Управление оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.

Оглавление

Содержание
Введение
1. Сущность, состав и классификация оборотных активов (капитала)
2. Управление запасами. Нормирование. Оптимизация размера партии заказа
3. Управление дебиторской задолженностью
4. Оптимизация остатка денежных средств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  из чего формируются затраты на хранение запасов, и что определяет величину издержек на хранение единицы запаса.

     Затраты по содержанию запасов на складе можно  подразделить на постоянные и переменные.

     а) Постоянные затраты хранения и содержания единицы продукции в запасе за определенный период (Зпос, руб) определяются с учетом расходов на содержание и обслуживание помещений (налоги, амортизация, отопление, освещение, ремонт, оплата труда персонала и т.п.) за определенный период, которые относятся на все помещение в целом не зависимо от степени его текущего использования.

     Величина  постоянных затрат на хранение заказа (Qзак) рассчитывается с использованием величины постоянных издержек на хранение единицы запаса (Ипос).

     Для расчета величины постоянных издержек на хранение и содержание единицы  товара в запасе за определенный период постоянные затраты за этот период относят к единице общего объема складской емкости (Qскл):

      , руб/ед*год, (3)

     где Qскл - общий объем (емкость) склада. Единица размерности емкости склада должна соотносится с единицей измерения хранимого товара - м2, м3, тн, шт и т.д.

     Тогда постоянные затраты за время хранения запаса определятся:

      , руб., (4)

     где Qзак - величина запаса на складе за рассматриваемый период, соответствует размеру заказа - ОРЗ, ед.

     Замечание. При аренде склада в качестве постоянных затрат (Зпос) может рассматриваться общий размер арендной платы за соответствующий период, а в качестве постоянных издержек (Ипос) - расценки за аренду единицы складской емкости в год (месяц и т.д.).

     б) Переменные затраты обслуживания единицы  продукции за определенный период (Зпер, руб) связаны с текущими расходами на обслуживание запасов (контроль, учет и т.п.). Для определения переменных затрат используется величина переменных издержек, которые определяются из отношения переменных затрат на обслуживание запаса в конкретном периоде к объему этого запаса.:

      , руб/ед*год, (5)

     где Qтек - размер запаса, в связи с обслуживанием которого образуются переменные затраты в рассматриваемом периоде, ед.

     Величина  переменных издержек на единицу запаса, как правило, постоянна. Объем текущего запаса изменяется по мере расходования запаса. Тогда переменные затраты  на обслуживание запаса за период хранения определятся из выражения:

      , руб., (6)

     При расчете общих затрат на хранение постоянные и переменные затраты  суммируются:

      , руб. (7)

     Необходимость разделения общих затрат на постоянные и переменные связана с тем, что  величина переменных затрат всегда зависит  от текущего (среднего) объема запаса на складе, а размер постоянных затрат может различаться в зависимости от условий управления запасами. 

     3. Управление дебиторской задолженностью  

       Управление дебиторской задолженностью  — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. 

         Основные задачи:

  • комплексная проверка дебитора на начальном этапе;
  • юридическое сопровождение сделок
  • финансирование дебиторской задолженности;
  • учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
  • взыскание просроченного долга;
  • претензионная работа с недисциплинированными дебиторами.
 

    Функции:

  • планирование (определение финансовых и управленческих целей);
  • организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей);
  • мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью);
  • контроль;
  • анализ результатов и обратная связь.
   

    Цели:

  • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
  • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
  • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
  • ускорение востребования долга;
  • уменьшение бюджетных долгов;
  • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

         В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В современной коммерческой организации в процессе управления задействованы следующие лица и структурные подразделения:

  • Генеральный директор;
  • Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам);
  • Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер);
  • Юридический отдел и служба безопасности
 

    Проблема ликвидности дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. 

         Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

  • учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
  • диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
  • разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
  • контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

     4. Оптимизация остатка  денежных средств

  

  Управление остатком денежных средств не тождественно более широкому понятию управления денежными средствами предприятия, фирмы, компании. Финансово-экономическое содержание управления денежными средствами связано с управлением всем денежным оборотом, проходящим через предприятие. Текущую основу такого управления составляет управление собственными и приравненными к ним оборотными средствами предприятия, а также привлеченными на краткосрочный период денежными средствами.

     Управление  остатком денежных средств представляет собой лишь малую часть в общем  управлении денежным оборотом предприятия. В зависимости от формы, в которой  предстает перед ним остаток денежных средств предприятия, различается управление налично-денежным остатком, и управление остатком денежных средств, находящихся в безналичной форме. Эти две формы часто объединяют в одно понятие управления наличностью. Между тем, каждая из двух форм управления остатком денежных средств имеет свои специфические по отношению к другой особенности.

