторов, оборачиваемость. Постоянное наблюдение за этими параметрами  позволит в случае их неблагоприятных  изменений своевременно принять  меры.

     
    2.3 Управление денежными средствами
     

     Управление денежными средствами – основа эффективного финансового менеджмента. Современные методы планирования, учета и контроля денежных средств позволяют руководителю определить, какие из подразделений и бизнес-линий предприятия генерируют наибольшие денежные потоки, в какие сроки и по какой цене наиболее целесообразно привлекать финансовые ресурсы, во что эффективно инвестировать свободные денежные средства.

     Основными задачами анализа денежных средств  являются:

     - оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

     - контроль за использованием денежных  средств строго по целевому назначению;

     - контроль за правильными и  своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

     - контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

     - своевременная выверка расчетов  с дебиторами и кредиторами  для исключения просроченной  задолженности;

     - диагностика состояния абсолютной  ликвидности предприятия;

     - прогнозирование способности предприятия  погасить возникшие обязательства  в установленные сроки;

     - способствование грамотному управлению  денежными потоками предприятия.

     С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому  к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас  денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

     Таким образом, к денежным средствам могут  быть применены модели, разработанные  в теории управления запасами и позволяющие  оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

     а) общий объем денежных средств  и их эквивалентов;

     б) какую их долю следует держать  на расчетном счете, а какую в  виде быстрореализуемых ценных бумаг;

     в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств  и быстрореализуемых активов  

     
    2.4 Управление финансовыми вложениями
     

     Краткосрочные финансовые вложения – инвестиции предприятия в различные финансовые инструменты на период до одного года. Основными формами краткосрочных  финансовых вложений являются: приобретение краткосрочных облигаций, краткосрочных  сберегательных сертификатов, векселей, помещение средств на депозитный вклад (до одного года) и т.п.

     Краткосрочные финансовые вложения представляют собой  форму временного использования  свободных денежных активов предприятия  с целью защиты их от инфляции и  получения дохода. В связи с  высокой ликвидностью краткосрочных  финансовых вложений они приравниваются к готовым средствам платежа  и служат обеспечением неотложных финансовых обязательств предприятия.

     Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также  предоставленные займы на срок не более года. Покупка этих ценных бумаг производится не с целью  завоевания рынков сбыта или распространения  влияния на другие компании, а в  интересах выгодного помещения  временно свободных средств. Эти  вложения делаются компаниями на период, в течение которого не потребуются  денежные средства для погашения  текущих обязательств или других текущих платежей. Условием эффективности  размещения таких средств является реализуемость этих ценных бумаг, что  требует наличия достаточно емкого рынка для их продажи в любой  требуемый момент.

     Краткосрочные финансовые вложения как форма финансового  инвестирования направлена прежде всего на эффективное использование временно свободных денежных активов предприятия. Основным видом денежных инструментов инвестирования является депозитный вклад в коммерческих банках. Как правило, эта форма используется для краткосрочного инвестирования капитала и ее главной целью является генерирование инвестиционной прибыли.

Информация о работе Управление оборотными активами