Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы стратегии и тактики финансового менеджмента, закрепить практические навыки управления финансовыми процессами, протекающими на предприятиях, в организациях.
Введение………………………………………………………..…………………….3-4
1. Управление финансовым состоянием предприятия (организации):
1.1 Сущность, понятия, факторы и система показателей, характеризующих управления финансовым состоянием предприятия………………………….…….5-7
1.2 Методы оценки платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности……………………………….……….…….7-13
1.3 Информационное обеспечение деятельности финансовой службы на предприятии……………………………………………………………………….13-14
2. Расчетная часть:
2.1 Исходные данные……………………………………………………..……….15-19
2.2 Коэффициенты ликвидности…………………………………………..……..19-20
2.3 Коэффициенты финансовой устойчивости…………………………..……...21-23
2.4 Коэффициенты деловой активности………………………………..………..23-25
2.5 Коэффициенты рентабельности……...………………………………..……..26-27
2.6 Расчет основных финансово-экономических показателей по плану………27-28
2.7 Леверидж, операционный, финансовый рычаг……………………………...33-34
2.8 Мероприятия по улучшению финансовых показателей деятельности предприятия и коммерческий баланс (годовой)……………………….………..34-36
Заключение…………………………………………………..…………………….37-38
Список используемой литературы…………………………………………………..39
Приложение…………………………………………………………………..……40-42
Рп = 20814(ф.№2: стр.100) + 0(ф.№2: стр.130) = 20814 (тыс. руб.);
∆Рп = 20814 * 0,02 = 416,28 (тыс. руб.);
С1 = 156368,3 + 131647,9 – 3072 +18480,48 - 416,28 = 303008,4 (тыс. руб.).
д) расчетное (плановое) значение переменных расходов:
Рпер1 = Рпер0 * (1 + Тпр), тыс. руб.
где Рпер0 – исходное значение переменных расходов, тыс. руб.
Рпер1 = Рпер0 * (1 + Тпр) = 127937,7 * (1 + 0,029) = 131647,89 (тыс. руб.).
е) исходное значение переменных расходов:
Рпер0 = С0 - Рпос0, тыс. руб.
где С0 – исходное значение себестоимости проданной продукции (ф.№2: стр.020), тыс. руб.
Рпер0 = 284306 – 156368,3 = 127937,7 (тыс. руб.).
ё) расчетное (плановое) значение валюты баланса (Вб1):
Вб1 = Вб0 + ∆В, тыс. руб.
где Вб0 – исходное значение валюты баланса (ф.№1: стр. 300), тыс. руб.;
∆В – изменение планового
значения валюты баланса по
сравнению с исходным
∆В = 308008(ф.№1: стр. 490) * 0,50 = 154004 (тыс. руб.);
Вб1 = 627154 + 154004 = 781158 (тыс. руб.).
Таблица 3
Основные финансово-экономические показатели предприятия (организации) по плану
Наименование показателей | Значения показателя |
4 вариант | |
1 | 2 |
1. Добыча угля, тыс. т. | 1051 |
2. Темп прироста добычи угля, % | 2,9 |
3. Выручка от продажи продукции (В1), тыс. руб. | 427844,3 |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 |
4. Цена реализации одной тонны угля (Ц0), руб. | 395,61 |
5. Себестоимость реализованной продукции (С1), тыс. руб. | 303008,4 |
6. Переменные расходы (Рпер1), тыс. руб. | 131647,89 |
7. Постоянные расходы (Рпос0), тыс. руб. | 156368,3 |
8. Чистая прибыль, тыс. руб. | 124835,9 |
9. Рентабельность собственного капитала (К17), % | 7 |
10. Рентабельность активов (К18), % | 4 |
11. Собственные средства (ф.№1: стр.490), тыс. руб. | 308008 |
12. Заемные средства (ф.№1: стр.590+стр.690), тыс. руб. | 319146 |
13. Проценты к уплате (∆Пу), тыс. руб. | 18480,48 |
14. Валюта баланса (Вб1), тыс. руб. | 781158 |
2.7 Леверидж, операционный, финансовый рычаг
Леверидж как финансовая категория – процесс управления активами и пассивами предприятия, организации, направленный на увеличение размеров прибыли, т.е. это рычаг или определенный фактор, относительно небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый левериджный эффект, или эффект рычага.
Оценка уровня левериджа позволяет выявить возможно изменения показателей рентабельности, степень риска, чувствительность прибыли к изменениям внутрипроизводственных факторов и конъюнктуры рынка.