     В основе управления остатком наличных денежных средств  на промышленном предприятии лежит контроль за налично-денежными потоками, осуществляемый посредством возможного использования следующих документов: чеки чековой книжки предприятия на снятие наличных денег с расчетного счета, карточки с образцами первых и вторых подписей должностных лиц предприятия, приходные  и расходные ордера по денежным потокам кассы, утвержденный лимит кассы, объявления на взнос наличными, утвержденный перечень товаров, подлежащих реализации за наличный расчет, кассовый план, дебетовые и кредитовые обороты по счету касса в главной книге и книге учета кассовых операций предприятия.

     На  предприятиях розничной торговли и в коммерческих банках, осуществляющих операции в рублях и валюте с населением, к числу специфических факторов управления налично-денежным оборотом относится систематическая инкассация наличных денежных средств с отнесением расходов по инкассации на издержки обращения или операционные расходы. Зачисление на счета инкассированных наличных денежных знаков производится как правило в день произведенной инкассации или не позднее следующего за ним дня. Эти налично-денежные обороты, так же как и снятие наличных денег со счетов, учитываются финансовым менеджером  предприятия при управлении безналичным остатком денежных средств. Центральный вопрос такого управления - выбор: держать или не держать большие остатки безналичных денежных средств. На него нет однозначного ответа. С одной стороны, не размещать большие остатки средств значит не занимать и не нести дополнительные затраты в виде процентов по заемному капиталу. С другой стороны, держать большие остатки денежных средств на счетах означает потерю процентов по возможным краткосрочным инвестициям этих денег например, в ценные бумаги. Это затраты на владение остатками денежных средств. Предельные затраты на такую ликвидность равны сумме доходов, которые можно получить инвестируя свободные деньги. С третьей стороны, размещать остатки денежных средств, значит рисковать и обязательно с высокой вероятностью занимать.

     Решение этих проблем зависит от многих факторов, в числе которых соотношение  затрат на владение остатками (упущенная  выгода от не размещения средств) и затрат по возможному займу средств (сумма платежей по процентам за краткосрочный кредит), степень неопределенности ожидаемых денежных потоков притока и оттока средств предприятия, наличие или отсутствие целевых установок на максимальную концентрацию средств на счетах или максимальное дополнительное зарабатывание денег.

     В тех случаях, когда финансовый менеджер имеет уверенность в будущих  денежных потоках предприятия и  прогнозирует превышение упущенной  выгоды над стоимостью краткосрочного кредита, т.е. уверен в доступности дешевых коротких денег, он может смело работать по остатку денежных средств на расчетном счете в ноль. Для этого важно грамотно закрыть операционный день предприятия. Закрыть операционный день - значит к безналичному остатку денежных средств на начало операционного дня, - прибавить все реально возможные поступления (зачисления) средств на счета предприятия к исходу операционного дня, включая сумму сданных наличных денег в банк,  и вычесть все безналичные платежи и снятия наличных денег текущего операционного дня. Положительный остаток в виде  указанной разницы даст свободный остаток денежных средств к размещению на финансовых рынках.

     Следует отметить, что простота подсчета остатка  средств к размещению выступает  мнимой, не совпадающей с реальной практической трудностью точного закрытия операционного дня. Дело это весьма тонкое, которое целиком не зависит от предприятия. Надо учесть многие возможные неприятности и выгоды, например со сроками взимания самим банком платы за расчетно-кассовое обслуживание, платы за инкассацию, практические условия зачисления и перечисления средств со счетов по одногородним, междугородним и международным расчетам, возможность сделок с повышенной доходностью против рынка, но с непременным условием оплаты сегодня. Большинство предприятий, фирм, компаний исходят из того, что деньги должны работать. На практике на такой работе денег часто можно вынуждено ничего не заработать. Например, отдать под 40% годовых, а привлечь под 60% годовых. Задача финансового менеджера - избежать таких сокрушительных поражений в операционной активности предприятия, избежать картотеки, штрафов, подмыва репутации.

     При наличии у предприятия, фирмы, компании филиалов  управление остатком денежных средств усложняется. Сюда включается механизм внутрисистемного перераспределения свободных денежных средств и грамотное управление остатками денежных средств головного предприятия и филиалов превращается в крупную финансово-экономическую задачу, имеющую большое значение в достижении реального финансового успеха всей производственно-коммерческой деятельности системы. Важнейшим принципом работы с филиалами по вопросу об управлении остатком денежных средств выступает недопущение такого положения, когда у них ежедневно сначала изымаются денежные средства, а потом возвращаются. Нельзя также просто гонять деньги между филиалами под финансовые  прорывы.

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия