Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:51, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение структуры, состава и динамики оборотных активов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: «Понятие оборотных активов»………………………………………....5
1.1 Понятие, состав и значение управления оборотными активами…....5
1.2 Формирование оборотных активов……………………………….......8
1.3 Определение потребности в оборотных активах…………………...12
1.4 Эффективность использования оборотных активов………………..16
Глава 2: «Состав оборотных активов»…………………………………………21
2.1 Управление запасами предприятия………………………………….21
2.2 Управление дебиторской задолженностью………………………..23
2.3 Управление денежными средствами………………………………..27
2.4 Управление финансовыми вложениями……………………………28
Заключение ……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………...32
г) К числу комплектующих относятся продукты, не требующие обработки вообще или требующие ее в незначительной степени. К числу производящихся с ними операций могут относиться пересортировка, изменение размера партии, маркировка и т. п.
Сырье,
полуфабрикаты, вспомогательные материалы
относятся к общей категории
сырье и материалы (так как
подвергаются обработке или переработке
в процессе изготовления конечной продукции).
Необходимость образования запасов особенно
важна в связи с непрерывным углублением
разделения труда. Повышение производительности
труда происходит вследствие расширения
и углубления процессов специализации
и кооперирования, в результате которых
в процессе изготовления конечного продукта
участвует все большее число предприятий.
Необходимость перемещения между ними
средств производства приводит к образованию
все большего количества запасов, как
по величине, так и по номенклатуре.
Образование запасов связано также с необходимостью
обеспечения не прерывности процесса
производства на всех его стадиях. В процессе
выполнения договоров поставки продукции
и при ее транспортировке могут происходить
отклонения от запланированных сроков
и размеров партий поставки. В тоже время
питание производства должно осуществляться
регулярно. Поэтому от наличия и состояния
запасов в первую очередь зависит ритмичная
работа предприятия.
Наличие запасов позволяет бесперебойно
обеспечивать выполнение установленной
производственной программы.
2.2 Управление дебиторской
Успешно вести бизнес и не предоставлять коммерческие кредиты практически невозможно в силу объективных причин: высокой конкуренции, дефицита денежных средств и пр. Тем не менее предприятие должно стремиться снижать уровень дебиторской задолженности и повышать ее оборачиваемость, чтобы обезопасить себя от потери ликвидности.
Управление
дебиторской задолженностью требует
особого внимания, поскольку находится
на стыке юриспруденции и
Дебиторская
задолженность относится к
Зачастую причиной высокого уровня дебиторской задолженности становится абсолютное незнание предприятием своих контрагентов. В результате предприятие, имея деньги, не может рассчитаться по своим обязательствам, оказываясь на пороге кризиса.
В условиях кризиса компания должна пересмотреть работу по следующим направлениям управления кредиторской задолженностью:
1.
Формирование кредитной
2. Знакомство с клиентом.
3.
Планирование дебиторской
4.
Оформление договорных
5. Исполнение своих обязательств.
6.
Контроль исполнения
7.
Досудебное урегулирование
8. Рассмотрение спора в суде.
9. Исполнительное производство.
Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по таким ключевым вопросам, как:
При формировании кредитной политики также необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию. Например, стратегия, направленная на завоевание новых рынков сбыта, предполагает больший размер дебиторской задолженности, нежели стратегия удержания рынка.
Не стоит забывать о том, что как бы ни была эффективна кредитная политика предприятия, в ходе взаимодействия компании с покупателями не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие должно обязательно организовать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины (иными словами проводить мониторинг дебиторов). Это позволит заблаговременно увидеть кризисные явления и предпринять меры для их устранения.