Эффект операционного рычага (Эор) показывает степень чувствительности прибыли к изменению размеров производства продукции и заключается в наращивании прибыли при росте размеров производства за счет экономии на условно-постоянных расходах:
Эор = ВМ / Пр = (В - Рпер) / (В – Рпер - Рпос), доли ед.
Эор = (415786 – 127937,7) / (415786 – 127937,7 – 156368,3) = 2,19.
Вывод: Полученный коэффициент выражает, во сколько раз маржинальный доход превышает операционную прибыль. Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж. С изменением выручки от продаж меняется и его сила воздействия. Операционный рычаг позволяет оценить степень влияния изменения объемов продаж на размер будущей прибыли организации. Расчеты операционного рычага показывают, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1 %. Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства. Сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска, то есть риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного рычага (чем больше доля постоянных затрат), тем больше предпринимательский риск. Эффект производственного рычага равен 2,19, то увеличение (снижение) выручки на 1 % приведет к росту (сокращению) прибыли на 2,19 %.
Эффект финансового рычага (Эфр) состоит в увеличение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств и отражает уровень дополнительно образующейся прибыли на собственный капитал при различном удельном весе долговых обязательств:
(Эфр) = (1 - СНП) * (Rа - СПС) * ЗС / СС, доли ед.
где СНП – действующая ставка налога на прибыль, доли ед.;
Rа – рентабельность активов, доли ед.;
СПС – средняя процентная
ЗС – заемные средства
СС – собственные средства
предприятия, организации (ф.№
Эфр = (1 – 0,20) * (0,04 – 0,12) * 164 / 308008 = - 0,000036.
Составляющие эффекта финансового рычага:
а) Дифференциал (Д) – это разница между рентабельностью активов (Rа) и средней процентной ставкой по кредитам и займам (СПС);
Д = 0,04 – 0,12 = - 0,08.
б) Плечо финансового рычага (ПФР) – соотношение между заемными (ЗС) и собственными средствами предприятия (СС).
ПФР = 164 / 308008 = 0,0005.
Вывод: На данном предприятие сложилась ситуация, когда дифференциал финансового рычага принимает отрицательное значение (-0,08). Дифференциал финансового левериджа может иметь отрицательную величину, т.к. часть прибыли будет уходить на формирование заемного капитала по высоким процентам за пользование кредитом и рентабельность собственного капитала снизится. А также в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем продаж товаров и соответственно, размер валовой прибыли организации, в этом случае отрицательная величина дифференциала может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения экономической рентабельности или валовой рентабельности активов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование отрицательного дифференциала финансового рычага по различным причинам всегда приводит к снижению рентабельности собственного капитала. В этом случае использование заемного капитала дает отрицательный эффект и предприятие, не пользующееся внешними источниками финансирования находится в гораздо более выгодном положении.
Аналитические представление
Доходы = Расходы.
Основными параметрами безубыточности являются:
1) Критический или минимальный безубыточный размер производства продукции в стоимостном выражении (порог рентабельности - ПР) характеризует размер выручки, при котором предприятие, организация не получает ни прибыли, ни убытков и рассчитывается по формуле:
ПР = Рпос / (1 - Р пер / В), тыс. руб.
где Рпос – постоянные расходы, тыс. руб.;
Рпер – переменные расходы, тыс. руб.;
В – выручка от продажи
ПР = 156368,3 / (1 – 127937,7 / 415786) = 225867,83 (тыс. руб.).
При выручке 225867,83 тыс. руб. предприятие не получает ни прибыли, ни убытков.
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при котором предприятие не имеет убытков, но еще и не имеет прибыли.
При расчете точке безубыточности и построения графика предполагается определенные условия: объем производства равен объему продаж, цена единицы продаваемого товара одинакова во времени, уровень переменных и постоянных издержек остается неизменным, производится единственный вид изделия и другие. На практике эти условия не всегда реальны. Поэтому анализ безубыточности следует рассматривать лишь как один метод финансовой оценки предпринимательского проекта, дополняющий другие методы.
График точки безубыточности представлен в Приложении.
2) Критический или минимальный безубыточный размер производства продукции в натуральном выражении (критический объем производства - Пк):
Пк = Рпос / (Ц – Р пер уд), тыс. т.
где Ц – цена единицы продукции, руб.;
Информация о работе Управление финансовым состоянием предприятия