Таким
образом, в целях оптимизации
политики продаж с отсрочкой платежа
у предприятия должны быть разработаны
следующие положения и
Второй этап работы по управлению дебиторской задолженностью - знакомство с клиентом, подразумевающее оценку его платежеспособности. Каждое предприятие самостоятельно определяет критерии оценки клиентов и способы ранжирования их по группам. Поскольку использование метода оценки финансового состояния клиента, основывающегося на анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности, на практике ограничено из-за того, что либо отчетность компании искажена, либо вообще недоступна, предприятие может воспользоваться иными способами определения кредитоспособности покупателя.
Особое внимание следует уделить сбору информации о контрагентах-нерезидентах. В случае непоступления валютной выручки со стороны контролирующих органов к предприятию могут быть применены экономические санкции, а к руководству - уголовная ответственность.
В обязательном порядке требуйте от нерезидента предоставления легализованной выписки из торгового реестра страны местонахождения клиента и доверенность представителю нерезидента с апостилем компетентного органа государства, в котором этот документ был выдан, а также копии учредительных документов с нотариально удостоверенным переводом.
После "знакомства с клиентом" и подготовки к оформлению договорных отношений необходимо осуществить планирование дебиторской задолженности в разрезе видов задолженности, сроков погашения, сумм по классам контрагентов и договоров, видов готовой продукции (товаров) и др. Данный этап имеет отношение к бюджетному процессу предприятия, так как связан с созданием таких плановых документов, как бюджет запасов, бюджет закупок, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс и, конечно, бюджет дебиторской и кредиторской задолженности.
Структурирование
дебиторской задолженности (выделение
групп покупателей по срокам погашения,
определение размера
Особое внимание при управлении дебиторской задолженностью надо уделять изменению таких параметров, как общий объем задолженности, задолженность отдельных дебиторов, оборачиваемость. Постоянное наблюдение за этими параметрами позволит в случае их неблагоприятных изменений своевременно принять меры.
2.3 Управление денежными
Управление денежными средствами – основа эффективного финансового менеджмента. Современные методы планирования, учета и контроля денежных средств позволяют руководителю определить, какие из подразделений и бизнес-линий предприятия генерируют наибольшие денежные потоки, в какие сроки и по какой цене наиболее целесообразно привлекать финансовые ресурсы, во что эффективно инвестировать свободные денежные средства.
Основными задачами анализа денежных средств являются:
-
оперативный, повседневный
-
контроль за использованием
-
контроль за правильными и
своевременными расчетами с
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
-
своевременная выверка
-
диагностика состояния
-
прогнозирование способности
-
способствование грамотному
С
позиции теории инвестирования денежные
средства представляют собой один из
частных случаев инвестирования
в товарно-материальные ценности. Поэтому
к ним применимы общие
Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:
а) общий объем денежных средств и их эквивалентов;
б) какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
в)
когда и в каком объеме осуществлять
взаимную трансформацию денежных средств
и быстрореализуемых активов
2.4 Управление финансовыми вложениями
Краткосрочные
финансовые вложения – инвестиции
предприятия в различные
Краткосрочные финансовые вложения представляют собой форму временного использования свободных денежных активов предприятия с целью защиты их от инфляции и получения дохода. В связи с высокой ликвидностью краткосрочных финансовых вложений они приравниваются к готовым средствам платежа и служат обеспечением неотложных финансовых обязательств предприятия.
Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года. Покупка этих ценных бумаг производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании, а в интересах выгодного помещения временно свободных средств. Эти вложения делаются компаниями на период, в течение которого не потребуются денежные средства для погашения текущих обязательств или других текущих платежей. Условием эффективности размещения таких средств является реализуемость этих ценных бумаг, что требует наличия достаточно емкого рынка для их продажи в любой требуемый момент.
Краткосрочные финансовые вложения как форма финансового инвестирования направлена прежде всего на эффективное использование временно свободных денежных активов предприятия. Основным видом денежных инструментов инвестирования является депозитный вклад в коммерческих банках. Как правило, эта форма используется для краткосрочного инвестирования капитала и ее главной целью является генерирование инвестиционной прибыли.